Правительство предлагает с 1 апреля 2024 года ужесточить наказание за контрабанду алкогольной и табачной продукции. При этом в России последовательно проводится политика, направленная на ограничение табакокурения, снижения потребления алкоголя с одновременным сохранением доходов бюджета от продажи этих товаров. К таким мерам относятся поэтапное повышение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, установление минимальных розничных цен, повышенные меры контроля за оборотом этих товаров.
Напомним, что инструменты такого достаточно жесткого контроля включают маркировку, ограничения на продажу, противодействие нелегальному производству и распространению поддельных товаров. А контрабанда и контрафакт попадают под самые строгие нормы уголовного кодекса. Однако на внутреннюю торговлю между странами ЕАЭС меры уголовной ответственности за незаконное перемещение алкоголя и табака, к сожалению, не распространяются.
А ведь в ЕАЭС нет внутренних таможенных границ между государствами. Каждый член Союза устанавливает свои внутренние налоги самостоятельно. С 2024 года будет действовать соглашение об акцизах на табачные изделия, но о полной унификации страны ЕАЭС договориться пока не могут. При этом разница в налогообложении может достигать 40 процентов. Может поэтому достичь гармонизации (сближения) ставок акцизов на алкоголь пока не удается. Разница в акцизах в соседних странах является мощным стимулом нелегального оборота.
В Европейском союзе при переходе к общему внутреннему рынку были достигнуты договоренности об установлении минимальных ставок акцизов с правом каждой страны устанавливать их на более высоком уровне. Кроме того, была установлена полная унификация подакцизных товаров и форм налоговых ставок, что само по себе существенно снижает экономические предпосылки для незаконной торговли.
По ныне действующим в ЕАЭС правилам при ввозе алкогольной и табачной продукцию в Россию должны уплачиваться НДС и акциз по тем ставкам, которые применяются в нашей стране. Отсутствие пунктов таможенного контроля на границах между странами ЕАЭС, разница в уроне налогообложения провоцируют недобросовестных коммерсантов на нелегальные поставки в Россию алкогольной и табачной продукции, нанося тем самым урон бюджету и создавая угрозу бесконтрольного ввоза и распространения поддельной продукции.
По данным Минфина, доля незаконно ввезенной алкогольной и табачной продукции из ЕАЭС на нелегальном рынке России превышает 50 процентов, потери бюджета оцениваются экспертами рынка десятками миллиардов рублей. С ростом товарооборота между нашими странами предпосылки для расширения каналов нелегальных поставок, вовлечения в этот бизнес новых компаний и лиц только увеличиваются.
Масштабы контрабанды из ЕАЭС и прогноз нарастания этой проблемы требуют адекватной реакции, в том числе принятия мер по установлению уголовной ответственности за незаконный ввоз алкогольной и табачной продукции из стран ЕАЭС.
Первый шаг в этом направлении Правительством был принят в марте прошлого года. Постановлением Правительства от 31 марта 2022 года Перечень стратегически важных товаров и ресурсов дополнен алкогольной и табачной продукцией, и для этих товаров установлен порог стоимости в размере 100 тысяч рублей, выше которого незаконное перемещение через границу влечет уголовную ответственность по статье 226.1 УК РФ. Эта норма вступит в силу с 1 апреля 2024 года.
В настоящее время уголовная ответственность за контрабанду алкогольной и табачной продукции установлена статьей 200.2 УК. Однако указанная статья сформулирована таким образом, что под уголовную ответственность не попадает незаконный ввоз в Россию из стран – членов ЕАЭС. Кроме этого, стоимостной порог незаконно перемещаемых товаров составляет 250 тысяч рублей. Соответственно, после 1 апреля 2024 года между двумя составами преступлений будет коллизия. Статья 226.1 распространяет свое действие на контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, включая алкоголь и табак как, в торговле со странами ЕАЭС, так и в торговле с третьими странами. Однако одно и то же нарушение не может квалифицироваться по двум разным статьям Уголовного кодекса. Это противоречит принципу однократного наказания за одно преступление.
Поэтому исключение из Уголовного кодекса статьи 200.2 носит технико-юридический характер. С учетом того, что с 1 апреля контрабанда алкогольной и табачной продукции будет квалифицироваться как преступление, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 226.1, декриминализации этих действий от этого не произойдет. Кроме этого, когда речь идет о контрабанде табачных изделий, то случаи нелегального ввоза таких товаров из третьих стран в Россию являются редкими. В России цены на сигареты выше, чем в других странах ЕАЭС, но значительно ниже, чем, например, в ЕС. Поэтому незаконный поток этой продукции чаще идет в обратном направлении – из России, а не в нашу страну.
Теперь законопроект будет рассмотрен Госдумой. А пока правительством приняты предварительные меры для его будущей реализации. В зонах таможенного контроля вдоль Государственной границы России уже функционируют мобильные группы таможенных органов. По инициативе Правительства в прошлом году принят федеральный закон, регламентирующий деятельность таких групп.
Таким образом, с принятием законопроекта за контрабанду алкогольной и табачной продукции виновные лица будут привлекаться к уголовной ответственности по статье 226.1 УК РФ, а незаконный ввоз этих товаров из стран ЕАЭС будет приравнен к контрабанде из третьих стран. При этом уголовная ответственность будет наступать, если стоимость таких товаров превысит 100 тысяч рублей.
Наряду с другими мерами Правительства, направленными на «обеление» рынка алкогольной и табачной продукции, эффект таких изменений в УК проявится в повышении доходов бюджета, расширении спроса на продукцию отечественных компаний, снижении уровня потребления поддельной продукции и другим значимым для общества положительным эффектам.