Депутаты Госдумы РФ поддержали в первом чтении законопроект Министерства финансов о дополнительном росте НДПИ на газ с 1 августа 2024 г. до конца 2026 г. в связи с индексацией тарифов на газ. Доцент Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков считает, что в случае принятия законопроекта, его последствия для производителей газа будут губительными.
Эксперт отмечает, что рост газового НДПИ уже вписан Минфином в доходную часть проекта федерального бюджета. В пояснительной записке к новому законопроекту сообщается:
«Увеличение ставки НДПИ на газ на коэффициент ККГ направлено на зачисление в бюджет части дополнительных доходов компаний, связанных с индексацией тарифов на газ, поставляемый на внутренний рынок».
«Особое внимание здесь надо обратить на то, что Минфин чудесным образом индексацию тарифов правительством «превращает» якобы в «дополнительные доходы» поставщиков газа. В реальности при повышении НДПИ речь идет не о дополнительных доходах, а об упущенной выгоде производителей газа. Именно в этом – в компенсации упущенной выгоды – состояла первичная идея индексации тарифов», - считает Леонид Крутаков.
Он напоминает, что в прогнозе социально-экономического развития России рост оптовых цен на газ для промышленности заложен как плановый. С 1 декабря этого года цены на газ планируется индексировать на 10%, с июля 2024 года – на 11,2% (вместо планируемых 8%), а в 2025 году – на 8,2% (предполагалось 8%). При этом официальное обоснование плановой индексации – «для формирования у производителей газа доходов, необходимых для покрытия дополнительного роста налоговой нагрузки в 2024 г.» – выглядит весьма любопытно. Получается, что изначально индексация газовых цен планировалась, чтобы компенсировать убытки производителей газа от роста налоговой нагрузки. Теперь же Минфин планирует дополнительно увеличить нагрузку и изъять больше, чем дает индексация.
«То есть де-факто увеличатся внутренние цены на газ, разница от повышения поступит в бюджет, а все политические риски и последствия от неизбежного роста цен будут нести «беспринципные и жадные» газовые олигархи. Очень удобная получается конструкция: «дань» собирается с газодобытчиков, а не напрямую с потребителей. И винить при этом потребители будут не министров, а промышленность», - отмечает эксперт.
По его словам, увеличение коэффициента, которое проводит Минфин, ведет не просто к изъятию определенных излишков, а «к росту пропорции изъятия». Он ведет к росту общей налоговой нагрузки на производителей газа. При этом для независимых производителей коэффициент предлагается сделать в два раз выше, чем для «Газпрома».
«Для «Газпрома» в первой половине 2024 г. коэффициент установлен в размере 303, для независимых – 555. Во втором полугодии 2024 г. соответственно – 454 и 706. С 1 января 2025 г. – 428 и 779. Во втором полугодии 2025 г. – 448 и 799, а начиная с 1 января 2026 г. – 464 и 863. Для сравнения: сегодня коэффициент ККГ в ставке НДПИ составляет 134», - приводит цифры Леонид Крутаков.
По словам эксперта, разные ставки НДПИ для производителей одного товара – это прямое нарушение антимонопольного законодательства России. Помимо этого, разные ставки усложняют контроль за ценой реализации газа конечному потребителю.
«При этом важно помнить, что «Газпром» как единоличный владелец «трубы» уже находится в привилегированном положении за счет завышенных для независимых компаний тарифов на транспортировку и хранение газа. А приоритетный доступ к экспортным рынкам позволяет газовому монополисту нивелировать повышение ставок НДПИ. У независимых производителей таких возможностей нет. В случае принятия законопроекта они будут нести серьезные потери, добыча станет убыточной», - констатирует эксперт.
При этом, по его словам, в случае принятия новой инициативы Минфина, «итоговая нагрузка на карман потребителя не удвоится, а многократно мультиплицируется».
«Помимо всего выше сказанного, повышение НДПИ сделает поставки газа на предприятия электроэнергетики и ЖКХ неэффективными, так как они выведены из-под действия новшества Минфина. Это создаст механизм перекрестного субсидирования энергетиков за счет газовщиков. В свою очередь разбалансировка рынка спровоцирует возникновение искусственного дефицита газа для социально значимых отраслей», - отмечает Леонид Крутаков.
Он напоминает, что подобным образом Минфин снижал демпферные выплаты нефтяным компаниям, которые компенсировали их потери от роста экспортных цен.
«Закончился опыт чудовищным скачком топливных цен на внутреннем рынке. Вмешиваться в ситуацию пришлось и президенту, и премьеру. Теперь нечто подобное Минфин собирается проделать с внутренними ценами на газ, рост которых оплатят как производители газа, так и его потребители», - заключает эксперт.