В этом году сразу два юбилея отмечает знаменитая «арктическая гипотеза»: в 1893 и 1903 годах индийский мыслитель Бал Гангадхар Тилак опубликовал свои книги – «Орион, или Изучение древности Вед» и «Арктическая родина в Ведах». Он утверждал, что прародина индоевропейских народов (славянских, германских, романских, кельтских, индоиранских) располагается в Арктике, на полярных территориях Евразии. И хотя насчёт именно Арктики автор ошибся, ход его мысли был во многом верен, что подтвердила наука в XX и XXI веках. О первостепенном значении российского пространства для индоевропейской истории, о расколе некогда единой общности на славян и западноевропейцев, а также о революции в индоевропеистике последних десятилетий рассказывает публицист Алексей ГУДЗЬ-МАРКОВ, автор книг «Индоевропейцы Евразии и славяне», «Пантеоны богов индоевропейцев и прапантеон» и прочих.
– СЛОВО «индоевропейцы» громоздкое, но довольно точное: им охвачен ареал родственных языков от Индии до Европы, то есть от индоариев на востоке до европейцев на западе. В XIX и первой половине XX века в качестве синонима слова «индоевропейцы» употреблялось слово «арии», однако было дискредитировано нацистами.
– Дело не только в нацистах. Термин «арии» невозможно употреблять как синоним термина «индоевропейцы», потому что арии – лишь одни из индоевропейцев. Арийской называется индоиранская языковая ветвь, вот и всё. Не германская ветвь, не славянская ветвь, не вся индоевропейская языковая семья вместе, а только индоиранские народы. Нацистов не интересовала правда: они слепили идеологического уродца из индийской и германской мифологий и вручили его населению. Славяне, если уж на то пошло, родственны ариям больше, чем германцы, хотя не вижу здесь какого-то повода для гордости. Ну родственны и родственны.
– Популярность слова «арии» была вызвана ещё и тем, что Европу сильно впечатлили обнаруженные на рубеже XVIII и XIX веков древние арийские религиозные тексты – индийская Ригведа и иранская Авеста. Собственно, в них-то и сказано о северной прародине индоевропейцев (хотя и не только в них – вспомним Гиперборею из древнегреческой мифологии). От этого прежде всего и отталкивался Тилак в своей «арктической гипотезе».
– Действительно, иранская Авеста прямо указывает на север. В этом сочинении повествователь Зороастр (предполагаемый автор Авесты, имя которого в России более известно как Заратустра. – Прим. «АН») беседует с Ахура-Маздой – некоей сверхъестественной сущностью – и получает ответы на интересующие его вопросы. В число текстов, которые образуют Авесту, входит так называемая «Географическая поэма», и в ней чётко отражена память иранцев о том, что далёкие предки жили на берегу северной реки, откуда затем ушли из-за холодных зим на юг – в Иран и в Индию через Среднюю Азию. Эта северная река, по-видимому, – Волга либо Урал.
– К Уралу обязательно подойдём, а сперва разъясните, в чём ошибался и в чём оказался прав Тилак. В России есть люди (не учёные, а любители экзотических воззрений), которые согласны с ним без оговорок и размещают прародину индоевропейцев на Кольском полуострове.
– Я как раз недавно вернулся из тех краёв – из Архангельской области. Север безумно красив и очень вдохновляет – отсюда и популярность идей Тилака. Иногда в их пользу приводится тот факт, что старейшая индоевропейская Y-хромосома (10, 6 тыс. лет) обнаружена на озере Лача в Архангельщине. Но вот ведь какое дело. Генетикой установлен возраст индоевропейцев, и он вдвое больше – около 20 тысяч лет (это, к слову, самая молодая ветка человечества). Соответственно, разместить прародину в полярных широтах Евразии невозможно: в те времена, 20 тысяч лет назад, там лежал Вюрмский ледник. Кольский полуостров, как и Скандинавский, находился под двухкилометровым слоем льда, Балтийского моря не было. Там бы даже медведи белые не выжили, не то что люди. Ледник стал таять лишь к 11-му тысячелетию до н.э., так что на Лачу индоевропейцы прибыли, а не сформировались там.
В чём же Тилак оказался прав? Не только в том, что обратил свой взор в северном направлении. Но ещё и в том, что связал прародину с арктическим климатом. Знаете, где в Евразии на момент возникновения индоевропейцев был арктический климат? На кромке Вюрмского ледника. Эта линия проходила через современную Воронежскую область, Южный Урал и южную Сибирь. Основная на сегодня гипотеза происхождения индоевропейцев (курганная гипотеза. – Прим. «АН») размещает прародину именно здесь – на юге Урала и Сибири.
– Наряду с курганной гипотезой среди учёных популярна балканская, которая размещает прародину соответственно на Балканах. Не будем останавливаться на том, что лежит в основе этих гипотез. Лишь спрошу: почему балканская вам не по нраву? Надеюсь, не только потому, что вам, как русскому, приятно мыслить индоевропейскую прародину в России?
– Прародина не может располагаться ни на Балканах, ни где-либо ещё в Европе, поскольку индоевропейцы появляются в Европе лишь в 3200-е годы до н.э. Более старые поселения ошибочно интерпретировались в качестве индоевропейских. Это не индоевропейцы, а другая общность – древние европейцы, как их именует наука. Они пришли в Европу с Ближнего Востока. Когда в 1994 году я увидел древнеевропейскую керамику, я сразу сказал: она не индоевропейская! У индоевропейцев форма сосудов всегда классическая – крынка для молока, а здесь – сложные формы. Плюс орнаменты: у индоевропейцев это кресты и меандры, а здесь – орнамент в виде змей. Древние европейцы культурно ближе к Африке, то есть более архаичны (если рассматривать Африку как прародину всего человечества).
В 1994-м, когда я написал свою «Индоевропейскую историю Евразии», ещё не было данных современной популяционной генетики. С появлением этих данных стало совсем очевидно: древние европейцы – не индоевропейцы. В частности, выяснилось, что расположенная на украинском правобережье трипольская культура, которую у нас считали индоевропейской и протославянской, отнюдь не является таковой (это, кстати, тоже можно было изначально понять по керамике). Толстые книги напрасно повторяли одно и то же друг за другом в течение 70–80 лет.
Именно на популяционную генетику сегодня главным образом опирается индоевропейская история. Складывается довольно чёткая картина: индоевропейцы пришли в Европу из евразийских степей и стали её хозяевами, как бы «раздвинув» древних европейцев, заставив их уйти из Центральной Европы на юг и на север – на Балканы и в Скандинавию, где сегодня в наибольшей степени представлен их генетический материал.
– На страницах «АН» о генетике неоднократно рассказывал биохимик Анатолий Клёсов. В частности, о том, что славяне и западноевропейцы зачастую имеют разные индоевропейские гаплогруппы: у славян – R1a, у западноевропейцев – R1b. И о том, что вражда между носителями этих гаплогрупп уходит в глубину тысячелетий. Это потрясает воображение. Ища корни цивилизационной вражды между нами и Западом, обычно заглядывают на тысячу лет назад, во времена, когда христианство разделилось на западное и восточное, – а генетика предлагает заглянуть гораздо дальше, в доисторический период.
– Разделение на две гаплогруппы сопровождает индоевропейцев с самого начала. Та общность, которая была носителем R1b (предки западноевропейцев), вела себя более подвижно. А та, которая была носителем R1а (предки славян и ариев), вела себя более консервативно. R1а вполне комфортно ощущали себя в евразийских степях, а R1b ушли в Малую Азию, на Передний Восток и даже в Центральную Африку (Сахара тогда была цветущей саванной). А затем они через Закавказье пришли на Днепр – и вот тут началась война. Война между R1a, которые оставались в степях, и R1b, которые много где побывали и стали обладателями другой исторической памяти, другого опыта, других навыков. Других нейронных связей, как говорят сегодня.
Именно о той войне идёт речь в древнескандинавской «Саге об Инглингах». Боги, которые называются «асы», во главе с Одином противостоят другим богам, которые называются «ваны». Очевидно, асы – это R1b, а ваны – это R1a, то есть наши предки. Война шла в междуречье Дона и Днепра и длилась около трёх тысяч лет. Победу, согласно саге, не одержал никто – был заключён мир.
И чтобы прояснить картину окончательно. В 3200-е годы до н.э. часть R1a ушла в Европу, минуя R1b северным обходным путём, а другая часть R1a осталась в евразийских степях (впоследствии она построит знаменитый уральский Аркаим, затем уйдёт в Индию и в Иран, породит киммерийцев, скифов, сарматов). Те R1a, которые ушли в Европу, осваивали её в течение 500 лет. Это и есть протославяне. Они продвинулись до нынешней Франции, потеснили древних европейцев и стали обитать преимущественно в Центральной Европе – там, где сейчас Польша, Чехия, восточная Германия. Затем в Европу направились R1b и, поскольку шли они по чужим стопам, протославянским стопам, то сумели ещё больше потеснить древних европейцев и продвинулись ещё дальше – до Атлантики. А потом стали теснить протославян, из-за чего те устремились в обратном направлении, на восток, вплоть до нынешней Москвы.
– Хочется воскликнуть в пику Западу, подражая Блоку: «Да, скифы мы! Да, R1a мы!»
– Да, R1a мы. Но, увы, между собой R1a живут, как видим, отнюдь не дружно. Впрочем, это уже совсем другой разговор.