Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Нужно ли запретить сервисы аренды самокатов? Голосование среди читателей

, 10:34 ,

Нужно ли запретить сервисы аренды самокатов? Голосование среди читателей
В городе на самокате. Фото: Unsplash.com / Marek Rucinski

Практически бесконтрольные любители полихачить на электросамокатах граждане уже стали проблемой для многих. Случаи наездов электросамокатчиков на пешеходов увы, нередки. А те, на кого наехал «электролихач» не всегда отделываются легким испугом. Есть даже случаи со смертельным для пешехода исходом.

Всего лишь несколько примеров опасной езды на средствах индивидуальной мобильности (СИМ), к которым отнесены электросамокаты:

  • В мае 2022 года на набережной реки Амур в Хабаровске столкнулись на электросамокатах взрослый мужчина, который скрылся с места ДТП, и 10-летний мальчик. Он госпитализирован с тяжелыми травмами и переломом черепа.
  • В ноябре 2022 года молодая петербурженка взяла самокат NineBot MAX и отправилась в дорогу. На ее пути внезапно появилась девушка. Столкновения избежать не удалось. Пострадавшая упала на асфальт и сильно ударилась головой. Её доставили в Мариинскую больницу, но черепно-мозговая травма оказалась смертельной.
  • 9 апреля 2023 года скончался актёр Молодёжного театра на Фонтанке Вадим Волков. В социальных сетях появилась информация, что артиста сбил молодой человек на электросамокате. Очевидцы отмечали, что 18-летний водитель самоката был пьян.
  • 19 апреля 2023 года в одну из больниц обратилась 83-летняя жительница Петербурга. Врачам пенсионерка рассказала, что в парке Сосновка её сбил неизвестный на электросамокате. Пенсионерка получила серьезную травму лица.
  • Резонансные наезды отмечаются в столице. На днях 15-летний юноша на электросамокате сбил девятилетнюю девочку на улице Таганская в центре Москвы. Ребенок получил травмы. Несколькими днями молодой человек на самокате сбил ребенка в парке Музеон в центре Москвы. Также не обошлось без травм.
  • В Сочи мужчина на электросамокате сбил беременную женщину на пешеходном переходе и попал на видео. Следователи возбудили в связи с происшествием уголовное дело.

Но пострадавшими оказываются не только пешеходы. Попадают на больничную койку и сами самокатчики:

  • 6 июля 2021 года на Мосфильмовской улице в Москве погибла дочь экс-министра энергетики Татарстана Ильшата Фардиева Алсу. Женщина на электросамокате выехала на пешеходный переход, когда загорелся красный сигнал светофора. Водитель BMW не успел остановиться и влетел в нее. От полученных травм девушка скончалась на месте, не дождавшись помощи медиков.
  • 17 августа 2023 года на улице Флегонтова в Хабаровске машина сбила молодого человека на электросамокате. Не спешившись, хабаровчанин выехал на переход на красный свет. В результате с серьезными травмами попал в больницу. У него диагностирована черепно-мозговая травма.
  • Другой случай произошел в Нижневартовске. Там мужчина погиб при падении с электросамоката, когда врезался в металлическое ограждение, отделяющее газон от тротуара. Он упал и ударился головой, травма оказалась смертельной.

Примеры можно продолжать. Количество дорожных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) только за первое полугодие прошлого 2022 года выросло более чем в 2,5 раза, следует из данных МВД. Число погибших в них удвоилось. В подавляющем большинстве случаев — 78,8% — инциденты с СИМ квалифицировались как наезд на пешеходов, причем треть из них имела место на пешеходных переходах. Лидерами по количеству аварий стали Москва, Санкт-Петербург и Свердловская область.

Однако столкновения СИМ, падения людей с электросамокатов часто не фиксируются. Так что полной картины мы, по сути, не знаем. Принятые поправки к ПДД и ужесточение ответственности за опасную езду на электросамокатах, как видится, толку особо не дали. Да это и понятно — ведь не приставишь же полицейского к каждому самокатчику.

«Вопрос в том, как выявлять нарушителей? Дорожные камеры на симмеров не настроены. Да и самокатчики на автодороге все же редкость. Те же ПДД разрешают им ездить по тротуарам, если самокат весит легче 35 кг (более тяжелые байки — дорогие и редкие), а на обочину автодорог выезжать, только если нет другого пути», — поделился мнением представитель ГИБДД.

Тем не менее проблему нужно как-то решать. И об этом уже задумались. Так Сенатор Елена Афанасьева предложила полностью запретить электросамокаты в России. Политик апеллирует к решению властей Парижа, где с 1 сентября аренда таких транспортных средств запрещена.

«Правильное решение! Полагаю, что Россия должна идти по этому пути. Полный запрет использования электросамокатов в городе спасет здоровье и жизни многих наших граждан, а некоторых убережет от тюрьмы», — написала Афанасьева в своем телеграм-канале.

Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков («Новые люди») хочет внести в начале сентября законопроект, позволяющий запрещать использование электросамокатов или ограничивать их скорость в муниципалитетах с согласия жителей. Парламентарий говорит, что проект позволит местным властям ограничивать использование электросамокатов на конкретных территориях муниципалитета: в парках, скверах, на отдельных пешеходных зонах при одобрении горожан. Сейчас, даже если люди просят ограничить езду на самокатах хотя бы у себя в районе, муниципальные власти просто не вправе это сделать.

Добавляют волнения людей растущие как на дрожжах сервисы проката электросамокатов (кикшеринг). В столице прокатные СИМ уже чуть ли не у каждой автобусной остановки, у каждого выхода из метро. В спальных районах такие пункты уже располагают вплотную к жилым подъездам многоэтажек. Рынок аренды самокатов в России растет примерно на 60% в год и с такими показателями опережает мировые темпы в четыре раза. И это действительно проблема. В мэрии Москвы сообщили, что сервисом кикшеринга в городе активно пользуется больше 1,5 млн человек. И, несмотря на появление в столице «медленных зон», многие из них продолжают гонять на скорости. По пешеходным дорожкам.

Так что же делать? К примеру, в той же Европе, кажется, нашли выход из подобной ситуации. С 1 сентября во французской столице не будет возможности арендовать электрические самокаты. Решение приняли по итогам городского голосования, которое прошло 2 апреля. В нем участвовали более 100 тыс. жителей Парижа. За запрет — 89% голосов, сообщал французский телеканал RTBF. Мэрия не стала продлевать контракты с частными операторами, которые владеют парками эти транспортных средств в городе. Таким образом, Париж станет первой европейской столицей, которая запретит услуги по прокату электросамокатов.

На самом деле решение Парижа отнюдь не первое. В скандинавских странах, в Лондоне место самокатов, сигвеев, всех средств индивидуальной мобильности определено в парках, на стадионах, то есть в специальных местах с созданной инфраструктурой. И все — более нигде.

Может и в России пойти по этому пути — запретить сервисы аренды электросамокатов? Тот же депутат Государственной Думы Ярослав Нилов допустил, что в России могут последовать примеру Парижа, если новые правила для пользователей электросамокатов не будут работать.

А среди аргументов в пользу такого решения чаще всего называется то, что пользователи электросамокатами часто оставляют эти СИМ на тротуарах и остановках общественного транспорта, управляют ими в нетрезвом виде, мешают пешеходам и становятся причиной ДТП.

Как считаете вы? Если поддерживаете запрет сервисов аренды самокатов, ставьте лайки под публикацией на нашем канале в Дзене. Хотелось бы узнать ваше мнение в комментариях. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram