По мнению службы государственной безопасности Латвии, в стране существует риск обострения этнической напряженности. Да, СГБ Латвии признала такую возможность.
Почему же возник риск обострения этнической напряженности?
По мнению СГБ Латвии, в настоящее время в стране между русскими и латышами существует «латентная ситуация», но она может обостриться из-за недовольства людского и агрессивности народа. Так говорится в концепции национальной безопасности ЛР, которая была разработана СГБ.
Есть пояснения - «военные действия РФ против Украины сильно повлияли на латвийское общество, выявив различие взглядов, идеологических убеждений, исторической памяти».
Что значит «различие взглядов»?
По мнению СГБ, «группа людей симпатизирует Кремлю, публично поддерживает военные действия РФ против Украины».
Но самое интересное в концепции — то, что «военные действия РФ на Украине усилили в Латвии желания и запросы на отказ советского наследия».
Немного аналитики — более года назад, когда жарким летним утром был снесен памятник Освободителям Риги от немецких захватчиков, я написала статью, в которой обрисовала ситуацию — наступит время, когда националисты Латвии с идеологией нацизма, будут пытаться объяснить людям доброй воли — почему они сносят памятники тем, кто освобождал мир от коричневой чумы? Всеми силами будут объяснять это и Европе, которая внешне не поощряет идеи Адольфа Гитлера, и, конечно, попытаются своеобразно оправдаться перед Россией.
Именно так! Вандализм по отношению к погибшим войнам ВОВ — серьезное преступление против человечности! Европа же, пусть и внешне, но прекрасно «помнит Вена, помнят Альпы и Дунай, тот цветущий и поющий яркий май»... Я не припомню, чтобы в Берлине, на побежденной территории 1945г, демонтировали памятник Советскому Солдату со спасенной немецкой девочкой на руках... Да и другие авторитетные страны ЕС, так скажем, не грешат вопиющим вандализмом, потому как нацизм — зло!
А в Латвии сносят памятники тем, кто освободил мир от Третьего рейха, фашистов... Получается, что латыши (не все, конечно) ждали «победу» Адольфа Гитлера? И вот настало то время, когда в Латвии громко раздался - «Хайль» и началось раздолье «латышскому рейху»...
Я всегда говорила, что острый ум у большинства латышей — не про них! Националисты орали знатно, когда сносили памятники, но наступило «похмелье» - что теперь? Признать себя варварами — не могут, а вот соорудить концепцию и все свалить на людей — пожалуйста! Мол, это люди захотели освободиться от ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВОВ, когда началась СВО!
Избитый и не умный ход! Конечно, было достаточно националистов-латышей, деток и внуков латышских легионеров СС, которые с удовольствием пили «шнапсу», когда демонтировали памятники победителям-героям ВОВ. Но я не видела радости на лице у тех пожилых латышей, которые воевали на стороне Красной Армии! Те, которые освобождали Ригу от фашистов! А то, что видела слезы на лицах большинства русских Латвии — факт!
Кстати, я открыто задавала вопрос разным политикам, простым людям - «Как вы считаете, оправдываться не придется за то, что были снесены памятники тем, кто воевал против фашистов?» Кто поумнее — отводил глаза, кто-то пожимал плечами, кто-то впадал в агрессию - «Это оккупанты», а кто-то пытался все списать на войну — мол, если бы не было СВО, то памятники бы не сносили...
А я скажу так — нельзя все списать на войну! Есть незыблемые, святые понятия — ВОВ! Есть память!
Скажите, почему я — дочь солдата ВОВ, племянница летчика-сибиряка, который осознанно совершил огненный таран на эшелон немцев, должна «забыть», «понять» и «простить» зверства? Нет! Во веки веков! И дети мои, внуки мои, конечно, не простят!
Да, СГБ Латвии признала, что есть этническая напряженность... «С учетом этнической напряженности органы государственной безопасности во взаимодействии с правоохранительными органами должны постоянно отслеживать ситуацию, чтобы предотвратить эскалацию напряженности и выявить сигналы, когда внешние субъекты стремятся использовать эти факторы», — так сказано в концепции.
А я вот считаю, что открытая этническая напряженность, ее пик в Латвии, существует пару лет — с того самого момента, когда Нацблок с трибуны парламента призывал к самосуду над русскими, когда «советовали» нацисты говорить «тихо по-русски, чтобы не травмировать латышей»... Я очень хорошо помню, когда нацпатриоты-нацисты не могли с первого раза снести РОДИНУ-МАТЬ... Какой же страх, ужас вместе с радостью у них был в глазах... Я прекрасно помню, как нынешний президент Латвии Эдгарс Ринкевич, ранее, глава МИД ЛР, «гавкнул» на рекомендации ООН — не распиливать скульптуры памятника Освободителям Риги... Мол, не дело это какой-то организации ООН, не им советовать Латвии. Забыл только г-н Ринкевич добавить — великой Латвии. Помните, «великая Германия» времен нациста Гитлера — все о «великой» Германии рассуждал... Ничего не напоминает?
Я считаю, что точка не возврата пройдена, если мы говорим об этнической напряженности.
И еще... Я думаю... Нет, уверена, что СГБ обеспокоилась этнической напряженностью в Латгалии... Напомню, что Латгалию называют русскоязычной... Это вам не Рига и не чисто латышское Курземе!
Так думать надо было раньше, когда «топтали» и унижали коренной народ Латвии — латгальцев! Этот край был забыт правительством Латвии, его игнорировали в любом смысле. И большинство латгальцев, конечно, с благодарностью вспоминают дружеские отношения с Россией, времена СССР — можно было вволю поесть, работа имелась, край голубых озер расцветал, от туристов отбоя не было! Сегодня Латгалия забыта и озлоблена на правительство Латвии, а вот к России с душой. И конкретно показывают это — открыто говорят на русском, есть те, кто откровенно игнорирует латышский язык, не боятся, такое можно встретить в Латгалии, носить георгиевскую ленту, а есть и те, кто вздыхает и говорит - «Когда же наши русские придут? Ждем!»
Стоит ли говорить, что такое положение, конечно, беспокоит СГБ Латвии? Хочу напомнить, что латгальцы — не латыши... Это как, например, москвич и сибиряк... Я говорю о характере! Если что, то латгальцев не свернуть с пути!
И второй момент — если есть этническая напряженность, то какой выход? Как разрешить эту ситуацию? Ответа, увы, нет от СГБ. Я поняла так — полицейский надзор, доносы, слежки... Видимо, таким образом можно «уладить» отношения между латышами и русскими...
Что думают латвийцы? Мнение из латвийских социальных сетей:
«Забегали! А когда плевали русским в лицо и ходили с железным крестом нацистов, то не думали об этнической напряженности? Верной дорогой идете «нетоварищи» - можно сказать, что не к напряженности, а к открытой вражде!»
«Этническую напряженность создала сама латвийская проамериканская власть! Если бы Латвия пошла по пути нейтралитета, то не было бы этой напряженности. А сейчас, конечно, почувствовали, что Россия еще раз доказала, что она Великая и давай концепции писать! Не получится! Ваше время иссякает, г-на нацисты!»
«Что теперь делать будут? Соотечественники мои Латвии! К вам обращаюсь! Если латыши-нацисты раскаются перед трибуналом, то не такие они пропащие же! И, конечно, работящие! А в Сибири трудовые руки нужны!»
Я уверена, что этническая напряженность — плоды политики Латвии, того правительства, которое возглавлял американский премьер Латвии г-н Кариньш и его друг — откровенный русофоб и любитель Третьего рейха экс-президент Латвии Эгилс Левитс.
Что посеешь, то и пожнешь!