Свет сошёлся Клином: как в городе приземлили юных пилотов
№ () от 26 сентября 2023 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
История, у которой нет мало-мальски логичного объяснения: единственная в центральной части страны детская авиационная школа прекратила полёты. По велению администрации городского округа Клин. В редакцию «Аргументов недели» обратился руководитель аэродрома и школы «Юный пилот» Сергей РЯБЧИНСКИЙ, лётчик, можно сказать, фанатик неба. Попросил изложить проблему письменно – он согласился.
Нам бы в небо
Нашему планерному клубу более 10 лет. Ранее мы базировались на другом лётном поле, которое арендовали. В 2017 г. мы приобрели в собственность земельные участки, 160 гектаров восточнее 2 км от деревни Щёкино в Клинском районе Московской области. Дороги к нашим участкам практически не было, особенно через лесной массив – всё заросло кустами и травой. Задач у нас стояло много: приведение территории в порядок, вырубка мелкой поросли, кустарников, выравнивание под взлётные грунтовые полосы. Но первоочередная была выведение земельных участков из сельхозугодий в назначение земель, пригодных для использования авиацией, – это земли транспорта и связи. Первым делом был поход в администрацию, для знакомства. На встрече нам обозначили «дорожную карту» по переводу земли и сказали: «Будут трудности, мы всегда поможем!»
В далёких восьмидесятых на этих участках были возведены мелиоративные системы по осушению болот. Такие земли по указанию президента РФ имеют статус особо ценных и в иное назначение не переводятся. Но на самой местности и следов от мелиорации не осталось. Местами были видны воронки с выкорчеванными железобетонными кольцами. Мосмелиоводхоз, организация занимающаяся обслуживанием мелиоративных земель, произвела осмотр нашего поля и сделала вывод – восстановлению не подлежит! Мы с этим заключением отправились в Министерство сельского хозяйства, но там сказали, мелиоративные системы необходимо списывать через суд. Суды, суды, не быстро это. 2 сентября 2020 г. решением Клинского городского суда мелиоративные системы были списаны! Далее понижение кадастровой стоимости, вывод земель из особо ценных, согласование кадастровых границ с лесфондом – ещё та история! И наконец-то получили разрешение Минсельхоза на перевод аэродрома в земли транспорта и связи, получили согласование с Мособлархитектурой проекта изменения в генплане городского округа Клин от 09.08.2021.
А мы летаем, работаем, готовим пилотов – осталось дождаться изменений в генплане, который принимается раз в четыре-пять лет! И вот – ура! Прекрасная новость, с 14 сентября 2023 г. принимается новый генплан! Но вместе с прекрасной новостью мы узнаём, что администрация городского округа Клин считает перевод земель нецелесообразным в связи с продовольственной программой и социальной напряжённостью граждан, обеспокоенных полётами дронов, за которые они часто принимают планеры, беззвучно парящие под облаками. Об этом мы случайно узнали! По требованию администрации городского округа Клин мы вынуждены приостановить полёты. Что будет дальше, чем это всё закончится?
В последнее время все увидели ошибки экономической модели, в которой можно всё купить за нефтедоллары, не развивая своё производство, в том числе авиационное. В области авиации мы сейчас скатились на уровень развивающихся стран! В правительстве планируют, говорят, что необходимо развивать авиацию, что да, мы построим сотни самолётов и так далее. Но чтобы авиация развивалась, нужно многое, в том числе новые аэродромы. Особенно в труднодоступных местах на Севере, в Сибири. Я согласен с администрацией городского округа Клин, их ругать не за что, потому что у них другая задача – развивать сельское хозяйство, и за это их похвалят. У администрации просто нет приоритетных задач в области спорта и авиации.
Но только абсолютно близорукий человек не способен понять, что развитие авиационной отрасли возможно только с людьми, которые специально обучены и имеют знания и опыт в этом непростом деле. Вопрос – а где вы таких людей найдёте? Проблема нынешней молодёжи в том, что они не знают, кем стать в этой жизни, какую выбрать профессию. Одна из задач клуба – профориентация молодёжи. Мы занимаемся со студентами, которые с интересом помогают нашим инженерам обслуживать технику в ангаре. За время существования клуба количество членов клуба выросло до 300 человек, а также порядка 200 детей занимаются по программе Юношеской планерной школы (ЮПШ). У нашего планерного клуба есть высокие спортивные заслуги, воспитанные нами мастера спорта России, кандидаты в мастера планерного спорта, а также спортсмены первого и второго спортивных разрядов. Каждый год аэроклуб воспитывает порядка 30 человек третьего спортивного разряда. На чемпионате России в Казани наша сборная заняла первое место, в Новосибирске – третье! На аэродроме Щёкино в этом году мы разыграли три чемпионата России по планерному спорту. Также все желающие спортсмены из Орла, Воронежа, Краснодара, Белгорода перебрались временно к нам на аэродром, так как из-за специальной военной операции (СВО) небо в этих регионах закрыто и аэроклубы не летают!
