Таксистов заставят выучить все о «культурном наследии», о спорте, медицинских и образовательных учреждениях города. Новый закон заставил водителей затянуть пояса, а пассажиров раскошелиться.
С 1 сентября 2023 года в России вступил в силу новый закон о такси. Рынок взбудоражен: для водителей ввели жесткие ограничения, цены взлетели, а при нарушении нормативов таксистам запретят работать на год и дольше.
Корреспондент «Аргументов недели» МАРИНА ПОДКОРЫТОВА собрала информацию и мнения пассажиров, водителей и служб такси о том, чем же это грозит.
Единый реестр и отчет для ФСБ.
До введения закона перевозить пассажиров, как таксист, мог любой водитель, зарегистрированный в агрегаторе через приложение. Некоторые регионы принимали местные нормативные акты, касающиеся такси, другие никак не контролировали эти службы.
Теперь ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» определяет доступ водителей и служб такси к работе, регулирует взаимоотношения водителей и агрегаторов. В документе объединили действующие правила и новые.
Например, в регионах создадут по 3 основных реестра, некоторым водителям запретят работать, ответственность за ДТП и другие происшествия будут нести и водитель, и служба заказа такси. Таксистом разрешили работать и самозанятому. Запретят работать тем, у кого есть судимости. А одно из главных требований: у водителей должно быть разрешение на работу в такси.
Сервис такси должен вести журнал регистрации заказов в электронной форме или на бумаге, фиксируя: номер заказа, дату и время, адреса начала и окончания поездки, марку, модель и госномер легкового такси, ФИО водителя, время поездки, телефон заказчика. Перевозчик обязан хранить эти записи минимум 6 месяцев.
И перевозчики будут обязаны передавать всю информацию в ФСБ и МВД по первому требованию.
Отвечать за ущерб придется не только водителю, но и службе такси. Главное условие взыскания ущерба – он не покрывается страховкой по ОСАГО. При этом водитель такси не сможет сэкономить на ОСАГО, если укажет, что использует машину исключительно в личных целях. Страховая компания не возместит ущерб после ДТП, если выяснится, что полис оформлен на личную машину, а она числится как такси. В этом случае таксисту придется платить из своего кармана.
По новым правилам, надо будет регистрироваться как перевозчик легкового такси и получать полис ОСАГО для такси, который стоит около 70 000 руб. Для обычного автомобилиста он обходится в 10 раз дешевле.
Все службы такси и машины попадут в единую государственную систему. Она будет собирать информацию из региональных реестров. Доступ к ней получат страховые компании, ГИБДД и даже пассажиры.
Сотрудникам ГИБДД будет проще штрафовать водителей, перевозящих пассажиров без действующего разрешения, сумма штрафа составляет 5000 рублей.
Новый закон делает возможным блокировку службы заказа такси. Это возможно, если последовательно, в течение 30 дней, служба заказа такси передавала заказы нелегальным перевозчикам (не менее 10 раз). Через год агрегатор может снова подать заявление на разрешение на осуществление деятельности.
Разрешение выдают бесплатно.
С 1 сентября водителю нужно получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Заявление подают по месту жительства. Если у водителя заключен трудовой договор с перевозчиком, разрешение – забота агрегатора.
Если разрешение получено до сентября 2023 года, оно действует до окончания указанного срока, но не более 5 лет.
Разрешение оформляется бесплатно. Заявление можно подать через МФЦ или в уполномоченное ведомство. Перевозить пассажиров можно только в регионе, выдавшем разрешение.
В итоге, «бомбить» пару часов в качестве хобби теперь станет сложнее.
Запрет на работу таксистом.
Не зарегистрируют таксиста, если у него три и больше неуплаченных штрафа за нарушения ПДД.
Если он не прошел аттестацию на знание объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, а также медицинских и образовательных учреждений.
Если его повторно лишали прав или арестовывали за нарушения ПДД в течение года со дня исполнения предыдущего наказания.
Если есть неснятая или непогашенная судимость за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и другие серьезные правонарушения.
Ограничат продолжительность работы.
Как пишет Kontur.ru, Минтранс подготовил проект постановления «Об утверждении требований к периоду передачи заказа легкового такси перевозчикам службами заказа легкового такси». Согласно документу, водители такси перестанут получать новые заказы от агрегаторов, после того как отработают 12 часов.
При этом нельзя работать 12 часов без перерыва – через 5 часов нужно уйти на отдых. Иначе получение заказов будет временно приостановлено.
Также новая заявка станет доступна только после завершения предыдущей поездки.
Службы такси нашли лазейку.
Как рассказала представитель службы такси «Максим» Екатерина Мамай, уже сейчас водителей недостаточно для удовлетворения спроса на поездки, и ситуация будет ухудшаться.
– Новый закон очень неудачно наложился на базовые проблемы перевозчиков, связанные с удорожанием топлива, запчастей и обслуживания автомобилей, выбытием стареющего автопарка и невозможностью заменить его по новым ценам, – отметили в пресс-службе «Максим». – Со своей стороны, мы создаем условия, чтобы водителям было выгодно зарегистрировать самозанятость и получить разрешение на деятельность такси. Для них повышен приоритет и снижена комиссия сервиса, в большинстве городов она составляет 5-10%.
У закона не было переходного периода, и он не позволил самозанятым перевозчикам до 1 сентября получить разрешение на работу в такси. Сейчас только начинаются процессы формализации. Для того, чтобы работа сервиса не встала, там разделили поездки на два юридически разных типа: легковое такси и аренда транспортного средства с экипажем.
