Обстановка в СВО не сулит хороших перспектив для ВСУ. С одной стороны – все попытки Украины наступать в Запорожье провалились, а с другой – на Купянск наступают уже наши. Причём в отличие от ВСУ успешно.
Биться в чугунные ворота
На Запорожском фронте, точнее, если говорить языком сводок МО РФ, Запорожском и Южнодонецком направлениях ВСУ продолжают попытки с разбегу выбить чугунные ворота. Это происходит сейчас в районе населённого пункта Работино Запорожской области РФ и в районе Старомайорского и Урожайного. ВСУ продолжают атаки в основном пешими группами, подвозимыми на пикапах и броневиках, – их не так жалко. Иногда пробуют атаковать на танках и БМП, но массированных наскоков первых дней и недель давно уже нет. Киев и так уже задействовал в «наступе» все подготовленные и оснащённые Западом бригады «стратегического резерва». На днях в бой под Работино пошла последняя из относительно прилично оснащённых – 82‑я десантно-штурмовая бригада.
Та, у которой на вооружении имеются американские колёсные БТР «Страйкер» и британские танки «Челленджер-2», которые до сих пор не светились на фронте и не понесли потерь. Англичане всеми силами противились их участию в боях. Британский танк заслужил кличку «худшего танка Запада», хотя это несколько преувеличено – есть и ещё хуже. Например, итальянский «Ариете» С1.
Но британец тяжёл, при этом обладает низкой подвижностью, имеет слабые борта и крышу огромной площади. У него внушительного размера «дыры» в лобовой проекции – ослабленные зоны. Также он оснащён архаичной нарезной 120-мм пушкой раздельного ручного заряжания, и у него есть проблемы с обзором у некоторых членов экипажа. Разумеется, в Лондоне знают про всё это, да и результаты «Леопардов-2» Запад совсем не порадовали. Поэтому англичанам не хочется, чтобы немногочисленные «Челленджеры-2» тоже выбили мигом. Но, видно, не судьба им отсидеться под Львовом – вертолёты Ка-52/52М и их грозные ПТУР «Вихрь-1М» ждут своих жертв. Как и наша артиллерия, барражирующие боеприпасы и всё прочее.
Что до «Страйкеров», то эта техника имеет ещё с Ирака достаточно дурную славу. Она относительно малоподвижна, тяжела, склонна к переворачиваниям ввиду высокого центра тяжести. Изначально эта машина создана на основе канадской версии швейцарского БТР «Пиранья» 3-го поколения, но американцы её увеличили и утяжелили, и она стала «кувыркаться». Некоторое количество таких машин уже уничтожено. США, однако, продолжают поставки, как и БМП «Бредли». Они уже понесли огромные потери. В 47-й механизированной бригаде ВСУ уже сменился минимум один комплект этих машин, а личного состава, наверное, два комплекта.
Купянская операция
На таком фоне полным ходом идёт российская наступательная операция на Купянском направлении. ВС РФ постепенно, выжигая опорники противника огневым валом и танками, подобрались к Купянску на дальность всего несколько километров. ВСУ оставляют населённые пункты на подступах к восточной части города. Практически уже взята Синьковка, окружена Петропавловка. В общем, ситуация для Киева тяжёлая.
Конечно, кое-какие силы у него остались, но больше для обозначения обороны, чем для неё. К тому же на днях наши управляемые авиабомбы поразили переправу через реку Оскол, что сразу осложнило положение ВСУ. Дело стало попахивать котлом. ВСУ, правда, пытаются восстановить мосты и навести понтонные переправы, но наша артиллерия оперативно их разбивает.
Чем так важен Купянск? Это – большой транспортный узел, как железнодорожный, так и автомобильный. Через него идёт снабжение из Харьковской агломерации группировок ВСУ южнее. Перенаправление потоков или их частичное прекращение сразу осложнит положение. Даже если ВС РФ займут только восточную сторону Купянска и не пойдут пока на другой берег, то снабжение через этот город и его окрестности сразу же прекратится. От бездушных барражирующих боеприпасов и артиллерии убежать или уехать не получится ни у кого.
Одновременно изменилась ситуация и под Бахмутом. ВСУ, активно пытавшиеся два месяца взять там Клещеевку, которую некоторые военблогеры несколько раз уже «сдавали», в итоге исчерпали свои резервы и затихли. Сейчас к наступательным действиям на этом участке фронта перешла уже армия России. Впрочем, пока продвижения нет, но украинцы вынуждены снимать и перебрасывать туда с других мест части, чтобы не усугубить ситуацию.
Начались поиски виновных
Западные СМИ сейчас изобилуют репортажами о провале «контрнаступа». Оценки разнятся от «всё идёт очень плохо, но победа где-то там далеко вдали, может быть, вы её увидите» до «всё плохо, виноваты тупые необученные укры, которым дали всё, что нужно в большом количестве, а они все потеряли ни за что». При этом скромно умалчивается, кто и чему обучал этих самых солдат, офицеров и генералов ВСУ. Конечно, это сами натовцы.
Вопрос «чему» – тоже важен. В НАТО никто не умеет воевать в условиях, когда противник высокотехнологичен, превосходит почти во всех технологиях, имеет подавляющее превосходство в танках, бронетехнике, артиллерии, количестве и качестве боеприпасов, имеет почти непробиваемую ПВО и господствует в воздухе. Потому и учат украинцев тому, что усвоили сами – тактическим приёмам, которые сгодились бы в Афганистане против талибов. А вот против русских они «не катят». И умалчивают натовцы, что реально техники дали куда меньше, чем нужно. Не потому, что жадные, а потому, что больше нет. Как нет и боеприпасов. Хотя если бы дали, сколько просили ВСУ, – всё равно не помогло: сколько кабана ни корми, а медведь всё равно больше и сильнее.
Что с этим делать – на Западе не понимают. Идея «давайте сядем за стол переговоров» не устраивает ни нас, ни Киев. Те и слышать ничего не хотят о признании утраты территорий, хотя уже даже с Запада им про это говорят. России же тоже такой расклад не нужен. А другие наши условия не устраивают уже США и НАТО. Так что переговоры о заморозке конфликта исключены, а о капитуляции ВСУ говорить пока рано.
Идея «дать ещё оружия» также находит всё меньше сторонников. Запасы иссякают, военная промышленность Запада хоть и пытается, но не может дать нужное количество снарядов. Их необходимо производить раз в 20 больше. С вооружением тоже беда – заводы, которые могут сделать в год десяток или два танков, проблему не решат.
Истребители не помогут никакие
Но пока ещё есть вера в то, что американские истребители F-16 что-то смогут. Но это лишь мечты. Даже если бы Украине передали 300 или 400 самолётов новейших модификаций и нашли для них лётчиков. Этому масса причин. Новейшие модификации F-16 всё равно уступают нашим современным истребителям Су-30СМ, Су-30СМ2, Су-35С, МиГ‑31БМ, Су-57 и ничего не могут сделать против нашей ПВО. Да и их всё равно будет меньше.
Авиация и сама по себе воздушная и противовоздушная компонента армии – это система. Отлаженная, состоящая из множества взаимосвязанных компонентов, таких как истребители, ударные машины, разведчики и самолёты дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРЛДН), самолёты-постановщики групповых помех и вертолёты, ЗРК и ЗРС, РЛС и развитые службы для ремонта, снабжения, обеспечения работы этого всего. Это стоит совсем иных денег, нежели несколько сотен истребителей. И людей требует иного качества и в иных количествах. Есть это всё? Нет!
На игле
Но никто сотен самолётов Украине не даст. Предлагают десятки, причём растягивая поставки на многие месяцы и годы. И самолёты не новые, а древние F‑16A/B, разработанные в начале 70-х годов прошлого века и выпущенные в начале 80-х. Они старше тех Су-27, МиГ-29 и Су-24, которых ВСУ давно лишились. Да, они модернизированы, но это им не поможет при встрече с королём воздуха Су‑35С, которым будет управлять опытный лётчик, сбивший уже много самолётов противника.
Су-35С даже без поддержки самолётов ДРЛДН и наземной развитой сети ПВО обнаружит F-16 даже последней модификации раньше, чем тот его. И запустит в его сторону ракету раньше, чем тот поймёт, что происходит. Так что эти 40-летние машины для нашей авиации не соперники.
К тому же состояние этой материальной части очень плохое. Пока согласились передать самолёты только Нидерланды и Дания. У первых из 42 самолётов в лётном состоянии 24 машины, остальные годятся на запчасти. У Дании ситуация такая же. Потому передача техники и растянется на годы – нужно починить хлам, чтобы передать его смертникам. А ещё нужно хоть чему-то минимально научить смертников-недоучек и создать хоть какие-то условия для базирования. По сути, Украину назначили местом утилизации натовского хлама.
Вот такая она – помощь Запада. Когда его самолёты бесславно сожгут, там просто в очередной раз заявят: «Мы вам всё дали, а вы ничего не смогли».