Контрольно – счётная палата города Орла ещё в декабре прошлого года уведомила прокуратуру, УФСБ и УМВД по Орловской области в том, что бывший депутат Орловского областного Совета народных депутатов Андрей Митин в 2020 – 2021 годах работавший директором Муниципального унитарного предприятия г. Орла «Трамвайно – троллейбусное предприятие» (далее МУП «ТТП») действовал «недобросовестно и неразумно», его действия «противоречили интересам предприятия», имели «признаки проявления коррупции» и принесли многомиллионный ущерб бюджету. Прошло девять месяцев. Уголовное дело в отношении Митина не возбуждено, а сам он, как рассказывают сведущие люди, месяцами отдыхает в якобы по случаю приобретённой после увольнения с муниципальной службы гостинице в крымской Оленёвке, приезжая в Орёл лишь для нечастых встреч со следователями и посещения концертов вместе с губернатором Андреем Клычковым и председателем Орловского областного Совета народных депутатов Леонидом Музалевским».
На мысль об организации собственного расследования деятельности экс-депутата Андрея Николаевича Митина, нас натолкнуло не только изучение материалов контрольного мероприятия КСП Орла, призванного определить, насколько эффективно работало МУП «ТТП» в 2020-2022 годах, но и августовская беседа орловских депутатов, общественников и руководителей СМИ с руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области Петром Юдиным и его подчинёнными.
В ходе той встречи полковник Константин Баранов, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел и полковник Пётр Юдин, руководитель управления в два голоса рассказывали о том, что они оперативно (с сентября 2022 по август 2023 года) расследовали уголовное дело, возбуждённое в отношении Андрея Молодчинина, экс-директора МУП «ТТП», который совместно с предпринимателем Терёшиным причинил МУП «ТТП» г. Орла ущерб в сумме 270 тысяч рублей. О ходе данного расследования было даже доложено в центральный аппарат СК России.
Сейчас дело уже в суде и Молодчинина вместе с предпринимателем Терёшиным ждёт суровое наказание за похищенные из бюджета 270 тысяч. Но так ли велики и значимы достижения СУ СК России по Орловской области в расследовании противоправной деятельности директоров МУП «ТТП»? Ведь работники МУП «ТТП», депутаты, журналисты не могли достучаться до них три года!!!
Руководители Следственного управления не проявляли никакой заметной активности в отношении директоров «ТТП» Митина и Молодчинина до тех пор, пока год назад Председатель СК России Александр Бастрыкин лично не рассмотрел видеообращения сотрудников этого МУПа, письменные обращения орловских депутатов и публикации СМИ и не взял ситуацию под свой контроль.
Когда в сентябре прошлого года на предприятие наведался заместитель прокурора Орловской области Сергей Панкратов и произошло задержание Молодчинина, этим визит не ограничился. Появилось ещё два уголовных дела по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата), причём один эпизод был связан с оформлением на работу и начислением зарплаты человеку, который реально не работал.
О расследовании этих эпизодов руководители СУ СК России по Орловской области предпочли не упоминать вообще. Кроме того, мимо них по какой – то причине прошло указанное в прокурорском постановлении требование дать правовую оценку деятельности директора МУП «ТТП» Андрея Митина, в период работы которого предприятию были, в том числе и по его вине, причинены убытки не в 270 тысяч, а в сотни миллионов рублей. И это фактическое игнорирование прокурорского постановления - не просто действия «вопреки интересам службы», а попытка прикрыть совершённые противоправные действия авторитетом Следственного комитета России.
Но вернёмся к состоявшейся 9 августа 2023 года встрече в СУ СК Росси по Орловской области. Для понимания ситуации с расследованием (а точнее «нерасследованием») деятельности экс-депутата и экс-директора МУП «ТТП» Андрея Митина приведём цитату из стенограммы беседы. Действующие лица – руководители СУ СК России по Орловской области Константин Баранов и Пётр Юдин, а также депутат Орловского областного Совета народных депутатов, председатель профильного комитета облсовета по градостроительной деятельности и транспорту.
БАРАНОВ: Там два дела. По Молодчинину? А есть по автобусу?
РЫБАКОВ: Есть Молодчинин и есть Митин.
ЮДИН: По Молодчинину ещё раз повторяю. Дело закончено. Второй Терёшин был? Терёшин полностью ознакомился с материалами, там восемь томов. А Молодчинин четыре тома. В ближайшее время, думаю, понедельник-вторник, мы уже направим прокурору для утверждения и направления дела в суд. Это по Молодчинину. По автобусам. У нас дело у Кибалиной? Прокомментируй.
БАРАНОВ: Дело расследуется, ещё в производстве. Провели большой объём следственных действий. Решение пока не приняли. Ещё есть с чем работать, занимаемся по этому делу.
РЫБАКОВ: Перспективы есть?
БАРАНОВ: У любого дела есть перспективы.
РЫБАКОВ - Пётр Иванович, я хочу заметить, под видеопротокол, что Молодчинину инкриминируют сколько? 270 тысяч? Уважаемый товарищ полковник, это копейки по сравнению с тем, что наработал бывший депутат областного совета Митин Андрей Николаевич. У него было все те же эпизоды противоправных действий, которые совершал Молодчинин. Если сейчас посмотреть акты КСП и сделать доследственную проверку, у вас будет несколько десятков миллионов прямых хищений из муниципального предприятия. Поэтому Молодчинин со своими 270 тысячами выглядит очень смешно. Я писал заявление, СМИ писали по Митину Андрею Николаевичу. Где, как говорил президент, посадки, где расследования? Митин только по подобным эпизодам накопал больше 10 млн. Это я знаю, и КСП проверяла. И сейчас поднять эти материалы — смело можно возбуждать уголовное дело. А вы сейчас возбудили против Молодчинина о 270 тысячах и всё. А там сколько украдено? Больше 200 млн рублей злоупотреблений.
В начале этого года был опубликован акт проверки КСП, у вас он должен быть. После того как этот акт был опубликован, рабочая группа депутатов городского совета просто развела руками и сказала, что как-либо восстанавливать работу ТТП не представляется возможным, до тех пока не будет разрешены поставленные в акте вопросы, а там 28 страниц и 40 эпизодов, с моей точки зрения, как минимум десять составов там можно найти спокойно. Поэтому я бы вам рекомендовал изучить этот акт, он есть, в открытом доступе, можете запросить у администрации.
ЮДИН: Называется акт проверки чего?
РЫБАКОВ: КСП. Контрольно-счётной палаты.
ЮДИН: От какого числа?
РЫБАКОВ: В начале года он вышел. Если мы вам предоставим, Константин Владимирович скажет, что это нелегитимный акт и мы будем требовать, чтобы следователь затребовал.
БАРАНОВ: Этот акт есть в нашем деле, и мы этот акт проверяем.
РЫБАКОВ: О, это отлично.
Так вот, уголовные дела вроде бы и есть, проверки вроде бы идут, даже материалы проверки КСП г. Орла также имеются, предписание областной прокуратуры о проверке деятельности Андрея Митина на посту директора МУП «ТТП» также есть, даже распоряжение Александра Бастрыкина есть, а уголовного дела в отношении экс – депутата нет и, судя по нынешним темпам проверок – не предвидится. Поэтому мы решили, основываясь на документах, изучить то, как нарушалось действующее законодательство в МУП «ТТП» с марта 2020 по апрель 2021 года…
Как «хозяин выгонки» стал депутатом - «хозяином ТТП»
22 марта 2020 года с подачи Леонида Семёновича Музалевского МУП «ТТП» г. Орла возглавил верный соратник спикера и член президиума регионального политсовета «Единой России» депутат облсовета Андрей Митин. Возглавил со скандалом – у него не оказалось ни профильного образования, ни необходимого для такой должности профессионального стажа.
Уже через месяц после того как пост директора покинул Юрий Гордюшин, профессионал – транспортник, а его сменил Андрей Митин, бывший многолетний директор МУП «ТТП» Александр Коровин так охарактеризовал ситуацию: «Сейчас мы видим, что с поста руководителя убрали человека, который имеет стаж и опыт. А человек, который сейчас занимает эту должность, не имеет никакого права ее занимать, так как не имеет ни того, ни другого»… Дело идет на развал общественного транспорта».
И депутаты, и журналисты тогда часто припоминали Митину самозахват земли его семейной фирмой ООО «МАН» (Митин Андрей Николаевич), который транспортная прокуратура выявила только через много лет, за несколько дней до того, как он сложил депутатские полномочия. Общеизвестным фактом было и фиаско Митина на посту руководителя другого муниципального транспортного предприятия ПАТП – 1, которое он, также с подачи Леонида Музалевского, председателя Орловского областного Совета народных депутатов, возглавил 13 февраля 2017 года.
Ныне покойный орловский журналист Георгий Саркисян писал в те дни: «Депутат облсовета, получивший свой мандат сомнительным образом (это другая околокриминальная история), именуемый в определённых кругах как «Бандит из 90-х, теневой «Хозяин» Выгонки, неожиданно оказался начальником автобусного предприятия МУП ПАТП – 1. И надо ли говорить, что за назначением Митина торчат усы подельника оного по облсовету – его председателя Леонида Музалевского, которого молва также причисляет к бандитскому сословию с погонялой «Музоль». Цель назначения Митина – доведение до банкротства предприятия с довольно большим ликвидным имуществом – в частности земельным участком. Благо все условия для этого имеются: нынешнее предбанкротное состояние предприятие, плюс приобретаемые по велению начальства в лизинг 75 автобусов за 160 миллионов рублей.
Ясен пень, что ПАТП – 1 не справится с этим свалившимся на него счастьем и будет обанкрочено. Слухи об изгнании Александра Коровина с должности директора МУП «ТТП» скорее всего воплотятся в жизнь и обанкроченное ПАТП – 1 со своим хозяйством переместится на площадку ТТП, освободив таким образом землю автобусного парка, которая и уйдёт «правильному пацану» сотоварищи Музалевскому за правильную цену. Благо опыт по уводу из госсобственности одного транспортного предприятия – автоколонны 1141 у Музалевского уж имеется».
Митинг в Орле с требованием к председателю Орловского облсовета Музалевскому вернуть «Автоколонну – 1141» в госсобственность.
Георгий Саркисян, писавший эти строки 20 февраля 2017 года, оказался провидцем. Проработав на должности директора ПАТП – 1 до 26 апреля, то есть чуть более двух месяцев, Митин уволился, а предприятие постепенно обанкротилось. Как и предполагал Саркисян, Александра Коровина изгнали с поста директора МУП «ТТП», а автобусы переместили на его территорию. А увод из госсобственности «Автоколонны – 1141» Леонидом Музалевским так надлежащим образом и не расследован, хотя все основания для этого имелись уже несколько лет назад, когда в Орле проходили многолюдные митинги с требованием вернуть «Автоколонну – 1141» в государственную собственность.
Кстати, трюк с взятием в лизинг автобусов без обеспечения лизинговых платежей и гарантийного ремонта Андрей Митин провернул уже в должности директора МУП «ТТП». В акте, составленном КСП г. Орла по итогам контрольного предприятия так и говорится: «Генеральный директор МУП «ТТП» Митин А.Н. при заключении договоров лизинга… действовал недобросовестно и неразумно, так как финансово-экономическое состояние предприятия не позволяло оплачивать ежемесячные лизинговые платежи, а также поддерживать новую технику в рабочем, технически исправном состоянии, проходя периодическое техническое обслуживание на авторизованных продавцом станциях технического обслуживания». В результате упущенная выгода и неэффективные расходы МУП «ТТП» составили почти 20 миллионов рублей.
При Митине начались активные махинации с неоприходованием металлолома от списанных транспортных средств, с отсутствием учёта и контроля за использованием высвобождающихся запчастей. В акте КСП г. Орла говорится: «Подписание документов о приёмке фактически отсутствующих автобусов, неполное оприходование металлолома, отсутствие учёта возможных к дальнейшему использованию узлов и агрегатов, образовавшихся при списании транспортных средств, свидетельствует о признаках проявления коррупции, так как позволяет ответственным должностным лицам МУП «ТТП» бесконтрольно использовать и распоряжаться фактически неучтённым муниципальным имуществом, в том числе металлоломом, запасными частями от транспортных средств и пр., что причиняет ущерб предприятию».
Интересный факт: экс-директора Андрея Молодчинина судят сейчас за 270 тысяч рублей, которые он из бюджета выплатил предпринимателю Терёшину за фактически невыполненные работы. А вот экс-директора Андрея Митина аудиторы Контрольно–счётной палаты г. Орла уличили в том, что на основании договоров купли–продажи №№ 1–5 от 19 ноября 2020 года он приобрёл для МУП «ТТП» у некой гражданки Шаровой Ольги Сергеевны четыре пассажирских автобуса и один фургон «Урал 420» на общую сумму в 2.226.000 рублей. В общем, покупка недорогая, если не учитывать тот факт, что все транспортные средства оказались неисправными, в хозяйственной деятельности предприятия не использовались и стоят на территории троллейбусного депо. А ещё более интересный факт – то, что указанные транспортные средства, согласно ПТС, на учёт в органах ГИБДД гражданкой Шаровой не ставились и ранее принадлежали… МУП ПАТП №1 г. Орла, то есть тому самому предприятию, которое обанкротил депутат Митин! Вывод аудиторов: «в результате недобросовестных и неразумных действий генерального директора МУП «ТТП» Митина А.Н., противоречащих интересам предприятия, по приобретению неисправных ТС, нуждавшихся в ремонте, неиспользуемых в хозяйственной деятельности потери предприятия составили 2.226.000 рублей». И потери муниципального бюджета, которые «организовал» Митин, только в данном эпизоде более чем в восемь раз превышают сумму, за которую судят Молодчинина.
А ещё Андрей Митин регулярно незаконно и без согласования с собственником регулярно заключал крупные сделки (в 2020 и 2021 гг. почти на 100 миллионов рублей), заключал договоры субподрядов по завышенным расценкам, причём сам предмет этих субподрядов «не соответствовал цели создания и уставным видам деятельности предприятия», что также расценено аудиторами КСП как «недобросовестные и неразумные действия».
Хочется ещё раз вспомнить, что аббревиатура «ТТП» расшифровывается как «Трамвайно-троллейбусное предприятие». Но с некоторых пор по инициативе спикера областного Совета народных депутатов Леонида Музалевского и с активной поддержкой мэра Орла Юрия Парахина оно стало превращаться в «автобусное». Три с лишним года назад нынешний председатель Комитета по градостроительной деятельности и транспорту Орловского облсовета Виталий Рыбаков напоминал, что трамваи в Орле ходят с 1898 года, а троллейбусы – с 1968 года. И говорил о том, что отказ от самого экологичного электротранспорта, обусловлен лишь желанием некоторых руководителей обрести сиюминутную выгоду.
После обращений жителей многих регионов, в том числе и Орловской области в Госудуму, Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин сделал следующий вывод: «Бездумная замена троллейбусов на автобусы, маршрутки ни к чему хорошему не приведет. Выбывает из рабочего состояния трамвай. Он, понятно, требует дополнительного внимания. Но когда трамвайные маршруты сокращаются - это значит, остановится город в развитии", - подчеркнул Володин. В Орле же вместо полноценной «реанимации» электротранспорта мэр Орла «продавливает» приобретение за бюджетный счёт не троллейбусов и трамваев, а дополнительных автобусов, что может свидетельствовать не просто о лоббизме, а о преступном сговоре с целью ликвидации городского электротранспорта..
Основная специализация экс – депутата Митина – розничная торговля. И неудивительно, что в уставе МУП «ТТП» г. Орла появились «виды деятельности – организация розничной, оптовой, коммерческой, фирменной торговли, в части создания постоянно действующих торговых центров, магазинов, торгово – закупочная, коммерческая, посредническая деятельность». Они, по словам аудиторов «не соответствуют целям создания и предмету деятельности предприятия». А ещё в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения о видах деятельности МУП «ТТП», которые вообще отсутствуют в уставе и противоречат цели его создания и предмету деятельности: «строительство жилых и нежилых зданий, разборка и снос зданий, деятельность систем обеспечения безопасности, деятельность по расследованию».
