Поддержку в давлении на российские компании могли оказывать силовики
27 октября 2023, 09:09 [ «Аргументы Недели» ]
Похоже, что в ходе рассмотрения одного из гражданских исков в Тушинском районном суде Москвы, на результат спора между предпринимателями могли повлиять силовики. Причём их действия были направлены в пользу представителя недружественной страны. Владельцы офшоров хотят получить недвижимость, приобретённую российскими фирмами, при этом закулисным героем происходящих событий становится человек, объявленный Россией в международный розыск.
В 2015 году, в Московском регионе было зарегистрировано ООО «Специальные технологии», владельцем которого стал пенсионер Иван Серов. Ранее ему принадлежала фирма с таким же названием и видом деятельности, но находилась она в Петербурге. Эта компания перешла к пенсионеру от его сына – Михаила Серова. Возможно, это произошло из-за того, что человек, чьи данные совпадают с данными последнего, разыскивается Интерполом. Основанием для этого является уголовное дело о развратных действиях в отношении несовершеннолетних.
Перебравшаяся в Москву компания сохранила свой персонал в полном составе. Допрошенные следствием сотрудники ООО «Специальные технологии» считают, что Михаил Серов продолжает управлять компанией дистанционно. При этом вполне возможно, что, обосновавшись на Украине, он вывел из фирмы несколько миллиардов рублей и ценное имущество. Затем общество было переименовано в ООО «Орион» и оставлено на номинальных лиц. Кредиторская задолженность компании, согласно решениям судов, превысила 2 млрд рублей. После этого Михаил Серов оформил себе новые документы на имя Михаила Марченко.
В 2015 году пенсионер Иван Серов распродал нежилое здание с земельным участком в Петербурге, по адресу ул. Гастелло, д. 17 лит. А, и нежилое здание в Москве, по адресу ул. Митинская, д. 30, стр. 1. Предполагается, что выкупили эти объекты офшорные компании «Ровена Сервисез ЛТД», «Рекордмакс Партисипейшн Лимитед».
Уже в 2016 году собственником этих объектов становится московское ООО «СТ-Инвест», учредителем и директором которого на тот момент был Сергей Данильченко. В 2019 году владелец меняется ещё раз. Им становится чешская компания Evolution systems s.r.o. Договоры от её лица с ООО «СТ-Инвест» заключает директор Е. В. Атаева.
Учредителем фирмы из Чехии была компания Perfectchno Partners Ltd (Кипр) под управлением Георгиоса Геменитзиса. Очевидно, что при покупке недвижимости у ООО «СТ-Инвест» Е. В. Атаева действовала в рамках своих полномочий и согласно представленной Росреестру выписки из чешского реестра юридических лиц. Деятельность Атаевой в должности директора Evolution systems s.r.o., как мы понимаем, не связана с волеизъявлением бенефициара, то есть она обладала самостоятельностью при принятии решений, в том числе по крупным сделкам. По этой причине Росреестр не требовал согласия бенефициара Evolution systems s.r.o. на совершение сделки с ООО «СТ-Инвест», и ему такое согласие не предоставлялось.
В связи с началом событий на Украине в феврале 2022 года деятельность чешской компании была заблокирована местными властями. Далее мы можем сделать вывод, что в феврале-марте 2023 года в МФЦ в Москве были поданы для регистрации в Росреестре договоры купли-продажи объектов недвижимости, согласно которым Evolution Systems в лице директора Е. В. Атаевой выступает в качестве продавца, а две московские фирмы ООО «Проксима-Ц» и ООО «ИТКОМ» – покупателей.
Похоже, что все действовали в рамках своих полномочий. Однако 25 сентября 2023 года в Тушинский районный суд Москвы поступил весьма странный иск от имени Ивана Серова. Он заявил, что являлся владельцем указанной недвижимости с 2015 года, в том же году она якобы была оформлена на кипрскую Perfecttechno Partners Ltd.
К своему исковому заявлению в качестве доказательства Иван Серов приобщил постановление следователя Е. В. Ольшевского о признании Perfectechno Partners Ltd в лице Ивана Серова потерпевшим по уголовному делу. По всей видимости, истец предполагал, что постановление следователя может заменить правоустанавливающие документы по его отношению к иностранной компании. Однако на Тушинский районный суд постановление следователя не повлияло. Заявление Ивана Серова было оставлено без движения. Суд обязал его предоставить документы, оформленные надлежащим образом и свидетельствующие о праве действовать от имени и в интересах Perfectechno Partners Ltd.
В дело вступил его сын Михаил Серов, легализовавшись теперь, по всей видимости, уже под другой украинской фамилией и именем – Николай Гурич. Человек с такими данными стал директором той самой чешской Evolutions systems s.r.o., сменив странным образом Е. В. Атаеву, которая ещё в начале года избавилась от недвижимости. Действуя под украинской фамилией, Михаил Серов стал направлять бизнес-партнёрам уведомления по поводу спора о недвижимости. Один из таких партнеров - ООО «УК Эстейт ПРО», заподозрив неладное, назначил и провел почерковедческую экспертизу. По её итогам оказалось, что за Николая Гурича расписывается… находящийся в международном розыске Михаил Серов.
Соответствующая информация, по некоторым данным, была направлена в МВД РФ и Следственный комитет. Впрочем, «помощники» Ивана Серова из числа силовиков, вероятно «пошли еще дальше». Согласно постановлению о признании Perfectechno Partnters Ltd потерпевшей стороной, в период времени с 19 апреля 2023 года по 02 июня 2023 года (запомним эти даты) неустановленные лица в неустановленном месте, неустановленным способом изготовили поддельное соглашение, согласно которому доля в чешской компании Evolution systems s.r.o. от кипрской фирмы перешла в собственность Е. В. Атаевой.
Получается, что Атаева поставила подпись в данном соглашении за себя и Ивана Серова, действовавшего на основании апостилированной доверенности от Perfectechno Partners LTD, и затем подала данное соглашение на регистрацию перехода права собственности на долю в уставном капитале в чешский реестр юридических лиц.
Далее якобы Е.В. Атаева, завладев долей в чешской компании, в собственности которой находились объекты недвижимости в Москве и Петербурге, «в составе неустановленных лиц, при не установленных обстоятельствах, неустановленным способом» изготовила договор купли-продажи недвижимости и подала на регистрацию в МФЦ в России. Трудно понять основания, которые имеет под собой это утверждение.
Как указано выше, сначала в феврале и марте 2023 года были подписаны договоры между продавцом – чешской компанией Evolution systems s.r.o в лице директора Е. В. Атаевой и покупателями – директорами ООО «Проксима-Ц», ООО «ИТКОМ». Тогда же документы были поданы на регистрацию в МФЦ (о чем свидетельствуют выданные там расписки). В выписках из Росреестра тоже указаны даты договоров. Таким образом, к 8 мая 2023 года, то есть к моменту изготовления договора о переходе доли в уставном капитале, у чешской компании Evolution systems s.r.o не оставалось ничего. Иными словами – у нее даже счет в банке отсутствовал с момента начала СВО.
Более того, почерковедческой экспертизой якобы установлено, что Е.В. Атаева не расписывалась в этом соглашении, из России не выезжала и не уполномочивала кого-либо по доверенности действовать от ее имени.
По всей видимости, отец и сын Серовы провели манипуляцию с долей в чешской компании Evolution systems s.r.o с единственной целью – создать видимость преступления. Как мы понимаем, в конце марта – начале апреля 2023 года, т. е. спустя 2-3 месяца после того, как в МФЦ были поданы договора о переходе собственности от чешской компании московской, сотрудник правоохранительных органов Артем Третьяков в отсутствии какого-либо материала проверки и заявлений начал собирать информацию о покупателях недвижимости. Звонил и приглашал к себе в кабинет «поговорить».
Видимо, проверив все обстоятельства перехода прав собственности и не найдя в них криминала, силовики решили этот криминал создать искусственно. Вот и придумали эту историю с долей в чешской компании. Поскольку провернуть её задним числом – до февраля-марта 2023 года – было невозможно, перестановки в чешской фирме провели в мае. Далее, поменяв события местами, возбудили уголовное дело, где в постановлениях указывают – «украв долю и создав, так сказать, себе условия, изготовили договора купли-продажи недвижимости подали в МФЦ для регистрации».
Похоже, расчет был сделан на то, что контролирующие органы в лице прокуратуры и ГСУ ГУ РФ по г. Москве не будут изучать материалы дела, а будут довольствоваться только прочтением фабулы в постановлении о его возбуждении.
В этой запутанной истории вырисовывается примерно следующая картина: 12 сентября 2023 года по заявлению Ивана Серова возбудили уголовное дело. 21 сентября 2023 года следователь передал Серову постановление о том, что он признан потерпевшим. После этого, 25 сентября 2023 года, Иван Серов подает в Тушинский районный суд Москвы исковое заявление и, ссылаясь на постановление следователя, просит у всех всё отобрать и ему отдать. Но Тушинский районный суд Москвы с ним не согласился и 2 октября 2023 года оставил исковое заявление без движения, обязав Ивана Серова до 19 октября доказать документально своё право на недвижимость.
Но если документов нет, получается, их надо забрать у других? Не по этой ли причине отдельные силовики побежали по адресам адвокатов и участников сделки с обысками?
У заявленных ответчиков должны находиться документы, которые можно использовать в суде. Почему бы не придержать документальную базу в своих руках на какое-то время? 17 октября 2023 года в шесть утра без известного нам согласия суда следователь вдруг решил провести неотложные следственные действия – обыск в жилищах, офисах. Для этого неожиданного мероприятия были задействованы около 20 сотрудников. Следователь направил оперативные группы по адресам жительства ответчиков и их адвокатов. Возможно, был расчёт, что для подготовки к судебному разбирательству по иску И. И. Серова у адвокатов будут находиться документы, опровергающие позицию истца и, соответственно, следствия.
К этому моменту появлялись сообщения, что в нарушение всех норм и гарантий в помещении, используемом адвокатами в своей профессиональной деятельности, якобы изъяли документы, включая документы по другим, не относящимся к уголовному делу. В настоящее время все эти действия со стороны органов следствия обжалуются в установленном законом порядке.