Средства индивидуальной мобильности (СИМ), в числе которых и электросамокаты уже давно не только модны и популярны, но и являются предметом жарких споров.
Их количество в России уже стало таковым, что создает опасность для пешеходов, так как культуры пользования ими пока не привито. Кто-то предлагает полностью запретить их в нашей стране, кто-то сильно ограничить места для их использования. Так, весной этого года, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поддержал идею введения ограничений на управление электросамокатами в городах. До этого с инициативой запрета езды на электросамокатах в городах выступил сенатор Андрей Клишас. А сенатор Елена Афанасьева предложила полностью запретить электросамокаты. На днях в Государственной Думе прозвучало предложение ввести для самокатчиков административную и уголовную ответственность. Соответственно, за небольшие нарушения — административка, за причинение серьезного вреда при пользовании электросамокатом — уголовка.
«Продажи средств индивидуальной мобильности в России выросли почти в два раза (...) Количество ДТП с их участием в 2022 году выросло на 40%. За первое полугодие 2023 года количество ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросло на 181,9%, число пострадавших — на 183,2%. Сегодня отсутствуют законодательные нормы об ответственности лиц, управлявших средством индивидуальной мобильности. В связи с высокой степенью травматического риска, создаваемого этими средствами, будет целесообразно внести дополнения в Административный и Уголовный Кодексы и установить ответственность для таких лиц наравне с водителями иных транспортных средств», — подчеркивают авторы инициативы.
Статистика — вещь серьезная. На сентябрь 2023 года зафиксировано немало происшествий с участием электросамокатчиков. 1082 человека, которые получили травмы в результате столкновения с электросамокатом, среди них 432 ребенка до 16 лет. Парламентарии также предложили дополнить Уголовный Кодекс нормой «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации средств индивидуальной мобильности». По мнению народных избранников это необходимо для привлечения к ответственности тех, кто причинил тяжкий вред здоровью во время управления электросамокатом. В результате ДТП, связанных с управлением электросамокатами в России погибли 12 человек, в том числе один несовершеннолетний. Инициативы депутатов уже поддержали в общественном совете столичного управления МВД. Инициативу также поддерживают в общественном совете при ГУ МВД России при Москве и в Национальном автомобильном союзе.
«Регулирование этой сферы необходимо и как можно скорее, потому что каждый день промедления — это раненые и погибшие люди. Наш союз еще весной этого года предложил регистрировать электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности через портал Госсуслуг, чтобы это была максимально простая и быстрая процедура», — сообщил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Член общественного совета Петр Шкуматов сравнил сегодняшнюю ситуацию по СИМ с мопедами, отметив, что «на них ездили все подряд без соблюдения ПДД». По его мнению, резкое улучшение ситуации произошло после введения номеров и специальной категории водительских прав. Эксперт считает необходимым введение регулирования, но подчеркивает, что под него не должны попасть детские самокаты.
Сегодня ограничения на использование электросамокатов таковы: согласно постановлению правительства, которое вступило в силу 1 марта, скорость СИМ ограничена 25 км/ч., также на таком транспорте можно ездить по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, если его масса не превышает 35 кг.
Еще один важный момент, на который обратили внимание — контроль за самокатчиками. Сегодня существует только один инструмент контроля за нарушителями ПДД на средствах индивидуальной мобильности — это камера видеофиксации. Но найти по ней нарушителя иной раз на грани реальности. Именно поэтому, одновременно с предложением ужесточить ответственность за нарушение правил эксплуатации СИМ, появилась инициатива о введении госномеров для электросамокатов.
«Представляется важным создание системы государственного учета средств индивидуальной мобильности и фиксации правонарушений, совершенных с их использованием. С этой целью предлагается инициировать введение обязательной регистрации средств индивидуальной мобильности с присвоением государственных регистрационных номеров и креплением к СИМ (средствам индивидуальной мобильности — ред.) регистрационных знаков», — обосновывается инициатива ее авторами.
Кстати, Зампред профильного комитета Госдумы Юрий Григорьев считает, что электросамокаты должны ещё и техосмотр проходить. А сами электросамокатчики обязаны знать правила дорожного движения. И вполне возможно, что сдавать экзамен на их знание.