В свете последней фразы хочется напомнить, что «деятельность по расследованию» - это цель создания и предмет деятельности другого «предприятия» - Следственного управления Следственного комитета России по Орловской области, от которого аудиторы КСП ждут «привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства».
Кстати, депутат Орловского областного Совета народных депутатов Андрей Николаевич Митин работал над развалом МУП «ТТП» не один. Ему помогали. И помогали коллеги – депутаты…
У трёх депутатов ТТП без денег
У Леонида Семёновича Музалевского всегда присутствовало обострённое чувство социальной справедливости. Особенно ярко оно проявлялось в отношении его соратников – депутатов. Способы поощрения их за преданность или активную работу в партии «Единая Россия» были разными.
Важную роль тут играл финансовый ценз. Некоторым кандидатам в депутаты – состоятельным бизнесменам типа Сергея Кутенёва – директора ООО «КЗ «Эксперт–Кабель», либо Юрия Котляра – директора ООО «Эко–Транс» - крупнейшего перевозчика мусора – материальные составляющие были просто не нужны. Их интересовали только статусность и возможность защищать интересы своих фирм от конкурентов, а себя от проверок правоохранительных органов. Других интересовало депутатство на постоянной основе. Кого – то как трамплин для политической деятельности, кого – то как средство заработать хорошую пенсию. Ну а третьих, тех кто работал в партии, либо помогал Музалевскому лично, ждало так называемое «кормление». Суть его состояла в том, что заслуживавшего за верность председателю поощрения депутата облсовета выдвигали либо на руководящий пост как Андрея Митина, либо учреждали для него синекуру, то есть формальное трудоустройство без выполнения каких – то обременительных обязанностей.
Андрей Николаевич Митин через три месяца работы в ТТП понял, что один депутатский ум хорошо, а два – лучше. А тут ещё, как говорят сведущие люди, подоспела просьба от патрона – Леонида Семёновича Музалевского – устроить на работу действующего депутата Ирину Пашкову. Осложнялось всё тем, что она была по основному образованию школьной учительницей английского языка и истории, и к проблемам транспорта никакого отношения не имела. Впрочем, отсутствие профильного образования не мешало ей работать на полную ставку в «Орёлводоканале», причём не в качестве юриста (это второе высшее образование), а менеджером по связям с общественностью. Но 21 мая 2020 года депутат облсовета директор Митин подписал приказ о принятии депутата облсовета – менеджера «Водоканала» на работу на полставки помощника руководителя (то есть его лично).
Затем Андрей Митин посчитал иначе взял на работу второго помощника (не депутата), а потом и третьего. Третьим, опять же по просьбе Музалевского, стал депутат Орловского областного Совета народных депутатов Андрей Билиенко, собиравшийся идти на второй срок. 21 октября 2020 года депутата Билиенко приняли на работу в МУП «ТТП» на полную ставку. Забегая вперёд, скажем, что в марте 2021 года, перед самым уходом депутат Митин официально разрешил своему помощнику депутату Билиенко не ходить на работу, а заниматься «помощью» удалённо. Правда, работники ТТП утверждают, что и до этого времени этого члена депутатской тройки, впрочем, как и Пашкову, на работе никто не видел. Но заработную плату, несмотря на бедственное положение МУП «ТТП», «удалённые помощники» получали исправно.
Любопытно, что своё «кормление» депутаты всячески скрывали. Например, Андрей Билиенко, член фракции КПРФ, разместил в апреле 2021 года в газете «Красная строка» материал о своей депутатской работе: «Быть депутатом — непростая задача. Следить за федеральной повесткой, разрабатывать законы для улучшения жизни орловцев, вести личные приёмы граждан, а главное — никогда не оставлять людей один на один со своими проблемами… Это лишь малая часть депутатской работы Андрея Билиенко, который, к слову, трудится на этом посту безвозмездно, действуя лишь по зову сердца».
