Аргументы Недели Иркутск → Общество № 33 (879) 23–29 августа 2023 13+

«Ростелеком» обсудил с медиками результаты цифровизации здравоохранения

, 08:05

«Ростелеком» обсудил с медиками результаты цифровизации здравоохранения

Старая модель здравоохранения с традиционными амбулаторными картами уходит в прошлое. Скорость и удобство в работе с информацией и самыми разными документами обеспечивают современные цифровые сервисы. Да, врачам на первом этапе необходимо привыкнуть, «подружиться» с компьютером, с мобильными приложениями. Но эффект того стоит: и сами медики замечают, насколько легче стало справляться с рутиной. Плюс контролировать работу лечебных учреждений теперь проще, так как процессы прозрачны. Как всё отлажено и что есть смысл донастроить, обсуждали в столице Приангарья в августе на конференции «Цифровая трансформация здравоохранения Иркутской области».

Единая цифровая платформа — опора и двигатель прогресса
       
Ключевое нововведение — все государственные медицинские организации Иркутской области в 2022 году перешли на новую медицинскую информационную систему — единую цифровую платформу ЕЦП.МИС. Она создавалась российскими разработчиками как удобный инструмент для ежедневной работы медицинских специалистов.

«ЕЦП.МИС — это цифровой помощник врача в решении рутинных задач, обеспечивающий удобство при работе с документацией, — прокомментировал генеральный директор «РТ МИС» Александр Мартыненко. — Система позволяет выстроить в регионе единые бизнес-процессы для оказания качественной и преемственной медицинской помощи».

Глобальная заявленная цель — комплексная цифровизация здравоохранения. Для медработников, населения, профильных органов власти разработан большой набор современных сервисов. Насколько быстро и эффективно они «приживаются» в Иркутской области? Как регион продвигается к обозначенным федеральным стандартам и выполняет ли требования проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ»?

В рейтинге цифровой трансформации субъектов РФ, по данным Минцифры, Приангарье по итогам 2022 года поднялось с 59 на 12 место. В том числе в здравоохранении область активно задействует прогрессивные технологии. Свыше 12 000 медицинских сотрудников прошли обучение, чтобы грамотно использовать максимум возможностей ЕЦП.МИС.

В общем динамика по показателям позитивная. А как на практике медучреждения осваивают новые цифровые решения? Разработчикам программных продуктов важно получать обратную связь от пользователей. Для этого специалисты компаний «Ростелеком», «РТ МИС», «РТК Радиология», ГК «Цифромед» выстраивают диалог с главврачами, ИТ-специалистами поликлиник и стационаров, представителями органов управления здравоохранением. Прошедшая в Иркутске конференция стала площадкой для конструктивного общения, анализа практики и сбора предложений для дальнейшего развития системы.

«Так как медучреждения внедряют единое решение, есть возможность обмена опытом с коллегами и масштабирование лучших практик на весь регион», — отметил один из положительных моментов использования «ЕЦП.МИС» директор Иркутского филиала «Ростелекома» Юрий Тиман.

Рутины меньше, информация на виду и больше внимания пациенту

Подводя промежуточные итоги цифровизации медицины, врачебное сообщество резюмирует: новая информационная система действительно помогает. Многое получается в работе упорядочить. За счет автоматизации процессы значительно ускоряются.

Главное — в ЕЦП.МИС реализован электронный документооборот. Его основа — цифровая медицинская карта, где аккумулируются и в удобной форме отображаются результаты исследований, видны все назначения, записи и другая важная для доктора и пациента информация. Уже стало нормой, что в режиме онлайн можно выписать направление или записать на повторный прием, к другому специалисту, выдать направление на анализы. Возможно автоматическое заполнение медицинских документов, предусмотрен голосовой ввод информации.

Большая поддержка в ежедневном потоке работы при колоссальных нагрузках на докторов — интеллектуальные сервисы для принятия врачебных решений с профессиональными классификаторами и справочниками. Суть в том, что после ввода диагноза, система, зная, что по отраслевым стандартам оказания медпомощи следует рекомендовать пациенту, предлагает назначения.  В шаблонах медицинская организация может создавать и корректировать типовые пакеты назначений для диагноза или группы диагнозов. С такими «подсказками» на 70–90% сокращается время, которое доктор тратит на выписку назначений и направлений. А это означает, что врач может больше внимания уделить непосредственно пациенту.

Очень важно и то, что платформа обеспечивает взаимодействие с Фондом социального страхования и территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Специальный модуль системы помогает формировать всевозможные статистические, государственные отчеты.

100 модулей, но всё понятно

В рамках августовской конференции ее участники посетили Иркутскую районную больницу. Коллектив поделился опытом использования «ЕЦП.МИС». Сотрудники довольны тем, как автоматизированы процессы в работе регистратора, врача поликлиники и сотрудника клинико-диагностической лаборатории. Главный врач по амбулаторно-поликлинической работе больницы Евгения Окладникова обобщила результаты: специалисты райбольницы оформили в системе уже более 9 000 электронных листков нетрудоспособности, 218 000 посещений. При этом во втором квартале 2023 года, по сравнению с первым, на 10% снизилась неявка по дистанционной записи.

А главный врач Ангарской городской детской больницы №1 Валерий Голубев рассказал коллегам, как настраивали, запускали и сейчас используют модуль «Формирование реестров счетов». Теперь удобнее отправлять данные финансирующим медпомощь организациям, а для страховщиков и ТФОМСа облегчилась проверка этих данных.

«В общей сложности система «ЕЦП.МИС» сейчас включает в себя более 100 подсистем и модулей, — подчеркивают разработчики. — Они охватывают все разделы оказания медицинской помощи».

Например, подсистема «Льготное лекарственное обеспечение» продуманно организует цепочку движения медикаментов: от формирования потребности, организации тендерной процедуры закупки, заключения контракта на поставку лекарственного препарата в регион и до выдачи его конкретному человеку.

Есть решение для профильных отделений клиник. Подключив его, удобно отслеживать списки поступивших пациентов, готовых к выписке, находящихся в реанимации и т.д. Из календаря событий врач, заступая на дежурство, быстро и в полном объеме узнает информацию по пациенту.

Чтобы использовать новое программное обеспечение, не нужно быть компьютерным гением — интерфейсы лаконичны, интуитивно понятны. Отлично, что максимум функций объединены в одной системе, не нужно переключаться между программами.

«В ЕЦП.МИС были реализованы современные подходы к архитектуре информационных систем и применены наработки, которые обеспечивают ей высокую доступность и гибкость, — подчеркнул Юрий Тиман. — Уверен, что врачи нашей области оценят ЕЦП.МИС наряду с коллегами из 2 000 медучреждений других регионов страны».

В контексте

122: скорая консультационная помощь

Вопросы, касающиеся здравоохранения, составляют значительную долю обращений в единый контакт-центр 122. Жителям Иркутской области уже хорошо знаком этот номер. Сначала по нему отвечали на вопросы, связанные с пандемией, затем добавились другие темы. Сейчас на линию звонят, чтобы получить информацию о деятельности всех органов государственной власти региона, в том числе минзрава. Также операторы активно консультируют население по вопросам призыва на воинскую службу, специальной военной операции и частичной мобилизации.

Служба востребована, и единый контакт-центр, созданный на базе МФЦ, недавно модернизировали. С 1 августа он работает в обновлённом формате. Кроме технической модернизации, которую провел «Ростелеком», есть еще нововведение: на телефонной линии постоянно дежурит психолог. Только за первые сутки работы обновлённого колл-центра службы поддержки 122 поступило 635 звонков, из которых 10 были переведены на психолога.

«Благодаря модернизации специалисты могут гибко и оперативно распределять все входящие вызовы между операторами, а при необходимости переадресовывать их в соответствующие ведомства, проводить аналитику всех входящих звонков и без потерь обрабатывать массовые запросы жителей региона», — объяснил директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Иркутского филиала ПАО «Ростелеком» Вячеслав Новицкий. Он напомнил, что «Ростелеком» в Иркутске предоставляет услугу «Виртуальная АТС» для горячей линии 122 с 2020 года.

Прямая речь

Александр Мартыненко, генеральный директор «РТ МИС»

«Иркутская область устойчиво растет в рейтинге «Цифровой зрелости» Минцифры РФ, за 2022 год регион поднялся на 35 позиций. Это очень хороший показатель. За прошлый год врачами было выписано порядка 10 миллионов направлений, сформирована положительная динамика по созданию структурированных электронных медицинских документов. Вместе с тем есть зоны развития, например, запись на прием к врачу через портал госуслуг».

Алексей Шелехов, исполняющий обязанности министра здравоохранения Иркутской области

«Развитие цифровых услуг в здравоохранении — важное направление. К примеру, сегодня благодаря цифровым технологиям можно записаться на прием к специалистам, минуя регистратуру: через портал госуслуг, региональный сайт «Кврачу38.рф» или инфоматы, установленные в поликлиниках. Медицинским специалистам система позволяет оперативно обмениваться информацией с коллегами из других учреждений, включая федеральные центры».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram