Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Кубанская Фемида в плену у стереотипов

, 17:30

Кубанская Фемида в плену у стереотипов

Бывший замначальника Отдела ГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району Сергей Попов обратился с жалобой в Верховный Суд РФ, в которой указал на абсурдность, незаконность и бездоказательность приговора Горячеключевского городского суда, который признал его виновным в совершении тяжкого преступления, а именно в получении взятки. Судя по доказательствам, которые легли в основу обвинения и приговора, полному отсутствию логики и массе безумных противоречий, складывается впечатление, что привлечение Попова к уголовной ответственности является не иначе как очередной попыткой силовиков изобразить борьбу с коррупционными преступлениями среди той категории должностных лиц, по отношению которой у простого обывателя сложились устойчивые стереотипы, а именно сотрудников ГИБДД.

Свое наказание Сергей Попов уже отбыл – три года в СИЗО, однако он до сих пор не может смириться с совершенным в отношении него беззаконием. Не может смириться с тем, что ему фактически поломали жизнь, лишили работы, которую он очень любил и гордился ею, очернили его имя в глазах коллег, друзей и жителей родного города.

Беспрепятственный проезд беспрепятственного проезда

В пресс-релизах следственных органов, прокуратуры и судов, которые являются основой для громких новостных заголовков, обыватель обычно видит верхушку айсберга. Там довольно-таки логично утверждается чья-то вина, но только не доказательства этой вины. Вот что пишет пресс-служба судов Краснодарского края о приговоре в отношении Сергея Попова:

«Из приговора суда следует, что в апреле 2019 года подсудимый… в связи с болезнью начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Апшеронскому району, исполнял его обязанности. Подсудимый предложил местному предпринимателю, который занимался грузоперевозками инертных материалов, за денежное вознаграждение в сумме 100 000 рублей обеспечить организацию БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ПРОЕЗДА двух грузовых автомобилей, используемых предпринимателем, ЧЕРЕЗ ПУНКТ ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ, расположенный на территории Апшеронского района. 5 мая 2019 года (прим. Ошибка в пресс-релизе краевого суда, т.к. время инкриминируемого деяния по приговору 10 мая 2019г) Попов лично получил от предпринимателя 100 000 рублей, которыми распорядился по своему усмотрению. Незаконная деятельность подсудимого была пресечена сотрудниками УФСБ России по Краснодарскому краю».

Естественно, местные СМИ подхватили информационный повод и вынесли в подзаголовки именно «пункт весового контроля», за беспрепятственное прохождение которого Попов якобы получил от предпринимателя 100 тысяч рублей.

А вот что ответили в краевом ГУ МВД России защитникам Попова, адвокатам Краснодарской краевой коллегии Монаховой Л.И. и Кальницкому А.Г. на их адвокатский запрос о дате ввода в эксплуатацию и начала функционирования «пункта»: «По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края пункт весового и габаритного контроля на автодороге ст. Кубанская - ст. Саратовская в Апшеронском районе введен в эксплуатацию 27.06.2019 г…»

«…С 22.10.2019 с использованием данного АПВГК было вынесено первое постановление об административном правонарушении…».

То есть в период получения так называемой взятки ПУНКТ ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ НЕ ФУНКЦИАНИРОВАЛ И НЕ ФИКСИРОВАЛ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. За какую тогда услугу могли быть получены 100 тысяч рублей? В материалах дела есть информация о том, что якобы водители большегрузов жаловались еще и на мелкие придирки со стороны сотрудников ДПС. Однако если допустить, что грузовики по мелочам штрафовались каждый рабочий день, то месячная сумма затрат никак не превысила бы сумму взятки. Тем более штрафовать одних и тех же водителей ежедневно для самих гаишников это рисковое дело и чревато жалобами граждан. Более того каких-либо нарушений, допущенных водителями фирмы, имеющей отношение к взяткодателю до мая 2019 года, не было зафиксировано, а напротив были оштрафованы 31 мая 2019 года т.е. в период действия договорённости о беспрепятственном проезде. 

Получается, взяткодатель договорился отдавать Попову по 100 тысяч ежемесячно за беспрепятственный проезд беспрепятственного проезда. Полагаем, ему пришлось отдать месячную прибыль от работы грузовиков, лишь бы водители впустую жгли бензин и не сидели без дела. Если это бизнес, то какой в нем смысл?

Фантомная сумма

В начале июня 2019 года началось разбирательство в отношении подчинённого Попову сотрудника – рядового инспектора, который обвинялся в дорожных поборах, что повлекло и подозрения в отношении иных сотрудников отдела ГИБДД. По словам героя нашей публикации, он также столкнулся с жесточайшим психологическим прессингом со стороны контролирующих силовиков. Его склоняли к признанию в том, что он участвовал в группе совместно со своим подчинённым, требовали дать «изобличающие» показания на вышестоящего начальника. Ему не единожды ставили условия, при которых он мог бы избежать жесткого наказания за «участие в ОПГ», при этом возбужденного уголовного дела в отношении него еще не было. Иными словами, легенды о взятке еще не существовало.

Самое интересное, что в отсутствии самого Попова у него в рабочем кабинете, машине, а потом и в его доме уже с его участием проводились обыски, в результате которых ничего компрометирующего не было найдено. Поскольку обыски были безрезультативны, то и в материалы дела даже не подшили протоколы этих обысков. На резонное желание получить эти протоколы Попову отвечали: «Ты, действительно, хочешь, чтобы мы у тебя что-то нашли? Можем найти, что угодно». У подозреваемого изъяли только личный телефон, который стали изучать на предмет зацепок. Нашли информацию, которая могла навредить его семейной жизни, намекнули на то что отец Попова работает преподавателем и в отношении него легко возбудить уголовное дело по тем же основаниям. Всё это и стало основным рычагом воздействия на Попова.

И тут важнейший момент. Доказывать или подтверждать наличие реальных денег, тех самых 100 тысяч рублей, которые якобы передавались предпринимателем Попову, не изволил ни следователь, ни впоследствии суд. У вмененных денег нет «хвостов». ФИЗИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВЗЯТКИ НИЧЕМ НЕ ДОКАЗАНО! В материалах дела нет документальных подтверждений существования указанной суммы у взяткодателя - гражданина К. Общая фраза «распорядился по своему усмотрению» помогает спрятать огрехи следствия, но доказательством, увы, не является. Неужели гражданин К. дал бессмысленную взятку в интересах юрлица личными деньгами? Кстати, почему, имея договоренности о плате по 50 тысяч за машину каждый месяц, гражданин К. оплатил «услуги» только за один месяц май? ПОЧЕМУ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ НЕ СТАЛ ПЛАТИТЬ ЗА ПОСЛЕДУЮЩИЕ МЕСЯЦЫ, ЕСЛИ ЕГО КАК ВЗЯТКОДАТЕЛЯ НАШЛИ СОТРУДНИКИ УФСБ БОЛЕЕ 9 МЕСЯЦЕВ СПУСТЯ?

Место встречи изменить… можно

Найденный в мобильном телефоне Попова гражданин К., оказалось, имеет отношение к фирме, которая перевозит грузы через злосчастный участок местности, где расположен ПУНКТ ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ, который, как мы уже знаем, не существовал и не работал. Это, вероятно, натолкнуло следствие на составление фабулы обвинения. На самом деле Сергей Попов был знаком с указанным человеком и общался с ним как приятель по личным вопросам. Так вот когда этого знакомого, наконец, в ходе предварительного следствия по прошествии 9 месяцев нашли и допросили, он дал показания что якобы передал Попову 100 тысяч рублей на АЗС №8, находящейся в глубине Горячего Ключа, неподалеку от следственного отдела. В ходе предварительного следствия указанное место преступления было подтверждено постановлением о предоставлении результатов ОРД оперативников краевого УФСБ, которые установили, что Попов и К. имели якобы возможность встретиться на АЗС № 8. Подтвердил это и следователь Следственного комитета Сахно, составивший протокол осмотра места происшествия, в котором говорилось, что «именно на данной территории К. передал полицейскому Попову С.Н. денежные средства в качестве взятки». Да и сам гражданин К. говорил в своих показаниях, что позднее после допроса сам заезжал на данную заправку и убедился, что именно здесь произошла встреча и передача денег.

Однако в ходе судебного следствия стороной защиты обращено внимание суда на то, что ни одна из камер систем «Поток» или «Горизонт» не зафиксировала автомобиль К. в Горячем Ключе, а тем более в районе указанной заправки. В судебном заседании гражданину К. пришлось признать, что он не заезжал в город и на данную АЗС в этот день. После этого уголовное дело было возвращено в прокуратуру по причине того, что место преступления не подтвердилось и не установлено и далее за расследование взялся другой следователь. В ходе дополнительного допроса гражданин К. внезапно изменил показания и стал говорить, что передал деньги Попову на иной автозаправке, а именно на АЗС №6, расположенной на автодороге «М-4 ДОН» при въезде в городскую черту при следовании по трассе в направлении Краснодара в районе «Старого Замка».

Важно отметить, что ранее на предварительном следствии датой преступления называлось 8 мая 2019 года, но, когда следствие узнало, что К. в данный период времени находился за границей и физически не мог пересечься с Поповым, то дату взятки передвинули на 10 мая, когда К. проезжал Горячий Ключ по федеральной трассе. Камера зафиксировала его автомобиль на въезде в городскую черту на автодороге «М-4 ДОН». Что странно, другие камеры по пути следования данный автомобиль почему-то не зафиксировали. Машина мелькнула лишь на подъезде к Краснодару. Не зафиксировали машину К. и камеры в самом Горячем Ключе. Получается, что, ВЪЕХАВ В ЧЕРТУ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА, АВТОМОБИЛЬ К. ИСПАРИЛСЯ, А ПОТОМ через время ПОЯВИЛСЯ только В КРАСНОДАРЕ. Такая «телепортация» физического объекта невозможна и ничем не объясняется в материалах уголовного дела.

Что касается автомобиля Попова, то, по его словам, он выезжал на другую автозаправку и был совершенно в другом направлении, то есть ПОДТВЕРЖДЕНИЙ ТОМУ, ЧТО АВТОМОБИЛЬ ПОПОВА БЫЛ НА ЗАПРАВКЕ №6, НЕТ. Об этом свидетельствует запись с камеры на выезде из города. Более того стороной защиты адвокатами Кальницким А.Г и Монаховой Л.И. были инициированы и проведены исследования, в ходе которых, согласно данным биллингов сотовой связи установлено, что в данный период времени Сергей Попов находился в 4 км от указанного обвинением места, а так называемый взяткодатель К. проехал мимо данной АЗС №6 в направлении города Краснодар без остановки.

По поводу противоречий К. ссылался на то, что якобы про АЗС № 6 ничего не говорил, и, вероятно, следователь сам эту заправку вписал в протокол, а следователь указывал на данные, полученные от оперативных сотрудников УФСБ. В конце концов в приговоре суда дошло до того, что ни сам К., ни следователь СК Сахно не являются местными жителями и плохо разбираются в городе, а заправки настолько идентичные, что легко можно было обмануться. Удивительно, правда, как можно спутать заправку в самом городе, куда нужно ехать целенаправленно, и заправку на федеральной трассе, которая к заезду в город не обязывает?

В ходе предварительного и судебного следствия появились данные некоего Аппаратно-программного комплекса (далее АПК)- Сегмент, который якобы показывает возможность встречи Попова и К. на заправке № 6. А что это за AПK-Сегмент, сертифицирован ли он, поверен – информации сторонам не предоставили. Ходатайство защитников о предоставлении необходимой информации суд отказался удовлетворять. Суд лишь сослался на то, что данным комплексом успешно пользуются сотрудники правоохранительных органов, и только на этом основании ему нужно и должно доверять. Между тем представитель следственных органов в судебном заседании заявил, что данный АПК Сегмент показывает вероятность встречи 50 на 50. А это, как мы понимаем, похоже на кота Шредингера, сидящего в ящике, он либо мертв, либо жив, либо одновременно жив и мертв. Так и здесь – Попов мог и не мог встречаться с К., однако суд, по необъяснимым основаниям склонился в версии обвинения, что все-таки мог. Нельзя ведь допустить, что ВСЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ МЯГКО ГОВОРЯ ПРИТЯНУТЫ ЗА УШИ. Все доказательства вины Сергея Попова в уголовном деле видоизменялись и подгонялись в зависимости от «обстановки». Суд безоговорочно принял доводы стороны обвинения о том, что автомобиль Попова двигаясь из города мог повернут налево к АЗС №6 и рискуя жизнью двигаться по встречной полосе с интенсивным потоком движения, данные о котором представила защита из Росавтодора по адвокатскому запросу.

Показания более 30 сотрудников ГИБДД, ранее работавших с Поповым судом во внимание не приняты так как, давали в отношении Попова только положительные сведения, что он не совершал каких-либо незаконных действий и не склонял к ним подчинённых.

При всем при этом сам, так называемый взяткодатель, К. вопреки действующего законодательства избежал привлечения к ответственности за дачу взятки. Несмотря на то, что показания против Попова Сергея он давал не добровольно, а спустя 9 месяцев после возбуждения уголовного дела. О мотивах, подтолкнувших его к этому, можно только догадываться.

Это только малая часть тех неустранимых противоречий и пороков которая имеется в этом уголовном деле.

В своей жалобе в Верховный суд РФ Сергей Попов указывает на то, что приговор Горячеключевского городского суда является незаконным, необоснованным и несправедливым, так как все доказательства, представленные судом в приговоре, не соответствуют требованиям уголовно-процессуального законодательства. Доводы о виновности сомнительны, противоречат материалам уголовного дела и являются только предположениями. Показания так называемого «взяткодателя» противоречивы и не подтверждаются никакими иными доказательствами.

Наша редакция будет следить за развитием ситуации. Надеемся, Верховный Суд примет к рассмотрению жалобу Сергей Попова и примет законное и обоснованное решение.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram