Дмитрию Медведеву показали «модернизированную ракету»
№ () от 3 октября 2023 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
На прошлой неделе зампред Совбеза РФ Дм. Медведев побывал на полигоне Капустин Яр, где ему продемонстрировали испытания новейшей «модернизированной ударной ракеты».
Новая пусковая
На обнародованном видео Дм. Медведеву сначала показали новейшие и модернизированные серийные версии ЗРПК «Панцирь-С1М», а затем коротко рассказали о том, что пуск «модернизированной ударной ракеты класса поверхность-поверхность» состоится с самоходной пусковой установки (СПУ) 51П6А. Она входит в состав ЗРС С-400 и новейшей стратегической системы ПРО С-500. При этом поначалу в составе С-400 этой пусковой не было, так как отсутствовали предназначенные для неё доведённые до серии ракеты.
Сначала там использовали зенитные управляемые ракеты (ЗУР) серии 48Н6 с дальностями от 150 км до 250 км. А вот «длинную руку» ракету 40Н6 с дальностью более 400 км по самолётам и крылатым ракетам (по баллистическим целям – меньше) довели позже. Как и другую – 9М96Д с дальностью до 150 км, но способную размещаться по четыре вместо одной ракеты предыдущих типов.
Вот для них и потребовалась самоходная пусковая установка 51П6А, которую начали активно вводить в состав дивизионов С-400 в дополнение к СПУ старых типов. На С-500 она нужна для ракет типа 40Н6 и 40Н6М с дальностью до 600 км. Также в состав этой системы входит пусковая для противоракет, способных сбивать всё, включая боевые блоки МБР, спутники на низкой орбите и гиперзвуковые маневрирующие цели.
Международный опыт
То есть сейчас новую ракету на испытаниях запускали с пусковой для зенитных ракет большой дальности. Это означает её несомненное родство с этими ЗУР. Вообще их использование для работы по земле – вполне обычная ситуация. Это умели большинство наших ЗРК и ЗРС и почти все морские ЗРК, как наши, так и иностранные. Морские чаще, потому что не все корабли имеют ударные ракетные комплексы, и где-то их функции возлагали на зенитные ракеты как крайнее средство в случае боя с кораблём. К тому же на море легче попасть такой ракетой по цели – нет рельефа.
В 2008 г. во время Пятидневной войны один из грузинских катеров, по некоторым данным, был поражён именно ЗУР «Оса». Были случаи боевого применения американским флотом ЗУР «Стандарт» по кораблям и катерам ВМС Ливии.
На суше же этот режим считается штатным, но аварийным. К примеру, если в районе расположения комплекса обнаружена разведка или десант врага или к нему прорвалась колонна машин и бронетехники, то мощная головная часть многих ЗУР с большим количеством взрывчатки и готовых поражающих элементов – прекрасно поразит и пехоту, и «мягкие» цели типа автомашин и лёгкой бронетехники. Вот танкам она мало что сделает, как и какому-либо защищённому объекту. Но прилёт ракеты весом от полутонны до пары тонн и с боевой частью от 50 до 200 кг, оснащённой тысячами готовых поражающих элементов в виде роликов, шариков, кубиков из стали, вольфрама или твёрдых сплавов, – это совсем не подарок.
Зенитные ракеты активно переделывали в баллистические йеменские хуситы при помощи «отпускников» иранского КСИР. Хотя Иран протаскивал в Йемен и нормальные ракеты всех классов в разобранном виде, включая и баллистические средней дальности – до 2 тыс. км. А йеменцы их собирали, предварительно переименовав. Но там оставалось и много старых ЗРК и ракет к ним – поэтому и они пошли в ход. Так, ракеты от древнего С-75М, с дальностью по самолётам до 76–90 км, улетали по «земле» дальше чем за 200 км, атакуя крупные цели вроде лагерей саудовской коалиции. Один из таких самых страшных ударов по войскам ОАЭ и прочих стран был нанесён «специализированными» ракетами, то есть советскими «Точками‑У». А вот другой – такими зенитными ракетами. В обоих случаях погибли сотни солдат, офицеров и генералов, сгорела куча техники.
ЗУР по земле в условиях СВО
ВСУ уже несколько месяцев пытаются атаковать наши тыловые районы, города и Крымский мост переделанными ракетами от ЗРС большой дальности С‑200М. Огромные ракеты, поражающие самолёт за 250–300 км, могут улететь и на 600 км по наземной цели. Но реальных успехов у таких атак практически нет. Если, конечно, не считать разгромленного сбитой, но недобитой ракетой кафе в Таганроге. Это потому, что наша ПВО – лучшая в мире. Да и ракета эта пусть и скоростная, но огромная, и попасть в неё легко. Правда, и добить её непросто – советские изделия очень прочные.
Украинские нацисты регулярно обвиняют ВС РФ и в обстрелах ракетами из ЗРС С-300, даже из С-400, но тут надо отделить мух от сала. В большинстве случаев то, что выдаётся за обстрелы такими ракетами, – это или квазибаллистические «Искандеры-М», или управляемые ракеты РСЗО «Торнадо-С». А также – падающие на свои же дома украинские старые ракеты от С-300ПС или «Бук-М1» советских выпусков. Или же натовское старьё. У нас специализированных ракет более чем достаточно.
Но снимаемых с вооружения старых С‑300ПС и ракет типа 5В55 и правда остаётся очень много – не выбрасывать же. При дальности по воздуху до 90 км по площадной цели с известными координатами она улетит куда дальше. Ракеты от поздних версий С-300 и С-400 по наземным целям никто не применяет – они нужны для другого.
Американский эрзац
Недавно в США, которым после выхода из Договора по ракетам средней и меньшей дальности кровь из носу надо хоть что-то предъявить «народу и миру», тоже пришлось вспомнить о зенитных ракетах. На фоне провала с разработкой авиационных, наземных и морских ракет средней дальности с гиперзвуковыми маневрирующими боевыми частями они создали «эрзац-комплекс» MRC Typhon и его флотский береговой вариант. Американцы используют как флотские зенитные ракеты от ЗРК «Иджис», так и дозвуковые крылатые ракеты «Томагавк». Оба варианта пусковых установок (флотский и армейский) выполнены на основе наземной версии корабельной универсальной вертикальной пусковой установки Mk41. То есть в США попросту взяли такой модуль и прилепили его на буксируемую автоплатформу в подъёмном контейнере.
Создать такое было несложно – эти ракеты и так запускаются из подобных модулей. Эффективность таких эрзац-баллистических ракет как по суше, так и по кораблям – невелика. Зато можно гордо заявить – теперь у нас есть наземный ракетный комплекс средней дальности. Кстати, США недавно перебрасывали его в Европу на остров Борнхольм на Балтике во время учений «по защите конвоев». Так они планировали угрожать Калининграду и Петербургу.
Но угроза вышла так себе – такие ракеты даже массово не представляют большой сложности для нашей ПВО. Зато МИД РФ отреагировал, пояснив, что раз наш «односторонний мораторий» на размещение ракет средней дальности в Европе не принят, а США создали прецедент, то мы можем разместить там свои ракеты. Причём России их и создавать не надо. Но пока таких решений не принято. Так что «сдерживание» и «демонстрация» сыграли скорее против США.
Так что же создали у нас?
Но вернёмся к новой ракете. Очевидно, это была или ЗУР 40Н6 от С-400 или 40Н6М от С-500, но серьёзно переделанная для нанесения ударов по наземным целям. Потому что «аварийное» использование обычных ЗУР по земле наверняка отрабатывалось ещё на этапе государственных испытаний. Её характеристики неизвестны, но понятно, что при переделке в баллистическую ракету или маневрирующую квазибаллистическую можно получить изделие с дальностями как до 1000 км, так и более. Такая ракета будет способна атаковать и относительно защищённые точечные и площадные цели, и наносить ядерные удары. Тем более российские ЗУР для таких систем обычно имеют ядерную боевую часть для отражения массированных налётов.
Но возможно, что у нас создали новую ракету средней или меньшей дальности, которая помещается в пусковую установку ЗРС С-400/500, а заодно и в морские пусковые. Пока неизвестно, когда такая ракета окажется на вооружении, но это может случиться скоро. Раз уж её продемонстрировали, то работы вышли на финальную стадию. Значит, в будущем году испытания этого изделия могут пройти в условиях СВО. В связи с этим очень хочется спросить различных западных «экспертов», регулярно «сватающих» в ВС РФ то иранские, то китайские, то северокорейские ракеты: где они? Они нам не нужны.