Действовавшему «по зову сердца», депутату облсовета Билиенко запись в трудовой книжке «помощник руководителя МУП «ТТП» не помогла. Он не смог пройти в новый состав областного Совета народных депутатов. А Пашкова, будучи активным функционером «Единой России», близким к председателю Орловского областного Совета народных депутатов Леониду Музалевскому, депутатом всё же стала. Нет, конечно, когда Митину в апреле 2021 года пришлось бесславно покинуть свою должность, Пашкову попытались уволить по сокращению штатов. Но кто же даст какому-то там муниципальному предприятию, в котором она «трудится», как говорят, появляясь в среднем раз в квартал, уволить депутата облсовета! Правда, позже, в связи с разгоревшимся скандалом вокруг «кормления» в двух местах, ей всё-таки пришлось покинуть МУП «ТТП».
Работников Трамвайно – троллейбусного предприятия, не знавших о системе «кормления», но знавших о существовании «удалённых помощников», тем самых водителей, слесарей, техперсонал, которым зарплату то задерживали, то не платили вообще, такое положение дел возмущало. Они активно обращались и в СМИ, и к общественным организациям, и к депутатам. Те в свою очередь передавали их обращения, публикации и документы в правоохранительные органы.
Депутат Виталий Рыбаков в июле 2021 года, обращаясь в УМВД, писал: «Несмотря на кадровые проблемы, в МУП «ТТП» г. Орла работают три помощника, два из которых, как и Митин А.Н. являются действующими депутатами Орловского областного Совета народных депутатов. При этом Пашкова И.В. и Билиенко А.А. не имеют профильного образования, дающего законные правовые основания занимать данные должности на данном предприятии».
Формулировка причин отказа в возбуждении уголовного дела: «информация и документация получена не была».
В ноябре 2021 года старший оперуполномоченный ОЭБ и ПК УМВД России по г. Орлу капитан Филиппов Е.С., ссылаясь на то, что ему не удалось получить документы из МУП «ТТП», отказал в возбуждении уголовного дела по этому, и по другим фактам. И только в сентябре 2022 года первые уголовные дела по деятельности директоров МУП «ТТП» и их подчинённых были возбуждены, но для этого понадобилось вмешательство Председателя СК России Александра Бастрыкина.
Сегодня всем ясно, что хищение бюджетных средств, в какой бы форме оно ни проводилось, это ослабление государства, в том числе и его оборонной составляющей. Но уголовные дела в отношении спецсубъектов Орловской области, свободно распоряжавшихся бюджетом, в том числе мэра Орла и экс-депутата облсовета Андрея Митина или не возбуждаются, или прекращаются, или растягиваются на годы.
20 мая 2021 года на сайте Арбитражного суда появилась информация о том, что Федеральная налоговая служба подала иск о признании МУП «ТТП» банкротом. Общая кредиторская задолженность предприятия превысила 204 миллиона рублей. И свой скромный вклад в эти растраченные миллионы внесли три депутата Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2016 – 2021 гг…
Сегодня все факты злоупотреблений, превышения служебных полномочий, растрат и хищений в МУП «ТТП» известны: кроме обширно процитированного нами акта проверки КСП г. Орла существует и большой массив материалов оперативно – розыскных мероприятий, проведённых во время доследственных проверок. Вот только бывших и нынешних спецсубъектов – депутатов привлечь к уголовной ответственности следователям СУ СК России по Орловской области никак не удаётся, несмотря на то, что ситуация в МУП «ТТП» находится на контроле центрального аппарата Следственного комитета России. Ждут нового «окрика» Председателя СК России Александра Ивановича Бастрыкина или передачи самых резонансных дел в Москву?
Кстати, о резонансных делах. В конце августа мы писали о том, что июльское прекращение уголовного преследования мэра Орла Юрия Парахина Следственным управлением СК России по Орловской области привело к тому, что областной прокуратуре пришлось обращаться в суд.
11 сентября Заводской районный суд удовлетворил ходатайство прокуратуры об отмене постановления следователя, завизированного руководством СУ СК РФ по региону. Постановление о прекращении уголовного преследования мэра «за отсутствием состава преступления» будет отменено, а уголовное дело в отношении мэра Орла – возобновлено.