Аргументы Недели → Общество 13+

Ассоциация - это коммуникационная площадка

, 22:04

Ассоциация - это коммуникационная площадка

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) – старейшая в стране организация межмуниципального сотрудничества.

Генеральный директор исполнительной дирекции АСДГМихаил Анатольевич Зайцев ответил на вопросы АН.

Создавалась Ассоциация по инициативе снизу, причем инициатива шла с одной стороны от руководителей, как они тогда назывались, городских исполнительных комитетов. 1986 год, период интенсивного нарастания товарного дефицита, в том числе то, что касалось и городского хозяйства - ЖКХ, муниципальный транспорт, торговля. И вот отсутствие и нарастание дефицита ресурсов, не то что даже для развития того или иного города, а для его существования, для текущей жизнедеятельности.

Осенью 1986г в п. Листвянка Иркутской области состоялось рабочее совещание советских и хозяйственных руководителей сибирских городов по управлению городским хозяйством. Фактически люди обсуждали, кто чем друг другу может помочь в рамках той системы координат, в которой находилась вся управленческая вертикаль. С другой стороны, это была инициатива ученых Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР, в частности, известного социолога, академика Татьяны Заславской. На том совещании и было принято решение о создании Ассоциации, тогда она называлась Ассоциация сибирских городов. В 1991 году было принято решение об изменении названия Ассоциации сибирских городов (АСГ) на Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) в связи с расширением географии.
Сейчас Ассоциация объединяет 56 муниципальных образований трех типов: городские круга, муниципальные районы и городские поселения. То есть мы работаем именно с городской проблематикой. Это муниципалитеты, полностью охватывающие Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Входят практически все крупные города, начиная с таких миллионников, как Новосибирск, Красноярск, Омск. Все, что по Транссибу. И Камчатка, Сахалин, все областные, краевые и республиканские центры.

Наша деятельность строится одновременно в нескольких направлениях: информационно-аналитическом, обмене опытом работы администраций городов, а также консультационном, методическом и учебном направлениях.
На совещаниях и конференциях АСДГ регулярно обсуждаются законопроекты и механизмы их реализации.
В ответ на какие-то вызовы, то есть оперативные мнения, предложения людей, которые должны и могут это решать, предложения формулируются, что нужно для того, чтобы решить ту или иную проблему. Если мы видим, что дело не только в нехватке ресурсов, а и какие-то законодательные стоят барьеры.
С 1994 г. в АСДГ функционирует информационная сеть для обеспечения органов местного самоуправления оперативной информацией. В настоящее время это единственная в России межрегиональная муниципальная информационная система, пользователями которой являются тысячи муниципальных образований Российской Федерации.

- В России идут активные миграционные процессы, население стремится в крупные города. Что происходит в Сибири и на Дальнем Востоке?

- Страна огромная, она очень разная. Москва и Санкт-Петербург как два, собственно, мощных центра притяжения, они в приоритете. Но есть и другие центры притяжения. С точки зрения пространства у нас получается заселенной узкая полоса вдоль Транссиба. С точки зрения стратегии развития, вряд ли это можно положительно оценить. Центры субъектов, областные, республиканские, они стягивают население из субъектов. Скажем так, из улусов Якутии в Якутск, из Приморского края во Владивосток. Это объективный процесс, переезжают туда, где больше работы, больше возможностей, где лучше система образования и медицина и так далее.
А за счет миграции растут Новосибирск, Красноярск и Томск. Новосибирск и Томск это вообще университетские центры. Соответственно, там много молодежи. Значительная часть остается, часть наиболее амбициозных, которые ориентированы на карьеру, безусловно, стремятся потом в Москву и Санкт-Петербург.

- Как считают члены Ассоциации, распределение полномочий между ветвями власти сейчас в полной мере отвечает интересам жителей?

- Мы постоянно говорим, что распределение полномочий влечет за собой и перераспределение финансов. Это, как представляется, должно быть распределено достаточно равновесно, логично. Есть исключения: например федеральные функции, безопасность, оборона, создание условий на законодательном уровне для инфраструктуры, коммуникации.
Формально, например, муниципалитет не отвечает за экономику. По функционалу, по законодательству. Это ответственность Федерации, субъектов, бизнеса. Муниципалов здесь нет, но это их сильно беспокоит. Почему? А потому что обратная сторона любой экономики это социальная сфера. Если у вас безработица 20% будет на территории муниципалитета, то будет криминал. Дальше по списку можно продолжать. Тут целая цепочка может быть.
Есть субъектовые вещи, а есть вещи, такие как образование и здравоохранение. Здравоохранение сейчас не муниципальное. Но это по природе муниципальные функции. Я не про федеральные высокотехнологичные и специализированные центры, а про поликлиническое звено, городские больницы, ФАПы. Не видно из любого даже областного, краевого, республиканского центра, что там в сотне, а то и тысячах километров происходит в местных поликлиниках.

- Сейчас много говорят про межсекторное взаимодействие на местах. Как к этому относятся руководители муниципалитетов?

- Везде по-разному. Компетенция у разных руководителей разная, у кого-то она высокая, у кого-то недостаточно. Но опять на самородков надеяться, это наверное неверно. Должна быть система, которая бы благодаря социальным лифтам поднимала профессионалов. Вообще считается, что муниципальная власть - самая близкая власть к народу.
Но во многих регионах и городах у значительной части населения такой настрой пассивный. Мы проголосовали за вас, теперь мы лежим на диване, а вы нам сделайте что-нибудь. А если нет, мы позвоним на прямую линию Владимиру Владимировичу. А есть примеры там, где народ включился, на принципе софинансирования, как говорится, всем миром взяли и сделали то, что не может сделать муниципалитет самостоятельно и так далее. Таких примеров просто море, я даже не хочу кого-то выделять. И не только в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь, опять же, очень сильно подключаются те же территориальные органы общественного самоуправления, так называемые ТОСы.

- Не так давно в Приморском крае после рекордных осадков произошли наводнения. Ассоциация принимала какое-то участие в помощи людям?

- То что случилось в Приморском крае, конечно, чрезвычайная ситуация, бедствие. Уссурийск, по-моему, один из самых крупных пострадавших городов был. Что мы сделали? Мы вышли на Совет муниципальных образований Приморского края. Чем можно помочь? Куда чего доставить? Они ответили – «Не нужны деньги, сейчас нужны помпы, лодки, строительные материалы». Дали перечень, мы оперативно, по своим муниципалитетам разослали эту информацию - кто чем может, адрес, куда это все отправлять. Кто мог, они напрямую, в течение нескольких суток, отправили помощь.
Это частный пример. Ассоциация в целом по всем вопросам выступает как информационно-коммуникационная площадка. Каждое наше муниципальное образование имеет свое лицо, свои географические и климатические особенности, свою индивидуальность и самобытность. Но при всех различиях проблемы во многом схожи и именно в совместной работе и открытом диалоге мы находим эффективные решения.
Наша деятельность направлена не только на обмен мнениями и актуальными проблемами, но и дает возможность нашим муниципалитетам узнать новый опыт и лучшие практики решения наболевших, на сегодняшний день, вопросов развития муниципального образования.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram