Аргументы Недели → Общество 13+

Государство – это мы

, 22:02

Государство – это мы

Местное самоуправление - одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом, оно составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

На сегодняшний день организация местного самоуправления в России регулируется Конституцией РФ и федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ. Согласно ему, местное самоуправление - это «форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных местных традиций». Самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (МСУ). В структуру органов МСУ входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования и другие.

Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. В 2023 году общее количество муниципальных образований составило 18351 (сократилось на 1123 по сравнению с 2022 годом за счет сокращения числа поселений).

Муниципальное образование должно обладать собственностью. Важнейшие его объекты — это земли, жилой фонд, прежде всего в городах (не приватизированные жильцами дома и квартиры), помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, торговли, бытового обслуживания, местной промышленности.

К вопросам местного значения относятся пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, установление (отмена) местных налогов и сборов, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения муниципальных округов, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения, благоустройство и озеленение территорий муниципального образования, предоставление бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях, обеспечение санитарного благополучия населения, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, торговли, и многое другое. Для решения этих вопросов в муниципальном образовании формируется бюджет. Источники доходов складываются из:

- местных налогов (земельного и налог на имущество физлиц) и сборов (на сегодняшний день - курортный), штрафов, отчислений от государственных налогов (транспортный налог, дорожный налог, сбор на ремонт жилищного коммунального фонда);

- поступлений от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;

- отчислений от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных);

- различных дотаций.

Дебет с кредитом в масштабах страны

В 2022 году объем доходов местных бюджетов составил 6 478,0 млрд рублей (выше уровня 2021 года на 17,0%), в т. ч. налоговые доходы – 1 783,9 млрд руб. (+13,6%), неналоговые доходы – 306,8 млрд руб. (+2,6%), трансферты – 4 387,3 млрд руб. (+19,6%).

Основными факторами роста доходов местных бюджетов стали поступления от налога на доходы физических лиц и увеличение объема межбюджетных трансфертов (МБТ). Доля МБТ в доходах местных бюджетов в 2022 г. составила 67,7%.

У более 45% муниципальных образований доходы бюджета составляют от 1 до 10 млн рублей. 36% имеют доход от 10 до 100 млн рублей. Почти 10% муниципалитетов располагают суммами от 100 млн до 1 млрд, а 5% - от 1 до 10 миллиардов. В 101 муниципальном образовании доходы бюджета превышают 10 млрд, а 323 муниципалитета имеют доход до 1 миллиона рублей.

Подавляющее большинство (93,6%) муниципальных образований являются получателями дотаций. В структуре дотаций выросли доли дотаций на обеспечение сбалансированности и выравнивание бюджетной обеспеченности. У более чем 50% муниципальных образований объем дотаций превышает 20% собственных доходов.

Основную долю расходов местных бюджетов составляют расходы на образование и ЖКХ. Расходы на решение вопросов местного значения составляют 2/3, для уровня поселений и внутригородских районов эта доля приближается к 100%.

Повсеместной практикой стало делегирование полномочий от субъекта РФ на муниципальный уровень. Количество передаваемых полномочий остается значительным. По сравнению с 2021 г., в 50 субъектах РФ сохранилось число переданных муниципальным образованиям полномочий, а в 25 субъектах – увеличилось.

Власть – народу! В каких формах?

25 января 2022 года Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Документ разработан в развитие новых положений Конституции РФ, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, и направлен на совершенствование организации местного самоуправления.

Действующий в настоящее время 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает восемь видов муниципальных образований: муниципальный район, городской округ, внутригородская территория (для городов федерального значения), городское и сельское поселение, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ.

Согласно принятому законопроекту, предполагается ввести всего три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) городов федерального значения. Таким образом, устанавливается одноуровневая система организации самоуправления на местах и исключаются случаи, когда одно муниципальное образование находится внутри другого.

При этом муниципальные образования будут формироваться не по территориальному разграничению, как в настоящее время, а по так называемому принципу привязки к населению (исходя из численности и плотности его жителей).

За прошедшие полтора года с момента принятия законопроекта в первом чтении законодатели, ученые, представители муниципалитетов, экспертного сообщества представили свыше 700 поправок. Значительная часть предложений касаются проблем финансового обеспечения местного самоуправления, расширения финансовых возможностей муниципалитетов. Так же оживленную дискуссию вызывает формирование одноуровневого местного самоуправления с отказом от поселенческого принципа организации местной власти и укрупнением муниципалитетов путем образования муниципальных округов повсеместно по всей стране без учета местных традиций и особенностей различных территорий страны. Фактически, сейчас мы находимся на пути выбора модели местного самоуправления. Очень хочется, что бы совместные усилия привели к принятию нового закона, который даст возможность местному самоуправлению эффективно реализовать свой потенциал. Ведь от этого зависит качество жизни каждого гражданина страны.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram