Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Кубань → Общество 13+

Жительницу Ейска уже более полугода атакуют мошенники

, 08:19

Жительницу Ейска уже более полугода атакуют мошенники

История Марии Н. (имя изменено) заинтересовала не только запредельным цинизмом преступников и стройностью схемы «развода», но и позицией правоохранительных органов. Возможно, журналистам удалось за месяц выяснить больше, чем следователям, которые с января 2023 года расследуют уголовное дело по факту мошенничества. И наши выводы неутешительны: совокупность фактов указывает на то, что в Ейске может действовать организованная преступная группа.

 

Предновогоднее настроение

Первый звонок от «следователя» Марина получила 22 декабря прошлого года. Представившись сотрудником правоохранительных органов, мужчина поведал женщине историю о действующей в Ейске группе вымогателей и черных риелторов, которые вознамерились завладеть сбережениями женщины. По нашему мнению, это была единственная правда, которую рассказал «следователь».

Во время пандемии коронавируса Марина Н. трудилась в красной зоне, спасая жизни людей. Благодаря повышенным выплатам государства медработникам ей удалось отложить на воспитание сына-подростка полмиллиона рублей. Естественно, судьба кровно заработанных взволновала женщину.

«Следователь» был очень убедителен. Чтобы снять все сомнения, он прислал на телефон Марины фотографию своего удостоверения, а также снимки уголовного дела, возбужденного на преступника, который вознамерился обобрать женщину. Пошли в ход и запугивания: якобы за Мариной следят и ее жизнь в опасности, поэтому надо поскорее перевести деньги на безопасный счет, чтобы преступники потеряли интерес к ускользнувшей жертве.

— «Следователь» знал обо мне всё. Мои банковские данные, адрес, состав семьи. При этом он категорически запретил отключать связь и звонить близким, чтобы не поставить их под удар со стороны преступников. Но по-настоящему я испугалась, когда мне сообщили о слежке. Я действительно видела мужчину, который шел за мной до офиса банка. А потом «следователь» прислал мне фотографию, как он сказал, с камер уличного видеонаблюдения, где ясно был виден этот тип. После этого у меня была одна мысль: скорее бы всё это закончилось,— вспоминает Марина.

Сняв деньги в банке, женщина перевела частями на счета, указанные мошенниками, 485 тысяч рублей. Это решение стоило ей очень дорого. Почуяв добычу, преступники удвоили усилия.

 

Мертвая хватка

Этим же вечером женщине позвонила «сотрудница Центробанка». Она рассказала, что преступники пытаются оформить большой кредит на Марину и имеют все ее данные. Чтобы закрыть «лазейку», надо было взять кредиты и перевести их на счета, где до них никто не доберется. «Сотрудница» не только прислала номера счетов, но и адреса отделений банков, куда следовало Марине идти за кредитами.

В течение нескольких дней в разных банках Марина оформила четыре кредита на общую сумму более 1,5 миллиона рублей. Тут возникают очень неудобные вопросы. Данные о займе поступают в общую систему, и все банки видят долговую нагрузку человека. Каким образом женщина смогла взять в разные дни кредитов на полтора миллиона? Доходы у нее не фантастические. На руках сын, что тоже является ограничительным фактором. Чем руководствовались работники финансовых учреждений, выдавая кредиты один за другим?

Конечно, банки в безопасности: Марина подписывала соглашение о том, что предупреждена о рисках и вся ответственность лежит на ней. Но что вы хотите от женщины, находящейся под жесточайшим прессингом профессиональных преступников, за которой все время ходит подозрительный тип и который никуда не делся?

Стресс ударил по здоровью — и Марине пришлось взять больничный. Но только не для преступников.

Когда по кредитной линии мошенники получили всё, что могли, в дело вернулся «следователь»: 29 декабря он сообщил Марине Н., что ее дом продан.

 

Риелтор на доверии

— Он сказал, что сделка оформлена через подставного нотариуса и черные риелторы уже идут ко мне срезать замки. В подтверждение своих слов «следователь» предложил мне самой позвонить в известное риелторское агентство и узнать детали. По названному номеру ответила женщина, представившаяся сотрудницей агентства. Она сказала, что мой дом действительно продан, но предложила выход: перебить фиктивную сделку законной. Уже через пятнадцать минут риелтор была у меня дома,— говорит Марина Н.

Риелтор подтвердила, что слышала о продаже дома Марины, но знает, как помочь. Предложила продать недвижимость и пообещала сама заняться этим вопросом: сделать всё так, чтобы и преступники не насторожились, и дом всё равно остался у Марины.

Утром 30 декабря риелтор приехала с несколькими покупателями к Марине. Женщина уже была подготовлена «следователем»: он сказал, с кем конкретно надо заключать сделку, чтобы всё прошло гладко, и запретил торговаться: сделка-то для прикрытия. Покупатели осмотрели недвижимость, и один из них согласился ее купить за четыре миллиона сто тысяч рублей — почти в два раза ниже рыночной стоимости. Риелтор сразу согласилась, и для оформления сделки они поехали в офис риелторского агентства.

— У меня не возникло и тени сомнений: мы приехали в офис, моего посредника знали сотрудники, оформляли документы в кабинете. Всё как положено. Да что говорить, эта женщина действительно там работает и даже участвует в суде против меня. Я тогда и предположить не могла, что всё это талантливая инсценировка. Хотя сейчас я понимаю, что мое восприятие было изменено: недельный стресс и постоянный страх за ребенка, маму и себя вымотал меня полностью,— объясняет Марина Н.

Полученные наличными деньги женщина перевела на «безопасные счета».

 

Убежать и спрятаться

В канун Нового года «следователь» позвонил Марине и сообщил, что ее жизнь в опасности. Преступники задумали ее убить. Приказал убежать куда-нибудь и спрятаться. Женщина уже не в состоянии была рассуждать, собралась и поехала к матери, где всё это время находился и ее сын. Уже после невеселого празднования Марина рассказала свою историю маме, чем сильно напугала ее. Вскоре опять позвонил «следователь» и сказал, что надо уехать подальше, потому что преступники в первую очередь будут искать жертву у родственников. Так третьего января Марина оказалась в Краснодаре у своих друзей.

Об уровне стресса говорит тот факт, что о своей проблеме женщина рассказала друзьям только через три дня. Всё это время она находилась в ступоре. Выслушав, близкие люди взяли Марину под руки и отвели в полицию.

К чести правоохранителей, они сразу приняли заявление и взялись за дело. В первую очередь сказали срочно вернуться в Ейск и приостановить сделку по продаже дома. Марине, если так можно сказать, повезло, что всё случилось перед новогодними каникулами и переход собственности не успели зарегистрировать. Этим обстоятельством, скорее всего, и объясняется приказ «следователя» спрятаться.

Вернувшись домой, Марина по совету полицейского нашла адвоката и сразу отправилась приостанавливать сделку.

— Когда сотрудники государственной регистрирующей организации узнали, зачем я пришла, сказали, что не могут мне помочь: нет оснований. Я им показывала справку о принятия моего заявления в полицию, но им этого было мало. Пришлось идти к ейским полицейским, которые тоже дали мне документ. Только с ним у меня приняли заявление о приостановке сделки на месяц. По совету адвоката пошла еще и в МФЦ, чтобы быть уверенной. Думаю, только благодаря этому у меня еще не забрали дом. Через несколько дней мне позвонили из отделения госорганизации и попросили прийти. Там сотрудница начала меня настоятельно убеждать, что я должна забрать заявление из МФЦ, так как у них из-за этого происходят какие-то накладки и неприятности. Я отказалась. Мягко говоря, она была очень недовольна,— делится Марина. — И конечно, мне опять стали звонить от «следователя» с разных номеров. Теперь угрожали прямо в открытую.

 

Дело пошло и встало?

Марина активно помогала следствию. Предоставила все имеющиеся у нее сведения и стала ждать, а параллельно готовиться к судебному разбирательству: новый владелец ее дома подал иск с требованием передать ему недвижимость.

В принципе всё на поверхности: факт мошенничества в отношении Марины Н. установлен и лег в основу уголовного дела; дом продан в два раза ниже реальной цены, а деньги переведены на «безопасные» счета; звонки с угрозами продолжаются и так далее. То есть по логике до завершения расследования, которое определит степень виновности-невиновности каждого, у суда нет возможности принять какое-то решение. Но не в этом случае. Оказывается, в уголовном деле дом не указан как предмет преступного посягательства. Следователь разбирается с вымогательством личных средств Марины Н. и взятых для мошенников кредитов. Наверное, правоохранители не видят связи. Попробуем подсказать.

О сплоченности преступной группы говорит несколько фактов, которые стоило бы рассмотреть в комплексе. Первое: о Марине знали абсолютно все и вели на месте при помощи наружного наблюдения, присылая фото преследователя с улиц Ейска, что наводит на мысль о наличии в этом городе участников преступной группы. Второе: совершенно непонятна легкость, с которой Марине выдавались кредиты в отделениях банков, указанных преступниками. Третье: о скоординированности действий свидетельствует и то, что мошенники, целью которых является только вымогательство, отстали бы от Марины, получив последний платеж за дом, но этого не произошло — напротив, давление и угрозы только усилились. То есть в планах преступников отжать всё, включая недвижимость. Но следователь по непонятным причинам не изучает эти совпадения.

Более того, по данным адвоката Марины Н., правоохранителями не были затребованы в банках транзакции, которые делала потерпевшая. Если эта информация верна, то вопросов возникает еще больше. Из пока непроверенных источников получена информация, что отдельные суммы снимались в банкоматах Московской области. Просто для справки: каждый терминал оснащен системой видеонаблюдения и установить, когда и по каким реквизитам обналичивались деньги, вполне реально.

На этом странности не закончены. У Марины Н. есть копия документа, согласно которому следователь ходатайствует о приобщении к делу данных о звонках на телефон Марины Н. в период с первого января 2023 года. Учитывая, что большинство переводов денег потерпевшая провела за неделю до Нового года, более чем интересный выбор времени.

И таких вопросов без ответов очень много. А вот времени у Марины Н. отстоять свой дом почти не осталось. В июне Ейский городской суд признал право на ее дом за новым покупателем. Кстати, на то заседание защищать честь уважаемого риелторского агентства пришла целая группа профессиональных юристов. Апелляция назначена на 29 августа. Наши журналисты обязательно придут на слушание. А данный материал вместе с сопроводительными письмами будет направлен в органы следствия и прокуратуры с тем, чтобы получить разъяснения и донести их до общественности.

Схемы, по которым телефонные мошенники выманивают деньги у людей, постоянно совершенствуются. И не надо думать, что в ловушку попадаются только доверчивые граждане: на днях мошенники обманули бывшего депутата Госдумы России, заслуженного экономиста России. Даже топ-менеджеры банков порой становятся жертвами преступлений. Преступники играют на самых тонких струнах человеческой души и делают это виртуозно, используя психологические приемы и методики манипулирования. Оказавшись в западне, потерпевшие идут в полицию. Но здесь их нередко встречают скорбные лица: мол, ничем помочь нельзя — вы же сами всё отдали.

Чем кончится эта история, удастся ли Марине вернуть права на недвижимость, будут ли наказаны правонарушители или это дело сойдет им с рук, какую позицию займут правоохранительные органы и захотят ли замечать явные свидетельства хорошо организованного преступления? Мы будем сообщать об этом нашим читателям.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram