1 ноября этого года в Москве (Россия) подведены итоги конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2022 года, который проводится Союзом авиапроизводителей России (САП). Экспертный совет рассмотрел десятки конкурсных работ ведущих предприятий, научных организаций и авторских коллективов России. Выбраны лучшие проекты по таким направлениям, как инновационные разработки, новые технологии, ОКБ года, выполнение государственного оборонного заказа, подготовка специалистов для авиастроительной отрасли, создание новых систем и агрегатов авиационного назначения, совершенствование нормативной базы, развитие послепродажного обслуживания.
Конкурс «Авиастроитель года» проводился в 10 номинациях. В первой номинации «Лучший инновационный проект» победителем признано ОКБ Сухого с работой «Разработка и организация серийного производства информационно-управляющей системы самолётов Су-35 и Су-35С». Коллектив проекта также стал дипломантом в номинации «За вклад в обеспечении обороноспособности страны». Результатом труда суховцев стала инновационная высокоинтегрированная интеллектуальная система, обеспечивающая многофункциональное применение боевого сверхманевренного самолёта. Полученный при создании информационно-управляющей системы опыт востребован не только другими предприятиями авиационной отрасли, но и в смежных отраслях.
ПАО «Яковлев» вместе с АО «АэроКомпозит» и ЦАГИ стали лауреатами в номинации «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)» с работой «Сертификация самолёта транспортной категории с крылом из российских полимерных композиционных материалов – проект МС-21». В конце прошлого года по завершении цикла статических и лётных испытаний было получено одобрение главного изменения в сертификат типа, позволяющее начать производство авиалайнера с крылом из российских материалов.
Отдельно ПАО «Яковлев» стало победителем в номинации «За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства» за работу «Интерактивное электронное техническое руководство самолёта Як-130». Руководство позволяет оптимизировать процесс сервисного обслуживания самолёта в местах его базирования, что особенно актуально с учётом широкой географии поставок Як-130.
АО «АэроКомпозит» стал дипломантом в номинации «За создание новой технологии» за работу «Технология модульной сборки прототипа крыла и автоматизированная линия с модульным оборудованием для сборки кессона консоли крыла широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта». По итогам этой работы был изготовлен опытный образец кессона крыла перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, агрегат проходит испытания в ЦАГИ.
Филиал «Региональные самолёты» ПАО «Яковлев» совместно с коллегами из ГосНИИАС стал дипломантом в номинации «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)» с работой «Полунатурный испытательный комплекс отработки и интеграции комплекса бортового оборудования самолёта SJ-100 «Электронная птица». Этот комплекс сыграл важную роль в подготовке к первому полёту самолёта, а в дальнейшем будет активно применяться в ходе сертификационных испытаний SJ-100.
Помимо победы в номинации «Лучший инновационный проект» ОКБ Сухого также удостоилось звания дипломанта конкурса «Авиастроитель года» в номинации «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий». Коллектив представил проект под названием «Система работы со студенческим техническим резервом», ставшей в ОКБ уже действующим комплексным механизмом подготовки инженерных кадров. Благодаря ему удалось добиться ранней адаптации под специфику ОКБ молодых специалистов с высокой продуктивностью мышления, с активной жизненной позицией и заинтересованностью в долгосрочной работе в ОКБ Сухого.
В свою очередь ЭМЗ им. В.М. Мясищева завоевал звание дипломанта в номинации «За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства», представив проект «Разработка методики и обеспечение продления ресурса парку самолётов L-39 без доработок и дополнительных ресурсных испытаний». Методика позволят увеличить ресурсные показатели самолёта, основываясь на данных об эксплуатации. Получено заключение о продлении назначенного ресурса парку самолётов L-39 более чем на 20%. Методика может быть использована и для других типов воздушных судов.
Целью и задачей конкурса на соискание премии «Авиастроитель года» является развитие системы общественного стимулирования коллективов корпораций, предприятий авиационной промышленности, учреждений, ассоциаций и других объединений, а также обществ, организаций и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли.
Конкурс проводится с 2011 г. За это время Экспертный совет рассмотрел множество уникальных работ от специалистов авиационной промышленности, а лучшие из них отмечены наградами. Вел торжественный вечер Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Павел Власов.