Рост числа продавцов на маркетплейсах и курсов инфоцыган уже сформировал новую русскую мечту. Кажется, символом успешности для петербуржцев становится торговля китайским ширпотребом. Однако многие рядовые поставщики и владельцы пунктов выдачи, похоже, оказываются в заложниках у красивой картинки, которая на деле несет неясные списания, штрафы и постоянный рост процентов.
Даже крупные производители товаров в России указывают, что доля маркетплейсов в структуре продаж давно перевалила за статистическую погрешность. Генеральный директор и основатель косметического холдинга «Леврана» Леонид Леврана дает цифру в 40% продаж. Именно столько приходится на площадки, где присутствует марка. В целом исследование DataInsight демонстрирует, что еще в 2022 году локальным производителям столько же приносили собственные онлайн-магазины, более того, маркетплейсы обогнали социальные сети поставщиков.
Однако для многих новоиспеченных предпринимателей, не обремененных собственными заводами и штатом сотрудников, тот же Wildberries становится едва ли не единственным каналом продаж товаров, которые порой благополучно перекочевывают с AliExpress на российские маркетплейсы.
О масштабах спроса на такую торговлю свидетельствует количество курсов, которые легко можно найти в Сети по соответствующему запросу. Помимо инфоцыган, рассказывающих о своих миллионных доходах, к гонке по привлечению селлеров к новой русской мечте подключились и уже устоявшиеся образовательные институции: Skillbox, «Тинькофф. Бизнес». На «Авито» и вовсе формируется рынок бизнес-тренеров, которые за 30–50 тыс. рублей раскроют все секреты, как вчерашнему наемному сотруднику стать миллионером на перепродаже китайских товаров. Причем на том же Ozon — ближайшем конкуренте Wildberries по количеству селлеров — курсов по продажам кратно меньше.
Но даже в публичном поле клиентам инфоцыган легко найти несколько «красных флажков», предостерегающих: русская мечта может оказаться не такой денежной, как ее представляют бизнес-тренеры. В сообществах продавцов маркетплейсов в социальных сетях можно найти жалобы на постоянно меняющуюся оферту для поставщиков. Более того, председатель Общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалев уже в сентябре предлагал: площадку надо банально передать владельцам ПВЗ и продавцам.
«Предприниматели готовы массово закрывать свой бизнес, если Wildberries не изменит условия работы. Там в очередной раз сократили агентское вознаграждение для владельцев ПВЗ. Коснулось это более 12,5 тыс. ПВЗ, резко выросло число пунктов, выставленных на продажу. Не лучшим образом обстоят дела у продавцов. Провалилась попытка договориться, разработать стандарты взаимодействия. В это трудное время у Wildberries многомиллиардные обороты, а партнерам предлагают работать за копейки. Мы считаем: нужно снять мораторий на проверку Wildberries. Пора Wildberries национализировать, а акции передать или продать всем владельцам ПВЗ и всем, кто торгует на площадке», — заявил в своем видеообращении Андрей Ковалев.
Создается впечатление, что Wildberries решил убить новую «доморощенную» мечту у поверивших в нее поставщиков еще до реализации. С другой стороны, подобная политика, вероятно, покажет тем, кто стремится к легкому благосостоянию: денежные кресла сейчас — на промышленных предприятиях. Там к тому же не нужно забивать голову изучением кипы юридических документов и общением с поставщиками. Начальник цеха задачу поставил, зарплата как минимум сопоставима с доходами на маркетплейсах, деньги приходят на карту. Результат тот же, а проблем куда меньше.
Ранее «Аргументы недели в СПб» сообщали, что петербургские СМИ просят изменить закон о маркировке интернет-рекламы.