Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 33 (879) 23–29 августа 2023 13+

Что случилось с «Луной-25»?

, 17:57 , Главный редактор АН

Что случилось с «Луной-25»?
Разгонный блок «Фрегат»

На днях госкорпорация «Роскосмос» сообщила, что миссия «Луны-25» закончилась неудачей. О причине поговорим позже. А пока напомним, сколько миссий к Луне было осуществлено в советское время – с 1958 по 1976 год. Именно советское, поскольку в современной капиталистической России первый пуск состоялся несколько дней назад и закончился неудачей. После последнего советского прошли долгие 47 лет.

Всего в Советском Союзе было произведено 55 запусков космических аппаратов в сторону Луны. Не 24, как можно было бы судить по номеру «25», который неудачно прилунился в августе 2023 года. Именно 55 попыток запусков космических летательных аппаратов в сторону Луны.

В отличие от советских времён неудачный запуск «Луны-25» вызвал в телеграм-каналах и прочих сетевых ресурсах тупую дилетантскую критику в адрес наших учёных и технических работников космической отрасли. Невдомёк так называемым блогерам, которые не отрывают своих толстых задниц от дивана, что их безграмотное жужжание может привести к нежелательным последствиям для всей нашей космической отрасли. Если бы в СССР были такие же неграмотные и всем доступные публичные «блогеры-аналитики», то космической программы СССР не было бы вообще. Они её просто задушили бы, создав остро негативное в отношении космонавтики общественное мнение. В Советском Союзе предпосылок для этого хватало. Поясним на примере лунной космической программы СССР.

Итак, из 55 запусков в сторону Луны первый – в 1958 г. – закончился аварией. А вообще всего 33 запуска, то есть много больше половины, закончились катастрофами.

Здесь и отказ разгонных блоков, и пролёт мимо Луны в пространство. Плюс – взрывы ракет на старте или отказ аппаратов покинуть промежуточную орбиту Земли для полёта к Луне. «Луна-7» и «Луна-8» разбились при прилунении. И только в 1966 г. «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на лунную поверхность.

Далее вновь аварии разгонных блоков. Они следовали один за другим. И даже когда удавалось совершить мягкую посадку, пропадала связь.

Особый случай со сверхтяжёлым ракетным носителем – «королевской» Н‑1. Носитель готовили с начала 60-х годов прошлого века для полётов к Марсу и Венере. Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы. Был готов и модуль для доставки двух космонавтов на Луну – «Модуль ЛЗ». Всего было 4 попытки запуска Н-1. Все закончились неудачно. Вот это было разочарование! Не чета сегодняшнему.

В 1970 г. повезло с «Луноходом-1». Он был доставлен на Луну и проработал там 10, 5 месяца. Исколесил больше 10 километров. Но уже следующий запуск к Луне в 1971 г. вновь закончился катастрофическим ударом аппарата о лунную поверхность, как и с «Луной-25» несколько дней назад. «Луна-23» опрокинулась при прилунении в 1974 году. А вот последняя советская «Луна-24» в 1976 г. не только удачно села, но и доставила на землю лунный грунт. Надо полагать, после этого в Советском Союзе решили сделать перерыв, который продлился долгих 47 лет.

И вот – «Луна-25» ударилась о лунную поверхность, как и многие её предшественники. Так что для специалистов это не стало трагедией. Осталось ответить на пару-другую вопросов.

Но сначала предоставим слово Виталию Александровичу Лопоте. Он возглавлял НПО «Энергия» до 2014 года. При нём ни один космический корабль не потерпел аварию. Были заложены новые ракеты-носители и спускаемые аппараты, идеей которых воспользовался Илон Маск и довёл свой «Драгон» до полётов. У нас же со скандалом сменили руководство НПО «Энергия», а «Роскосмос» на долгие годы погрузился в «серую зону».

Вот что сказал «АН» Виталий Александрович. «Почти 50 лет НПО им. Лавочкина, где собирают спутники, не занималось межпланетными полётами. Сменилось несколько поколений сотрудников. Их квалификация при этом явно не улучшилась. Организация делала научные спутники. Лунный аппарат, естественно, столкнулся с огромными трудностями. К примеру, лунный ландшафт, в котором пришлось бы приземляться, очень сложный. Это горы и ущелья полярного сектора Луны. Но я считаю, что основные проблемы должны были решать ракетные управленцы.

Сложилась ситуация, когда производились многоразовые включения и отключения двигателей ориентации. Была масса других нюансов, за которые должны отвечать только ракетчики. Здесь и случилась «слабость». С другой стороны – это наследия предыдущего руководства «Роскосмоса». Цивилизационные последствия, нанесённые нашей космонавтике, не прошли даром. Их было много. Надеюсь, что нынешнему руководителю «Роскосмоса» – Юрию Ивановичу Борисову многие негативные последствия удастся преодолеть. Он человек опытный с точки зрения своей радиотехнической и организационной квалификации. Но летать надо. Тренироваться надо. И подключать в таких сложных запусках, конечно, надо управленцев-ракетчиков, которые имеют лётную квалификацию, учитывающую ландшафт приземления, а не тех, кто занимается запуском спутников».

