Территории, сообщества, люди
№ () от 10 октября 2023 [«Аргументы Недели », Татьяна Савкина ]
Как и чем живет российская «глубинка», какие изменения происходят на территориях. И как деятельность муниципальных властей и усилия местных сообществ меняют качество жизни.
Немного статистики
Мы живем в самой большой в мире по площади стране. Территория Российской Федерации, без учёта площади территорий новых регионов, вошедших 30 сентября 2022 в состав государства, составляет около 17,1 миллиона квадратных километров. По оценке Росстата, на 1 января 2023 года в России проживало 146, 5 млн. человек, это 9 место в мире по численности населения. Население распределено по территории России крайне неравномерно – почти 70% россиян проживают в европейской части страны, которая составляет всего 21% территории.
По данным переписи 2021 года, в городах проживало примерно три четверти россиян, почти 75%, или 109,3 млн. человек. В целом, это общемировая тенденция, в большинстве европейских стран примерно такое же соотношение городского и сельского населения.
В России активный период урбанизации, переселения жителей из сельской местности в городскую, пришелся на первую половину XX века, когда в стране активно проводилась индустриализация, строились новые предприятия, и одновременно было заложено множество новых крупных населенных пунктов, некоторые строились непосредственно у открытых мест добычи полезных ископаемых.
Со временем темпы урбанизации снизились. За прошедшие 30 с лишним лет после распада СССР в современной России соотношение городского и сельского населения держится примерно на одном уровне.
Но если провести анализ по величине населенных пунктов, будет видно существенное изменение структуры - при практически не изменившейся общей численности городского населения значительно выросла численность жителей в городах миллионниках. По данным Росстата, в 2022 году в России было 16 городов с численностью населения более 1 млн. человек.
Два главных мегаполиса страны - Москва и Санкт-Петербург. Далее, по убывающему количеству жителей, - Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск, Самара, Уфа, Ростов-на-Дону, Омск, Краснодар, Воронеж, Волгоград, Пермь.
Суммарная численность населения Москвы и Московской области составляет 21 695 913 человек. Московская агломерация занимает 18-е место в мире по численности населения, является крупнейшей в Европе, при этом она в три раза больше по численности населения, чем вторая российская агломерация — Санкт-Петербургская.
За период с прошлой переписи населения в 2010 году больше всего увеличилось количество жителей в подмосковных городах, расположенных у границ МКАДа. Многие де-юре самостоятельные города Московской области стали фактически спальными районами Москвы. А, например, Балашиха, получившая статус города в 1939 году, сегодня по количеству официально зарегистрированных жителей (526 тыс.) опережает областной центр с почти тысячелетней историей Рязань (523 тыс.).
Сравнение данных переписей 2010 и 2021 гг. показывает, что продолжается снижение численности населения в городах с изначальной численностью менее 100 тыс. человек, а также в сельских территориях, кроме южных районов европейской части России.
В стране на сегодня отмечается шесть регионов, где более половины населения проживает в сельской местности: Республика Алтай, Чечня, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Калмыкия и Адыгея.
В целом по России сельское население за этот период уменьшилось на 6,5%. Но по многим регионам эта цифра значительно выше. Особенно сильно это происходит на «Русском Севере» и северо-западе, от Пскова до Воркуты. Больше всего заброшенных деревень и сел, свыше 2 тыс., оказалось в Тверской, Псковской и Вологодской областях. Кроме совсем «не жилых », в России есть почти 35 тыс. населенных пунктов, в которых живет до десяти человек.
Для большинства малых городов и сел причиной депопуляции, стабильного уменьшения населения стало разрушение экономических основ – закрытие предприятий, разрыв транспортных связей, что вызывает отставание уровня жизни значительной части населения. Пенсионеры доживают, молодежь уезжает, манят «огни большого города» - там есть работа и развлечения. Но обратная сторона медали - многочасовые поездки на работу, временное жилье, часто работа не по специальности, оторванность от близких. А в крупных городах не только эксперты, сами жители отмечают неудовлетворительное состояние окружающей среды и транспортной инфраструктуры, что вызывает низкий уровень комфортности городской среды.
Отток населения из сельской местности и малых городов в крупные центры не только российская специфика. Это мировая тенденция - рост городских агломераций за счёт периферии. Означает ли это, что можно только наблюдать за процессом? И до каких пор? Пока все население Российской Федерации не сконцентрируется в трех агломерациях – Москва, Питер, и черноморский Юг? Если и дальше молодёжь, активные специалисты будут «вымываться» из провинции, большинство регионов станут просто заброшенными территориями.
Проведение федеральным центром и региональными властями скоординированной политики по развитию других центров экономической активности, кроме агломераций Москвы и Санкт-Петербурга, в интересах и национальной безопасности государства, и всего общества в целом.
Планов – громадьё
В феврале 2019 года распоряжением Правительства была утверждена «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Этот достаточно декларативный документ с момента принятия вызвал неоднозначные оценки экспертов, как ученых, так и практиков. Согласно Стратегии, цель пространственного развития Российской Федерации – «обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны». Как говорится, за все хорошее против всего плохого. Механизмов, как достичь этой цели, предложено не было. Скоро заканчивается срок действия Стратегии. Логично предположить, что должен быть проведен анализ, что получилось, что нет, насколько Стратегия была востребована на региональном уровне управления, и какие принципы и механизмы должны быть заложены в основу нового документа.
Так же понятно, что подготовка к разработке значимых концепций, стратегий должна начинаться заранее. В продолжение – 26 сентября этого года вышел приказ Минэкономразвития РФ об утверждении методических рекомендаций по разработке долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций. Рекомендации подготовлены для региональных органов исполнительной власти. В соответствии с приказом, «Долгосрочный план до 2030 года (включительно) рекомендуется разрабатывать как комплексный документ, который содержит мероприятия (проекты), направленные на устранение инфраструктурных ограничений развития крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций». Это означает, что сейчас будут заложены в качестве приоритетных проекты по развитию дорог, связи, энергоснабжения в «крупных» и «крупнейших » городских агломерациях. Сейчас их в России «сформировалось около 40», в приказе перечислены 42 агломерации. Значит, на государственном уровне в ближайшие 5 лет планируется продолжить формирование агломераций. А как с этим согласуется развитие малых и средних городов, сельских территорий?
Извечный вопрос Что делать?
Для решения социально-экономических задач на территории, развития инфраструктуры и человеческого потенциала необходимо тесное взаимодействие региональных и местных органов власти, представителей бизнеса, местных сообществ, инициативных граждан. Самое главное — найти точки, в которых возможно развитие. К примеру, во многих регионах после пандемийных ограничений выросло количество жителей в малых городах и селах, они стали восприниматься как территория свободы. А это позволяет раскрывать потенциал территории, который несколько лет назад невозможно было представить.
Но из федерального центра эти «точки» увидеть очень сложно.
Государственная власть управляет «по вертикали», в муниципальных образованиях население само решает вопросы местного значения. Как сказано в законе: «самостоятельно и под свою ответственность, непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Там, где этот механизм работает, где люди не ждут, пока кто-то наверху что-то решит, там и происходят изменения.
В бизнесе широко распространенный прием – разбор успешных практик. Похоже, надо применить этот механизм и в сфере взаимодействия общества и власти. Мы рассматриваем проект «Глубинная Россия – территории, сообщества, люди» как площадку для обмена практиками взаимодействия развития территорий, экспертных оценок региональной политики. Аудитория наших читателей – от Калининграда до Камчатки. Мы ждем ваших мнений. Давайте вместе предлагать ответы на еще один извечный вопрос – Как нам обустроить Россию? Ключевое слово – НАМ.
В следующем выпуске:
- История местного самоуправления в России
- Развитие сельских территорий. Чего больше – проблем или перспектив?
- Мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях России. Результаты исследования
Татьяна Савкина Для предложений и откликов: region@argumenti.ru