Нашу особую гордость вызывает детская юношеская сборная, которая на первенстве России в Новосибирске заняла первое место, а самые маленькие 12-летние спортсмены заняли третье место на первенстве в Калининграде.
Что могу сказать? Если государственные органы, уполномоченные в этой области, не предпримут никаких мер в развитии аэродромной сети, в развитии детского и молодёжного авиационного спорта, если всё будет держаться на энтузиастах, которым периодически ломают хребет, то былого авиационного величия России не видать. Спортсмены нашего клуба меня спрашивают, что будет дальше, может, переедем на другое поле? А куда бежать дальше? И зачем, если государственные чиновники не поддерживают развитие авиации!
С уважением, мастер спорта России по планерному спорту, вице-президент федерации планерного спорта России, директор АНО ДПО «Авиационный учебный центр «Небо-Сервис», руководитель посадочной площадки Щёкино РЯБЧИНСКИЙ Сергей Васильевич
Комментарий «АН»
Вирус неба
По большому счёту Сергей Васильевич и его команда взяли на себя функцию ДОСААФ. Они не просто говорят об авиации, о небе, восторгаются мастерством лётчиков пилотажных групп на авиашоу – они готовят мотивированный резерв для большой авиации. Они заражают детей и молодёжь, из вполне обычных, в том числе и малообеспеченных семей, счастьем полёта. На аэродроме в Щёкино, который на сегодняшний день является единственным функционирующим аэродромом, на котором можно регулярно тренироваться в планерном спорте, действуют: Планерный клуб, Авиационный учебный центр (АУЦ), Юношеская планерная школа (ЮПШ), где детей учат летать на начальных планерах ЛАК-16М и БРО-11МС, Учебный центр ДОСААФ, Федерация планерного спорта Московской области, Федерация планерного спорта РФ.
Сегодня стало очевидно – и военной, и гражданской авиации нужны лучшие в мире лётчики. А самые лучшие, по опыту прошлого, именно те, кто прошёл авиамодельный кружок, потом аэроклуб и ещё до совершеннолетия освоил пилотирование самолёта. Знаменитые авиаконструкторы, например О.К. Антонов, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, А.Н. Туполев, наш космический гений С.П. Королёв, а также лётчики, такие как трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, Герой Советского Союза С.Н. Анохин и многие другие, начинали свой путь с планеров, сами их строили, создавали новые конструкции, испытывали и летали.
Научился летать! Это, как умение ездить на велосипеде, остаётся на всю жизнь. Кто умеет летать на планере – умеет летать на всём, что способно подняться в воздух. Это не пилоты, которые освоили высокоавтоматизированные современные лайнеры, накрепко привязанные к компьютеру через джойстик, их ещё называют «операторами». Это настоящие люди неба. В аварийной ситуации лётчик с планерной подготовкой за плечами выкрутится и посадит многотонную машину. Если есть на это минимальный шанс, конечно. Чиновник, понятно, об этом не думает, для него полёты лёгких самолётов-буксировщиков и планеров – лишняя головная боль: контроль, проверки, отчётность. И жалобы истеричных дамочек на полёты планеров – а вдруг это украинский БПЛА угрожает её особняку? Проще всего запретить полёты, благо административных рычагов для этого у властей на местах предостаточно. Чай не Домодедово или Внуково.
Тут бы вмешаться на правительственном уровне – в программе развития гражданского авиастроения заложены сотни самолётов в год, только МС-21 до 70 штук. На каждый самолёт в гражданской авиакомпании нужно минимум три экипажа – лайнер должен летать, а не ждать, пока пилоты отдохнут. И откуда их брать? Мотивированных, умелых? Не зря же пошли разговоры о возможности пилотирования многоместных магистральных самолётов одним пилотом в кабине. Зачем второй пилот, когда есть автоматика? А человек за ней присмотрит... Но что случись, компьютер не поможет, человек будет выкручиваться. Вопрос – сможет ли? Может быть, вышестоящие структуры всё же напомнят клинским чиновникам про такое понятие, как «патриотизм»? Закрытие таких аэроклубов – курс на подрыв обороноспособности страны, по сути – предательство.