Аргументы Недели → Общество 13+

Мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях России

, 22:04

Мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях России

Социологическая лаборатория Ассоциации сибирских и дальневосточных городов совместно с Союзом городов Центра и СевероЗапада и ассоциацией «Города Урала» в марте 2023 г провела очередной экспертный опрос руководителей муниципальных образований. Опрошены 147 руководителей разных типов муниципальных образований России из 48 субъектов Российской Федерации.

Цель опроса – оценить динамику ситуации, выявить проблемы, возникающие в муниципальных образованиях в современных условиях, подходы к их решению на местах, изменения в деятельности органов местного самоуправления и направления совершенствования системы местного самоуправления.

Оценка социально-экономической ситуации в современных условиях

Сегодня три четверти опрошенных руководителей оценивают современную социально-экономическую ситуацию в их муниципальных образованиях в сложившихся российских реалиях как нормальную, 2,8% - как неопределенную, а 20,1% отмечают элементы социальной напряженности.
Влияние санкций, введенных против России, которые должны были усугубить кризисную ситуацию, на уровне муниципальных образований оценивается достаточно противоречиво: 43% ощутили их негативное воздействие, с другой стороны, каждый третий руководитель считает, что они никак не сказались. Кроме того, 10% отметили и позитивное, и негативное влияние, а 6% – только позитивное, увидев в них стимулы для развития собственного производства.

Наиболее ярким проявлением неблагополучия является усиление инфляционных процессов, которое отмечает 61% опрошенных, что влечет за собой падение реальных доходов населения (56,7%) и ухудшение его психологического состояния (37,6%). Относительно новым и вместе с тем значимым для муниципальных образований явлением в современных условиях стал массовый отъезд специалистов, на это обращают внимание 39% опрошенных.
Сильнее всего, по мнению руководителей муниципальных образований, сегодня кризисные явления затронули малый и средний бизнес (53,5% ответивших) и потребительский рынок (38%).
Среди отраслей производственной сферы кризисные явления, как в предыдущие волны кризисов, коснулись сильнее всего строительства (31,2%).

Другие отрасли производственной сферы, по мнению опрошенных, в нынешних условиях пострадали меньше, чем в предыдущие кризисные годы. 12,8% руководителей отметили, что в их муниципальном образовании кризисные явления не коснулись никаких отраслей производственной сферы. Среди специалистов высказываются разные точки зрения по поводу того, какие муниципальные образования страдают сильнее всего в кризисной ситуации. По мнению руководителей муниципалитетов, критерием уязвимости в кризисных условиях выступает, прежде всего, структура экономики города, ее недиверсифицированность, монопродуктовый характер. Что касается столичных городов, городов-миллионников и городских агломераций, то, по мнению опрошенных, в сложившейся ситуации такие муниципальные образования оказались менее уязвимы. Опрошенные руководители к числу наиболее уязвимых сегодня относят малые города (36,9%) и моногорода (35,5%).
Наиболее эффективными действиями по смягчению негативного воздействия кризиса руководителями муниципальных образований признаны меры поддержки малого и среднего бизнеса как наиболее пострадавшего в сложившейся ситуации и адресной социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения.

В целом оценка перспектив развития ситуации у руководителей муниципальных образований относительно оптимистична. Они воспринимают её как новую экономическую реальность, в которой нужно работать, принимая на себя основную нагрузку по решению возникающих проблем в кризисной ситуации.

В качестве основного источника улучшений современной ситуации муниципальные руководители рассматривают внешние источники: национальные проекты (90,3% опрошенных) и государственные дотации и субсидии (80,7%). Среди других внешних источников улучшений опрошенные упоминают централизованные капвложения (31%), налоговые и иные льготы (26,5%), но роль их существенно ниже. Важным внутренним источником улучшения ситуации сегодня 37,9% руководителей считает собственные силы и ресурсы муниципального образования. Еще 20% опрошенных ориентированы на мобилизацию внебюджетных средств. Значительные надежды руководители муниципальных образований сегодня возлагают на муниципально-частное партнерство, на это обращает внимание 59,3% опрошенных.

Таким образом, ресурс доверия населения к органам местной власти по-прежнему достаточно высок, и одна из задач местных властей в сложных современных условиях состоит в том, чтобы не растратить этот имеющийся ресурс. Наиболее эффективным способом повышения доверия к органам местной власти, по мнению их руководителей, является активизация взаимодействия с населением за счет проведения встреч с населением на местах, информирование населения о решении вопросов, привлечение жителей к обсуждению программ развития территории.

С точки зрения опрошенных руководителей муниципальных образований, повышению доверия населения к деятельности органов местной власти способствует рост информационной открытости, причем не только через традиционные СМИ, но и с помощью использования относительно новых способов информирования, Интернет-ресурсов и социальных сетей, позволяющих привлечь более молодую часть населения.

Многие руководители отмечают рост социальной активности населения, поскольку жители заинтересованы в улучшении условий проживания на территории, им небезразличны процессы, происходящие в муниципальном образовании, большинство из них хочет перемен и настроено на изменения к лучшему. В силу этого у населения формируется понимание причастности к позитивным переменам и, соответственно, повышение ответственности за свое место жительства и готовности к участию в решении его проблем. Диалог с жителями становится важным инструментом развития территории.

Наиболее полезными для современных условий формами участия населения в самоуправлении муниципальные руководители считают участие в обсуждении вопросов социально-экономического развития города, участие в работе органов территориального общественного самоуправления и других общественных организациях, участие в управлении многоквартирными домами. Таким образом, речь идет об общественно-полезной активности в формах инициативного участия, в которой городская общественность проявляет свою субъектность и может быть реальным партнером местных органов власти.
Именно такое конструктивное взаимодействие властей и местного сообщества в режиме постоянного диалога на всех этапах управления территорией (от принятия решений, их реализации и до контроля за их исполнением) позволит эффективнее решать проблемы создания благоприятных условий жизнедеятельности и повышения качества жизни населения.

*Выдержка из аналитической записки, подготовленной в.н.с. отдела социальных проблем ИЭОПП СО РАН, доцентом кафедры общей социологии ЭФ НГУ, к.э.н. Горяченко Е.Е. и н.с. отдела социальных проблем ИЭОПП СО РАН, доцентом кафедры общей социологии ЭФ НГУ, к.соц.н. Маловым К.В.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram