Кто такие казаки и как СВО изменила их жизнь
№ () от 17 октября 2023 [«Аргументы Недели », Денис Терентьев ]
В начале октября 2023 г. стало известно, что в России хотят создать казачий мобилизационный резерв. В ближайшее время Госдума может принять поправки в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», и 60 тыс. казаков смогут обучать армейским специальностям и привлекать к выполнению боевых задач. Разумеется, их и сейчас довольно много участвует в СВО, но поправки могут многое прояснить в статусе казака. Ведь даже среди специалистов нет согласия в определении, что такое казачество: национальность, сословие, некоммерческое партнёрство или просто состояние души.
Нескучный Дон
Было бы банальностью доказывать, что юг России разительнее других регионов ощутил проведение спецоперации. В Ростове-на-Дону и Краснодаре расквартировано огромное количество военных, для которых созданы десятки тренировочных лагерей и баз. В местных госпиталях и больницах много раненых. Именно южные столицы приняли и самый мощный поток беженцев из зоны боевых действий. И приняли не абстрактно: кто-то пустил знакомых в свой дом, кто-то взял их на работу, кто-то выслушал истории «из первых уст» за кружкой пива в баре. Москва и Питер часто узнают о происходящем только из СМИ, а на юге даже искать информацию необязательно: в курилке ростовского бизнес-центра новости часто появляются не только оперативнее, чем в телевизоре, но и в гораздо более доходчивой форме.
Показательно, что в Краснодарском крае 19 тыс. жителей возвращённых регионов получили паспорта РФ и большинство не торопятся переезжать из неспокойного места. А 5, 5 тыс. переселенцев получили на Кубани жилищные сертификаты. Наплыв беженцев и военных вызвал помимо прочего и локальный экономический подъём. Например, обороты заведений общепита Ростова-на-Дону демонстрируют самый большой прирост в стране – 51% по сравнению с прошлым годом.
При этом, зная о реальном положении дел куда больше других регионов, юг очень патриотичен. Сейчас на передовой находится свыше 5, 7 тыс. казаков Кубанского казачьего войска. Многие казаки активно ездили в Донбасс ещё с 2014 г., а когда началась спецоперация, первая группа из 200 добровольцев собралась уже в марте 2022 г., а в апреле убыла на фронт. На данный момент сформированы три спецотряда из кубанцев, много их и в обычных частях вооружённых сил. В недавно представленном документальном фильме «Удержавшие Лиман» утверждается, что казаки остались защищать город после отступления регулярных частей Минобороны без авиации и артиллерии. А во время боёв за Сладкое и Нескучное казаки хоронили тела бойцов ВСУ и даже передавали их документы Украине.
Краснодарские чиновники не устают повторять, что казаки были защитниками Отечества при любой власти и политическом строе. Кубанское казачье войско в год проводит 18 поминовений, посвящённых ратным деяниям предков, в том числе и свежее поминовение участников приднестровского конфликта в 1990-е. Сейчас в войске свыше 160 патриотических клубов, в которых занимается более 10 тыс. казачат от 8 лет и старше. По призыву служить уходят 600 юных казаков ежегодно, а из частей приходит масса благодарностей: дескать, вот настоящие бойцы, а не ботаники.
После начала СВО под Краснодаром создан единственный в стране казачий центр «Кубань», где казаков-добровольцев тренируют инструкторы боевого спецназа. В течение месяца они дают инженерную, техническую, разведывательную, штурмовую подготовку, серьёзный курс по выживанию. В Федеральном агентстве по делам национальностей утверждают, что в СВО принимают участие 20 тыс. казаков со всей страны. Из них сформировано 15 отрядов БАРС (боевого армейского резерва страны), а более 1600 казаков уже представлены к государственным наградам за участие в операции.
Но, как часто бывает, естественная любовь граждан к своей родине становится предметом спекуляций чиновников, которые склонны приписывать заслуги в пробуждении их патриотизма себе. Некоторые даже, глядя на стройные казачьи шеренги, позволяют себе заявлять, будто мобилизационные резервы в стране неисчерпаемы. В России действуют 12 казачьих войск, внесённых в государственный реестр обществ. Но численность реестрового казачества в России гуляет в различных докладах от 60 до 150 тыс. человек. Но сколько в них реальных бойцов, а сколько анкет с фотографиями, сказать вряд ли кто-то сможет. В 2010 г. тогдашний председатель Совета при президенте РФ по делам казачества Александр Беглов насчитал в России около 7 млн казаков. А во время всероссийской переписи населения 2021 г. казаками себя назвали 50 450 россиян.
Как рассказывали «АН», в северном Петербурге наблюдается пёстрый ассортимент казацких ячеек. Хотя «Петербургского» или «Северо-Западного» войска в Реестре казачьих организаций нет, за право его создать уже несколько лет идёт толкотня между лидерами станичников. Если верить сайту общества «Казачья стража», несколько лет назад в его составе было 11 первичных казачьих обществ, ещё 21 в стадии регистрации. Личного состава – более 1, 5 тыс. казаков, из которых в каждом районе сформированы ячейки – «хутора». Численно превосходящая рать была только у Отдельного Северо-Западного казачьего округа – 16 тыс. шашек, по собственным оценкам. Кроме того, в Петербурге действовало ещё с десяток станиц, входящих в Союз казаков России, вроде военизированной стражи «Монастырская застава». А есть ещё и «посольские станицы» из казаков, живущих в Питере, но состоящих в казачьих обществах от Таганрога до Иркутска.
Хороший шанс увидеть всю эту рать воочию появляется, например, во время регулярного крестного хода по Невскому проспекту от Казанского собора до Александро-Невской лавры. По идее, эскадроны станичников должны заполнить все прилегающие улицы. Но реально их человек 40, которые в своей форме времён Гражданской войны намеренно стоят на расстоянии друг от друга, чтобы визуально выглядеть хотя бы на полсотни.
По всей видимости, основной бизнес питерских казаков – охранный. Но что-то перепадает и от властей: то 7 млн рублей на организацию казачьего молодёжного лагеря, то 3 млн на книгу «Правовые основы казачества». Смольный декларирует поддержку образовательной программе «Курсы урядников», казачьему экономическому форуму или изданию «Казачьего путеводителя» по Петербургу. На Масленицу в Екатерингофском парке представлены «показательные выступления казаков «стенка на стенку», а одно ОКО выиграло муниципальный конкурс на сожжение чучела Масленицы. Помогает ли это в появлении у казаков боевого духа и навыков?
Кто-то скажет, что всё это было и до СВО. Но казачество в России всё равно не подразумевает ордена безупречных рыцарей плаща и шпаги. Между участниками различных организаций такая же разница, как между тренировками на выживание в лагере «Кубань» и сожжением соломенного чучела. «Все настоящие казаки здесь, все ряженые остались дома», – говорят участники спецоперации. А есть и такие, кто на форуме в Брюсселе ратует за создание на месте России 27 независимых государств, в том числе и «Республики Казакия». А заодно и требует у Евросоюза признать казаков репрессированным народом, как это сделали американцы, приняв в 1959 г. закон «О порабощённых нациях».
Впрочем, казаки никогда не были отдельной нацией. Но в их сравнительно вольной среде всегда отражались противоречия идей, терзавших страну в тот или иной период истории. Словно метания Григория Мелехова из «Тихого Дона» от белых к красным и обратно, общественно-политические идеи и призывы проходили проверку на вшивость в казацкой среде.
Любо, братцы, любо
У специалистов не вызывает особых сомнений, что казаки – это потомки славянских народов, бежавших на границу со Степью от крепостного гнёта. Первые свидетельства существования особого военно-служилого сословия на Руси известны с конца Х века, а как сложившаяся структура казачество наблюдается с ХIV века. Вероятно, потребность бежать за Днепр или Дон для крестьян и холопов обострила чума. Никто не скажет точно, какой процент населения Европы (включая территорию Европейской России) выкосила эпидемия: одни историки говорят, что половину, другие – треть. Знать, потеряв значительную часть подданных, решила завернуть выжившим гайки – и это дало совершенно разные результаты на востоке и западе континента.
К западу от реки Эльбы к XIII-XIV векам уже имелось множество вольных городов, выпадавших из феодальной системы. И если барон предлагал своему арендатору ужесточение условий аренды земли, тот делал ему ручкой, уходя в ближайший город. Или к более адекватному сеньору. Поскольку рабочие руки были в дефиците, а крестьяне де-юре рабами не являлись, чума дала им шанс передоговориться на более выгодных условиях, а некоторым даже получить землю в собственность за выкуп. Зато к востоку от Эльбы свободных городов было не шибко много, бежать особо некуда – и здесь князьям да боярам удалось закрепостить земледельцев куда успешнее. Бежать можно было только за сотни километров – либо на север в Поморье, либо на юг к Дону и днепровским порогам.
«АН» рассказывали, что после падения монголо-татарского ига, положение крестьян на Руси не стало легче: просто весь объём ордынских налогов стали выгребать московские великие князья. При Иване Грозном налоговая нагрузка на душу выросла раза в полтора. Северо-запад был разорён опричным походом на Новгород. А после Раскола XVII века Дон стал популярным направлением исхода старообрядцев. Хотя и до начала религиозных распрей поводов поискать вольницу на юге было хоть отбавляй.
Формально войско Донское служило московским царям с 1570 г., когда казаки получили первую грамоту от Ивана Грозного и основали свою столицу – Черкасск. Грозный довольно быстро сообразил, насколько полезны могут быть вольные лихие люди, когда 540 казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем, нанятые уральскими купцами Строгановыми, положили к его ногам Западную Сибирь. Они, словно конкистадоры, обрушили государство хана Кучума, располагавшего даже на старте вторжения Ермака 30-тысячным войском.
Грозный царь смирился с тем, что у казаков вышло больше реального самоуправления, чем было у ненавидимого им Новгорода. А что «с Дона выдачи нет», знал любой подданный Москвы (хотя Степана Разина как раз выдали Москве приближённые). Царь даже не противился, когда казаки принимали в свои ряды его же беглых крепостных. Каждый мужчина имел в казачьем кругу, выбиравшем атамана, право голоса и право выдвигать самого себя на любой выборный пост. Но он был обязан скидываться в кош, не брать в батраки своих товарищей, за свой счёт приобретать оружие и выступить на войну по приказу своего атамана, бросив все наиважнейшие дела по хозяйству.
Запорожские казаки, жившие вокруг Днепра, мало чем отличались от донских культурно, но нанимались на службу чаще не Москве, а Великому княжеству Литовскому, а затем – Речи Посполитой. Говорит историк Сергей Ачильдиев: «В школьных учебниках сказано, что казаки составили значительную часть ополчения Минина и Пожарского, изгнавшего поляков из Москвы. Однако в Московской битве 1612 г. основа войска польского гетмана Ходкевича тоже состояла из казаков – 8 из 12 тысяч сабель. Без запорожских наёмников не обходился ни один польский поход на Россию: Стефан Баторий, оба Лжедмитрия. А метания Мазепы во время Северной войны? Войны, которые в учебниках именуют крестьянскими, на самом деле являлись казацкой смутой. Атаманами донской вольницы были Степан Разин, Емельян Пугачёв, Кондратий Булавин».
Что мы знаем, например, о восстании Булавина в 1707 году? Это ведь петровское время, когда создавалась Российская империя. Разумеется, Пётр Алексеевич и казаков считал своими подданными – то бишь беглыми лапотниками. Что «с Дона выдачи нет», царю было сиренево: летом 1707 г. Пётр издал указ о сыске в донских станицах и отправил в южные степи отряд князя Юрия Долгорукова, который наловил около 2000 беглых рекрутов и крепостных. Не обошлось без показательных акций устрашения, виселиц и вырванных ноздрей. В ответ атаман Булавин сплотил станичников и уничтожил отряд Долгорукова.
Дон, как часто бывало до и после Булавина, разделился. Поначалу большинство пошло за атаманом войска Донского Лукьяном Максимовым, который вынудил Булавина бежать к запорожцам. Но весной 1708 г. Кондратий вернулся с большим войском, казнил Максимова и поднял весь юг против Москвы. Но как только казачье войско потерпело ряд поражений, приближённые переметнулись. Булавин погиб в заварушке, его преемник Игнат Некрасов в начале 1709 г. принял непростое решение – с боями уходить южнее на Кубань, ещё неподконтрольную России.
Формально это были земли крымского хана (вассала Османской империи), но с 1680-х годов здесь уже водились казаки-старообрядцы, которым с мусульманами было проще ужиться, чем с никонианами. Около 2 тыс. казаков Некрасова и членов их семей заселили Таманский полуостров. Турки в их дела не вмешивались и не выдавали их старым властям, а казаки воевали за них в любых конфликтах – в том числе и в Русско-турецкую войну 1710–1713 годов. Боеспособность казаков была столь высоко оценена в Бахчисарае, что их набирали даже в личную гвардию крымских ханов. При этом некрасовцы не замечены в смешанных браках или переходе в ислам. Более того, старообрядчество делало их очень воздержанными к спиртным напиткам, а многие казаки были полными трезвенниками!
Служба Порте продолжалась до 1780‑х гг., когда екатерининские войска выбили турок с юга сегодняшней России. А Екатерина II, хоть и жестоко расправилась с восстанием Емельяна Пугачёва, казацкую вольницу в целом не потревожила. Впрочем, привилегию набирать в России людей для своих походов казаки утратили уже после восстания Разина, а выборы атамана казачьим кругом отменились после выступления Булавина. По сути, императрица предложила Донскому войску те же условия, что и турки казакам-некрасовцам: живите своим укладом, налогов не платите, беспошлинно торгуйте на своих территориях. Главное – выступайте за российский трон по первому зову. И казаки зело помогли трону, когда пришлось воевать с Наполеоном.
При атамане Матвее Платове казаки превратились из храброй орды в современное кавалерийское подразделение, неоднократно гонявшее французских улан и драгун. За кампанию 1812 г. подчинённые Платову казаки взяли около 70 тыс. пленных, захватили 548 орудий и 30 знамён, а также отбили огромное количество награбленных в Москве ценностей. Сам Платов выслужил графа и генерала от кавалерии, а после заключения Парижского мира в 1814 г. сопровождал императора Александра I в Лондон, где малограмотный сын урядника стал первым русским, кому присвоили звание Почётного доктора Оксфордского университета.
После Платова казачьи вожди уже, безусловно, относились к имперской элите. Демократические институты Дона были постепенно заменены имперской бюрократией, и в последующие сто лет из казаков удалось сделать полностью лояльное власти служилое сословие, которое не только не бунтовало само, а помогало подавлять нагайками протесты внутри страны. Многим показалось что схема «служба в обмен на привилегии» работает идеально, но 1917 год показал, что это не так.
Вступив в лихолетье с клеймом «палачей революции», казаки тут же вобрали в себя всю палитру революционных настроений. Хотя сословные привилегии им гарантировало самодержавие, большинство поддержало Временное правительство, вернувшее казакам право выбирать атаманов. Но когда атаман Каледин осудил большевистский переворот, за ним почти никто не пошёл. Хотя в декабре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание 80% донцов голосовали за кадетов, среди них были сторонники эсеров и большевиков, которые обещали казакам ликвидацию для них воинской повинности и традиции снаряжаться за свой счёт. Белый генерал Алексеев писал об уверенности части казаков, что большевизм направлен только против богатых классов. Как проходил их путь от нейтралитета к прозрению, подробно описано в шолоховском «Тихом Доне». А после победы красных Россию покинуло до 300 тыс. казаков.
Раскол казаков в Гражданскую во многом определил их роли во Второй мировой войне. С одной стороны, за четыре года битв 252 красных кавалериста из казаков получили звание Героя Советского Союза. В августе 1942 г. знаменитая Кущёвская атака 17-го кавалерийского корпуса остановила продвижение вермахта на Ростов-на-Дону и Краснодар. Во время схваток плохо вооружённые казаки, как писали в хрониках, «прыгали с сёдел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали бронетехнику бутылками с зажигательной смесью». С другой стороны, казаки-белоэмигранты составляли костяк дивизии СС «Руссланд», а Донское войско было возрождено в захваченном нацистами Новочеркасске в октябре 1942 года. К концу войны на территории Германии находилось от 70 до 110 тыс. казачьих коллаборационистов и членов их семей. Герои Белого движения атаманы Шкуро, Краснов, Доманов были выданы союзниками Москве и повешены в 1947 году. И кстати, признаны не подлежащими реабилитации.
Сами с усами
Послереволюционная политика «расказачивания» пошла на спад к 1936 г., когда из станичников, ранее вообще в Красную армию не призывавшихся, стали формировать отдельные казачьи части. Однако до середины 1980-х на Дону и Кубани власти не поощряли возрождение былых традиций.
В перестройку доцент исторического факультета Кубанского государственного университета Владимир Громов создал чуть ли не первый кружок по изучению истории казачества, на основе которого в 1989 г. образовался кубанский казачий клуб, а потом – казачье любительское объединение при доме культуры. Громов впоследствии 17 лет служил атаманом Кубанского казачьего войска: «Те, кто говорит, что возрождение казачества в 90-е – проект Кремля, просто не были у нас на Кубани. Это было настолько массово! Такой взрыв мощный! Властям это не нравилось довольно долго, это потом уже они поняли, что с казаками надо дружить… Представляете, когда на площади тысяча бойцов требуют отставки губернатора? Могут ли депутаты руки против поднять? Вот так и было 30 июня 1992 года. Войско потребовало отставки, и губернатора Дьяконова сместили!»
Вслед за законом 1992 г. о реабилитации казачества последовало бурное объединение жителей Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв во «всевеликие войска», сотни, эскадроны. Идеи их атаманов были хорошо понятны приграничным к Северному Кавказу регионам: приструнить чужаков, выдавить кавказских коммерсантов из региона, чтобы «дать дорогу» русским. А заодно и ослабить влияние Москвы на местные дела. Власти не успели оглянуться, как съезд казаков в Армавире провозгласил свою Средне-Кубанскую республику, а весной 1992 г. станичники выкинули арендаторов из бывшего горкома комсомола и устроили в здании свой штаб. Через месяц свои требования обнародовали в местных СМИ и брюховецкие казаки Всекубанского казачьего войска: «…запретить работникам милиции заходить на казачьи дворы без санкции казачьей власти, считать проблемы казаков семейным делом, дать казакам право на хранение и применение огнестрельного оружия...»
Казаки несли в быт жителей Кубани традиционно-общинные идеи. Азовский атаман Сергей Сеник решил построить Станицу Счастья, которую в тех краях только ленивый не сравнивал с Городом Солнца Томмазо Кампанеллы. Молодой атаман (его избрали в 24 года) – убеждённый трезвенник, казаки при нём учатся играть в шахматы. А ещё мужчины обязаны носить бороду, женщины – косу. Сам облик Станицы Счастья должен быть традиционным, пасторальным: плетёные изгороди, сады, коровники. Ну и конечно, в семье должно быть не менее пяти детей, а с отстающими атаман ведёт разъяснительную работу. Его подход люб казакам: Сеник весной 2014 г. получил на выборах в Азовскую городскую думу 88% голосов – местный рекорд.
Похожим образом властям снова удалось поставить казачью энергию себе на службу. Людям предложили веру в то, что они могут влиять на сохранение в регионе традиционного уклада, где общественная польза всегда важнее чьих-то эгоистических устремлений. Поэтому им есть что защищать по принципу «свой-чужой», а «свои» всегда сразу узнаваемы.
Наши люди
До недавнего времени считалось, что казаки могут и не быть потомками русских беглых крестьян. Другая популярная теория возводит казаков к коренному населению степей южной Руси: черкесов, половцев, скифов.
Когда в конце XIV века Золотая орда распалась под ударами Тамерлана, многие тюркские роды перешли к бродячему образу жизни. Такие «бродяги», жившие грабежом и наёмничеством, назывались у тюрков казаками. В 1538 г. московская боярская дума писала ногайскому хану: «На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы, а иных наших украин казаки с ними смешавшись ходят».
Но в 2016 г. геногеографы исследовали потомственных донских и запорожских казаков. Генофонд казачества (по Y-хромосоме, отвечающей за «мужскую линию») похож на генофонд русских, украинцев и белорусов. Обнаружено небольшое влияние тюрков-ногайцев, зато с кавказскими народами совпадений почти нет.