– В соответствии с новым законом, легковые такси в сервисе выделены в отдельный тариф под названием «Такси». Такие заказы доступны только перевозчикам с разрешением на деятельность. Поскольку разрешения пока имеет ограниченное число перевозчиков, цены для пассажиров на такие заказы выше обычных, зато комиссия сервиса ниже, – отметили в «Максим».
Заказы же по стандартным легковым тарифам «Эконом», «Комфорт», «Бизнес», «Компактвэн», «Минивэн» выполняются по договору аренды транспортного средства с экипажем, предусмотренному Гражданским кодексом РФ. Этот вид перевозок не является такси. На такие поездки не нужно особое разрешение и для пассажиров действуют привычные цены.
– Таким образом, каждый пассажир может решить, что для него важнее: доплатить за поездку на автомобиле с разрешением на деятельность такси или уехать по привычной цене, арендуя автомобиль с водителем, – прокомментировала Екатерина Мамай.
«В такси можно спокойно работать по поддельному аккаунту»
Как рассказал нашему изданию водитель Юрий Санников, он работает в такси уже около 4 лет.
– Повышение спроса на весну-лето – разгар сезона в такси, цены всегда растут. Осенью таксистов на линию выходит больше, цены обычно снижаются. 5-10% подешевело. Кто работает на стройке, в садах, уходят работать в такси, – отметил он.
Как считает Юрий, закон правильный, он будет лучше контролировать деятельность служб перевозок. Остается финансовый вопрос: смогут ли граждане позволить себе такси по новым ценам, потому что и водители, и агрегаторы будут нести издержки из-за нововведений.
При этом, по его мнению, закон не особо решает вопросы безопасности.
– Водитель в агрегаторе создает профиль, заявку, агрегатор передает ему заказ через приложение. Но агрегатор не контролирует, кто создает аккаунт, можно зайти под чужим логином и паролем. И найти такого водителя в реальности будет сложно, – отметил таксист.
С другой стороны, такие требования к таксистам уже есть в той же Москве, сейчас будут в регионах. И кардинальных изменений не будет, в такси по-прежнему сможет работать каждый, с поддельного аккаунта, даже не имея прав.
– В итоге с нововведениями такси станет дороже, но люди с работы не уйдут. Такие, как я, останутся в такси, чтобы платить кредит и кормить семью, пассажиры получат адекватный и более безопасный сервис, агрегаторы получат свою выгоду, государство тоже не останется в накладе, – прокомментировал Санников.
Больше времени с «высоким спросом» и рост цен на 20%: мнения пассажиров.
Екатеринбуржцы отметили, что цены на такси в нашем городе выше, чем, к примеру, в Тюмени или Казани. И многие сообщили, что цены выросли уже с весны. При этом растет и количество нареканий к водителям: едут не тем маршрутом, уезжают, не отменив заказ, опаздывают, время ожидания включают, пока еще не приехали на место.
– Езжу на такси часто, цены подросли еще год назад, с осени. Я связала это с мобилизацией, началась нехватка водителей. Из центра вызвать нет проблем и сейчас, сама живу на окраине, там бывает время ожидания от 10 минут, – поделилась екатеринбурженка Светлана Хорошевская.
Как отметил Станислав Наумов, он пользуется такси 10-15 раз в месяц, рост цен сильно заметен только во время часа пик или непогоды. Например, поездка с расчетным временем 20 минут растянулась до 45 из-за пробки на Базовом переулке, а цена из 400р превратилась в 800р за «Эконом».
– В целом, за год по ощущениям цена поднялась на 15-25%, и это неудивительно, дефицит кадров, повышение требований к водителям и машинам, рост цен на топливо привели к этому, – отметил Наумов.
– Цены выросли очень сильно, да и ждать водителя сейчас намного дольше. При этом уровень сервиса страдает. Набираешь водителя, он трубку не берет, сам не перезванивает, напишешь – не читают. Многие высказывают пассажирам, что недовольны условиями работы, не берут заявки, – поделилась с изданием Валентина Халина.
– На такси езжу почти ежедневно с 2021 года, с ЖБИ в сторону Московской. Раньше средний чек был около 250 рублей на экономе, до этого года было около 300-320, сейчас та же самая поездка обходится в 400-450 рублей, и это «треш». Езжу к 10 утра, когда уже достаточно свободно на дорогах, – отметила Екатерина Микрюкова. – Бывает долгое ожидание, но обычно в плохую погоду или час пик. При этом чек на «Эконом» взлетает до 650 рублей.
Как поделилась Юлия Литвиненко, уже с июня цены подскочили, «прямо космос». По ее словам, сами таксисты в панике, кто без лицензии, ездить нельзя, то есть их теперь стало меньше, а цены выше. Девушка считает, что новый закон не несет для клиентов ничего хорошего.
– Такси, особенно по вечерам, ждешь дольше, 8-20 минут. Нередко водители отказываются от заказов, потому что ехать очень долго. Таксисты говорят, что их реально стало меньше стало из-за новых требований. Цены фантастические, но росли плавно, поэтому сейчас уже не так заметно, – отметила Анна Сергеева.
Наталья Елизарова предоставила 2 скрина из приложения с разницей в год. Адрес тот же, время 5 вечера. Год назад такси стоило 160 рублей, в этом сентябре поездка туда же той же компанией и тем же тарифом ей обошлась уже в 314 рублей.
Руководитель бухгалтерской компании Юлия отметила, что тот же «Яндекс» еще в начале лета поднял цену для юрлиц на 20%, в итоге их компания перешла на сотрудничество в качестве физлиц.