На прошедшем во Владивостоке VIII Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин снова подчеркнул приоритет развития Дальнего Востока - и каждое решение, озвученное главой государства, можно отнести и к Хабаровскому краю - региону, богатому природными ресурсами. Делегация края подписала множество соглашений, и теперь остается только ждать реализации новых проектов, от которых, как говорится, жить станет хорошо. Однако эксперты не спешат надевать розовые очки.
Доктор политических наук, профессор Илдус Ярулин сомневается, что воплотить в жизнь обозначенные на ВЭФе планы действительно удастся скоро:
«Проблема в том, как быстро это можно реализовать. Есть соглашения, казалось бы, завтра уже наступает. На самом деле, это только заявка о том, на что способны и к чему готовы. Но кто будет реализовывать? Хватит ли людей? Отток населения не сокращается. Возможно, сейчас наступает время, когда количество договоренностей перерастет в качество но здесь все будет зависеть от местных властей. Сейчас идет проверка губернаторов на дееспособность. Мы не видим серьезных результатов по строительству межвузового кампуса в Хабаровске, хотя везде об этом пошумели. Но решение о его строительстве переносится на весну… а в 2026-м году нам предстоят выборы губернатора. И оттого, насколько губернатор справится со своей задачей, очень многое будет зависеть. А лоббистские возможности Михаила Дегтярева и умение договариваться, заключать соглашения о том, что деньги пойдут в край, это только начало большого пути. Вопрос в том, насколько эти деньги будут воплощены в реальные объекты..»
Одним из наиболее «больных» моментов Илдус Ярулин назвал транспортный вопрос. Проблема остается нерешенной на протяжении многих лет.
«И Кузнецовский тоннель, и вторая очередь Северомуйского тоннеля, насколько будет расширен БАМ, насколько Якутия будет связана дорогой с Китаем - часть этой дороги ведь пойдет через Хабаровский край. Насколько эти артерии заработают, многое будет зависеть для хода реализации заявленных проектов. Китайцы построили свой порт, а у нас что?» - задается вопросом эксперт.
Он уверен, что именно сегодня пришло время решать очень многие вопросы, сейчас мировая конъюнктура так складывается, что «может произойти прорыв». Немаловажно, что Дальнему Востоку по-прежнему готов помогать федеральный центр:
«Но остается вопрос - кто будет реализовывать заявленное? Сможет ли Дальний Восток ответить на эти вызовы? Нам, в частности, нужен комплексный план развития Хабаровского края в системе ДФО. И необходима жесточайшая ответственность за выполнение этого плана - как и было в период освоения Дальнего Востока. Потенциал у края огромный. Растет добыча меди и олова. Но нужна мощнейшая внешнеполитическая деятельность. Кому мы все это продавать будем? Вот в ДФО, в том числе Комсомольск-на-Амуре, прибыл лидер КНДР Ким Чен Ын. Посмотрим теперь, что будет дальше. Будем в Северную Корею поставлять «Суперджеты»?»
Доктор экономических наук Вадим Заусаев тоже напомнил о катастрофической нехватке рук в регионе: все будет упираться в кадры. Он также напомнил о северокорейских соседях - почему бы не позвать их снова на работу в регион?
«Какими кадрами будут реализовываться проекты, ведь с ними очень серьезная проблема? Я считаю, что решением в ресурсодобывающих отраслях может быть привлечение северокорейцев. Они у нас уже работали в 60-70 годах, порядка 20 тысяч северокорейцев было, работали очень хорошо и продуктивно. И сейчас их надо привлекать для участия в наших проектах. Они хорошие строители, да и вообще могут освоить любую профессию. Другое дело, что страна у них небогатая, квалификация низкая, но можно научить. Не зря приезжал к нам Ким Чен Ын. Я думаю, что с ним был такой разговор - о привлечении рабочей силы. А если и не было, то надо это дело поднять», - отметил Вадим Заусаев.
Развиваться в условиях жесточайших санкций, объявленных против страны Западом, можно и нужно, уверен эксперт:
«Еще в нулевых годах, когда у нас началась «голландская болезнь» (резкое укрепление национальной валюты за счет бурного роста экспорта товаров одной доминирующей отрасли, приводит к тому, что поначалу приток иностранной валюты снижает инфляцию в стране, но при этом тормозит развитие других отраслей и мешает экономическому росту - прим. ред.) - нефтедоллары стали использоваться для покупки производимой в России продукции, и в итоге мы потеряли многие отрасли хозяйства. Эта «голландская болезнь» развилась у нас очень сильно вопреки национальной безопасности. И у меня еще тогда была мысль - хорошо бы закрыться от заграницы, чтобы поднять свое хозяйство, развить свое производство. И сейчас это случилось. Конечно, сегодня это делать сложнее».
Что касается ВЭФ, то буквально, все, о чем говорил Владимир Путин в плане развития Дальнего Востока, ложится и на Хабаровский край - огромный регион богатый ресурсами. Однако реализовать решения президента «при нынешнем слабом экономическом блоке в крае - очень непросто».
«Нынешний экономический блок - слабый, неинициативный, где-то даже тормозящий интересные проекты. Губернатору будет сложно реализовывать экономические проекты. Даже при поддержке федерального центра важна инициатива с мест. И ее нам как раз и не хватает», - подытожил Вадим Заусаев.