И всё же. Зачем этот запуск был нужен? Его готовили давно, и с участием американского НАСА и Европейского космического агентства. Но те и другие из программы давно вышли. Что было заменено и изменено в аппарате?

Второе – почему для миссии «Луна-25» использовали разгонный блок «Фрегат», который никогда в полётах «в дальний космос» не использовался?

И третье. Судя по фразе о некоем нештатном импульсе двигательной установки перед посадкой на Луну, речь могла идти о затянутом либо укороченном включении двигателя. То есть если бы двигатель спускаемого аппарата работал дольше нужного времени при торможении перед Луной либо дольше нужного времени перед посадкой.

И уж совсем из области конспирологии. За несколько часов до гибели станции вдруг пошли сообщения, что «Луна-25» могла бы сфотографировать место посадки американских аппаратов «Аполлон». Вернее, остатки спускаемых аппаратов и американских луноходов. Сами американцы много говорили о том, что их пролёты на Луну были мистификацией. Доказательством как раз и были бы снимки места посадки. Все они на обратной стороне Луны. Не случилось. Вот и гадай – а может, это наши нынешние враги нам так подгадили? А может, лунатики с инопланетянами? Иначе с чего столько нашей и прочей техники было уничтожено во время полётов к Луне и во время посадок?

О потерях СССР смотрите в таблице.

ТАБЛИЦА ВСЕХ ПУСКОВ ЛУННОЙ ПРОГРАММЫ СССР

1958 – «Луна-1А», 1B, 1C – аварии;

1959 – «Луна-1», пролёт на расстоянии около 5965 км от поверхности Луны и выход на гелиоцентрическую орбиту;

1959 – «Луна-2А», аварийный;

1959 – «Луна-2», первая станция на поверхности Луны;

1959 – «Луна-3», первые фотографии обратной стороны Луны;

1960 – «Луна-Е3-1», аварийный;

1960 – «Луна-Е3-2», аварийный;

1963 – «Луна-4C», 4D, аварийные;

1963 – «Луна-4», отказ разгонного блока, пролёт мимо Луны;

1964 – «Луна-Е6-5», аварийный (не стартовал);

1964 – «Луна-Е6-6», аварийный (остался на орбите Земли);

1965 – «Космос-60», аварийный;

1965 – «Луна-5», аварийный (разбился при прилунении);

1965 – «Луна-6», отказ разгонного блока, пролёт мимо Луны;

1965 – «Луна Е6-8», отказ разгонного блока, аппарат остался на орбите Земли;

1965 – «Зонд-3», успешное фотографирование поверхности Луны, поддержание радиосвязи до расстояния 153, 5 млн км;

1965 – «Луна-7», разбился при прилунении;

1965 – «Луна-8», разбился при прилунении;

1966 – «Луна-9», первая в мире мягкая посадка на Луну;

1966 – «Космос-111», отказ разгонного блока, аппарат остался на орбите Земли;

1966 – «Луна-10», выход на орбиту Луны, первый в мире, искусственный спутник Луны;

1966 – «Луна-11», выход на орбиту Луны;

1966 – «Луна-12», выход на орбиту луны и фотографирование поверхности;

1966 – «Луна-13», мягкая посадка на Луну;

1966 – «Космос-146», ещё один выход на орбиту Луны;

1967 – «Космос-154», отказ разгонного блока, аппарат остался на орбите Земли;

1967 – «Космос-159», авария разгонного блока;

1967 – «Зонд-4А», авария;

1967 – «Зонд-4Б», авария;

1968 – Е-6ЛС112, авария;

1968 – «Луна-14», установка связи;

1968 – «Зонд-4», авария;

1968 – «Зонд-5А», авария;

1968 – «Зонд-5», первые живые существа достигли орбиты Луны и вернулись на Землю;

1968 – «Зонд-6», авария;

1969 – «Зонд-7А», авария;

1969 – «Луноход-0», авария;

1969 – 7К-Л1С, авария;

1969 – «Луна-15Б», авария;

1969 – 7К-Л1С, авария;

1969 – «Луна-15», потеря связи при прилунении;

1969 – «Зонд-7», облёт Луны и возвращение на Землю;

1969 – «Космос-300», остался на околоземной орбите;

1969 – «Космос-305», авария;

1970 – «Луна Е-8-5 405», авария;

1970 – «Луна-16», посадка на Луну, забор и возврат грунта на Землю;

1970 – «Зонд-8», облёт Луны и возврат на Землю;

1970 – «Луноход-1», посадка первого лунохода на поверхность Луны;

1971 – «Луна-18», разбился при посадке на Луну;

1971 – «Луна-19», выход на окололунную орбиту для картографирования Луны и исследования окололунного пространства;

1971 – «Луна-20», посадка на Луну и доставка грунта на Землю (вторая уже);

1972 – «Луноход-2», мягкая посадка, проработал на поверхности Луны 378 дней;

1974 – «Луна-22», выход на орбиту луны, картографирование;

1974 – «Луна-23», опрокинулся при прилунении;

1976 – «Луна-24», посадка на Луну, третья доставка грунта на Землю.

Вывод. Чтобы добиться результата, нужно продолжать идти вперёд, не считаясь с трудностями.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram