Аргументы Недели → Общество 13+

Река Холодная чрезвычайно заморозила БАМ

, 16:02

Река Холодная чрезвычайно заморозила БАМ

В Бурятии действует ЧС регионального масштаба – там вышедшая из берегов река затопила автомобильную дорогу и железнодорожное полотно. Рельсы и шпалы накренились и лишь по счастливой случайности в этот момент там не было поездов. О том, как теперь идут поезда, что с пассажирами и когда восстановят железную дорогу – в нашем материале.

Река Холодная чрезвычайно заморозила БАМ

В Бурятии, как и в Приангарье, в этом году на редкость дождливое лето. Из-за повышения уровня воды под угрозой затопления оказывалась уже часть Улан-Удэ, пострадали несколько поселков, размывает дороги, топит пастбища. Теперь под удар попала железная дорога. 19 августа из-за аномальных дождей разрушилась защитная дамба и река Холодная вышла из берегов, подмыла мост и прилегающую к нему насыпь железнодорожного пути на перегоне Нижнеангарск–Холодная. В 4 часа 52 минуты по московскому времени вода подмыла устои моста, затопила автомобильную дорогу и железнодорожное полотно. В результате было повреждено полотно протяженностью более 1000 метров. Насыпь смыло, рельсо-шпальная решетка накренилась на 45 градусов. Пропуск поездов по ней стал невозможен. Часть БАМа в Бурятии оказалась разрушенной, населенные пункты остались без какого бы то ни было сообщения.

Что ситуация серьезная, стало ясно сразу. 20 августа в Бурятии ввели режим ЧС регионального характера в границах Северо-Байкальского района. Глава Бурятии Алексей Цыденов провел заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. «Оперштаб сформирован, координируем мероприятия по ликвидации последствий ЧС. Мне доложили текущую ситуацию, определились с экстренными мерами. Сейчас привлекаем дорожную и строительную технику, работающую у предприятий поблизости, в первую очередь - самосвалы, экскаваторы. ВСЖД также принимает все меры для ликвидации последствий», - прокомментировали в правительстве.

Для восстановительных работ на место отправили технику предприятий, которые работают в районе – это позволяет сделать режим ЧС. Глава Бурятии поручил оперативно обеспечивать эту технику топливом.
Первым делом начали восстанавливать дамбу. Лишь за первую ночь на нее выгрузили 36 самосвалов твердых пород по 15 кубометров каждый. Из 200 необходимых для восстановления дамбы отсыпано было за ночь 10 метров, работа шла непрерывно.


По информации проектного института РЖД для проведения работ необходимо 100 тысяч кубометров скальных пород. Как рассказали в компании, работы по восстановлению планируется проводить методом «плавающего звена»: выкладывать клетку из шпал, подсыпать дорогу до железнодорожного полотна, защитить дамбой. Скальную породу решено было доставлять с ближайшего карьера - Гуоджекит. Одновременно начали убирать провисшее железнодорожное полотно.

Для того, чтобы обеспечить доставку материалов, РЖД перебросила на место 26 спецвагонов (хоппер, дампер) из Иркутской области и 109 спецвагонов-«вертушка», из которых 69 находились на станции Северобайкальск, в 44 километрах от места ЧС. Ближайшим вечером на место прибыли и 12 самосвалов из населенного пункта Усть-Кут Иркутской области – почти за 400 километров от места ЧС. Начали отсыпать и железную дорогу, а заодно прокладывать дорогу к месту обрыва путей. Круглосуточно на месте работают более 200 человек.

В момент обрушения поездов на ветке не было, но они находились на подходе. Одним из первых задержали поезд № 97 сообщением «Тында – Кисловодск». Пассажиров обеспечили водой и дополнительным питанием. Было решено отправить пассажирский состав на станцию Таксимо, а оттуда доставить пассажиров другими видами транспорта, частично автобусами.


«Мы перевезём пассажиров через барьерный участок на БАМе автобусами, - рассказали в компании. - Это стало возможным после того, как восстановили автомобильную дорогу между Северобайкальском и посёлком Кичера. Она также оказалась размыта в результате наводнения. Поезда теперь будут доходить до станций, ограничивающих участок. Это гораздо быстрее, чем идти в обход по Транссибу. Пассажиров с вокзала Северобайкальска до станции Кичера, а также в обратном направлении начали доставлять автомобильным транспортом. На станциях сформированы дополнительные пассажирские составы, которые будут следовать до пункта назначения. Из Северобайкальска до поселка Кичера таким образом планируется доставить более 250 транзитных пассажиров», - прокомментировали в компании.

Также задержали пассажирский поезд №98 сообщением «Кисловодск – Тында», а пригородные поезда №6371 сообщением «Новый Уоян – Северобайкальск» и №6372 сообщением «Северобайкальск – Новый Уоян» отменили.

В настоящее время движение пассажирских поездов организовано обходным маршрутом по Транссибу. Таким же образом будут пропускаться и грузовые поезда. «Но в связи с тем, что Транссибирская магистраль и без того перегружена, РЖД по согласованию с Росжелдором вынуждены ввести ограничения на приём грузов в восточном направлении. Они не коснутся скоропортящихся и продовольственных товаров. С остальными грузоотправителями прорабатываются альтернативные варианты по изменению маршрутов или сроков доставки», - отмечают в РЖД.

Составы, следующие с востока на запад, переформировываются на станции Кичера и направляются в обход по соединительной ветви Тында – Бамовская и далее по Транссибирской магистрали.

- Поезда, следующие с запада на восток, переформировываются на станции Северобайкальск и направляются по Транссибирской магистрали через станции Тайшет, Иркутск, Петровский Завод и Чита. С пассажирами ведётся индивидуальная работа по уточнению вариантов поездок, в том числе с использованием других видов транспорта. Также формируются дополнительные пассажирские составы на станциях Северобайкальск, Иркутск, Красноярск. Все пассажиры задержанных поездов обеспечены водой и дополнительным горячим питанием, - рассказали на железной дороге.

Пострадали от ЧС не только пассажиры поездов, но и местное население. Люди остались без автомобильной дороги, а значит, в том числе, без необходимой медицинской помощи. Утром 20 августа министр здравоохранения Бурятии Евгения Лудупова провела совещание со всеми медицинскими организациями, находящимися в зоне ЧС. «Все медицинские работники, находящиеся в зоне ЧС, оповещены и готовы своевременно и оперативно оказывать медицинскую помощь населению. Запасы лекарственных препаратов имеются в достаточном количестве. Для усиления персонала районной больницы будут направлены два врача завтра, в понедельник в участковую больницу пгт. Новый Уоян. Координатором выступает Территориальный центр медицины катастроф РБ», - рассказали в правительстве.

Двоих человек пришлось эвакуировать. Одна из них – женщина с подозрением на аппендицит. Диагноз у нее не подтвердился, но ее все равно оставили под наблюдением у медиков. Еще один человек сломал ногу, его также доставили в больницу. Появилась информация о человеческих жертвах: один из местных пабликов сообщил, что обнаружили тело одного из сотрудников РЖД, который отправился на работу, но перестал выходить на связь. Тело мужчины действительно обнаружили, но на ВСЖД информацию о том, что он утонул по пути на работу через затопленный участок, не подтвердили. По информации РЖД, погибший не участвовал в аварийно-восстановительных работах, так как у него в этот день был выходной.


«19 августа в 7:45 (местного времени) машинист тепловоза завершил ночную рабочую смену на станции Кичера. После этого данный сотрудник к работе не привлекался, на смену не заступал, так как положенный период отдыха истекал только 21 августа», - рассказали в РЖД.

Где он находился в этот промежуток времени и что произошло, сейчас устанавливают правоохранительные органы. Но в ОАО «РЖД» уже сообщили, что окажут семье погибшего железнодорожника всю необходимую помощь.


Сегодня на месте размыва БАМа на перегоне «Нижнеангарск — Холодная» уже укладывают новый железнодорожный путь, он пройдет параллельно с повреждённой ниткой. Не дожидаясь, пока вода полностью спадёт, начали осушать грунт и формировать насыпь. «Всего потребуется восстановить 1800 метров железнодорожного пути, мостовой переход, 1200 метров контактной сети и 20 опор. Основные силы по-прежнему направлены на то, чтобы помочь региональным властям ликвидировать прорыв защитной дамбы и вернуть реку Холодная в её русло», - отмечают в РЖД.

В РЖД назвали предварительные сроки восстановления инфраструктуры на размытом железнодорожном полотне в Бурятии. Сообщается, что срок восстановления составит до семи суток. «Железнодорожники стараются как можно скорее остановить размыв насыпи на участке Нижнеангарск – Холодная на БАМе. Первым делом нужно восстановить защитную дамбу, которая не выдержала потока воды в реке. Сейчас на это брошены основные силы. Определены карьеры поблизости, из которых есть возможность брать скальную породу и щебень. Задействованы самосвалы и бульдозеры для засыпки тела дамбы. В пути находятся более 1000 вагонов-«вертушек». Они доставят к месту материалы для восстановления железнодорожного пути», - отмечают в РЖД.

На сегодня в Бурятии режим ЧС продолжает действовать, оптимизма не добавляет и прогноз погоды – в ближайшие дни по республике, в частности, по трассе БАМ снова обещают дожди и местами сильные. Так что там ожидают подъема воды уже в другой реке – Гоуджекит. Ее уже поручили осмотреть, чтобы новая большая вода не добавила проблем.
Марина Денисова, Улан-Удэ.

Рубрика Актуально

Депутаты Госдумы приехали в Бурятию, чтобы на месте обсудить поправки в закон о Байкале.


В Бурятию прибыли депутаты Государственной думы РФ во главе с Председателем комитета по природопользованию Дмитрием Кобылкиным. Вместе с ним приехали представители общественных организаций и науки, сообщает глава Бурятии Алексей Цыденов.

Цель их визита – на месте убедиться в необходимости поправок в закон «О Байкале». Депутаты и общественники уже посетили Прибайкальский и Баргузинский районы, осмотрели села, в которых нужны противопожарные разрывы. Таких сел в Бурятии 30, и все они находятся под угрозой пожаров как из леса, так и в лес.

«По поручению президента РФ нам нужно построить 21 очистное сооружение в Бурятии, из них в ЦЭЗ Усть-Баргузин, Янчукан, Кичера, Сухая. Всё строительство запланировано в границах населенных пунктов. А все границы населенных пунктов уже поставлены на кадастровый учёт и расширение их не планируется. Но к очистным надо протянуть линию электропередач, дорогу, проложить трубопроводы, и для этого надо срубить деревья. Что сейчас нельзя. И поэтому всё стоит», - отмечает глава республики.

Депутаты также осмотрели работу особой экономической зоны, обсудили качество дорог. «Очень много критики от населения мы получаем из-за плохих дорог. Но вопрос не только в их состоянии. Более критичная проблема - это наличие пяти аварийных мостов у нас в Кабанском районе на дороге Улан-Удэ - Иркутск (например, мост через Большую Речку). Эти мосты на единственной дороге на направлении Москва - Владивосток. В любой момент какой-то из этих мостов может обрушиться и все сообщение будет надолго остановлено. Размыв на БАМе за неделю ликвидируют. Разрушенный мост так быстро не сделаешь. На реконструкцию мостов выделены средства, имеются контракты, но работать невозможно, потому что требуется рубка деревьев на подходах к мосту. Видимо ждем такой же аварии, как на БАМе. На дороге Улан-Удэ - Баргузин, также встали работы, потому что для спрямления опасных поворотов и расширения дороги нужна рубка деревьев», - пишет глава Бурятии.   

Кроме того, у 27 сел в Центральной экологической зоне годами не решаются проблемы с кладбищами - невозможно их оформить юридически, ведь большая их часть находится в лесном фонде, который нельзя переводить в земли других категорий. После поправок в селах станет возможно построить водопровод, дороги к домам и участкам. Сейчас в Гремячинске есть дома, к которым только пешком можно подойти, а подъездов нет. В Горячинске проблема со строительством водопровода, и везде нужны рубки деревьев в границах населенных пунктов.

«Я благодарен депутатам, поддерживающим законопроект. И не понимаю депутатов и общественников, выступающих против. Вы против чего или кого?! Столько демагогии и громких слов ни о чем. Нам надо скорее принимать закон и приступать к реальным действиям по улучшению ситуации. Тяжело бороться с человеческой глупостью, но приходится. Главное, что адекватных и грамотных людей больше. Справимся», - отмечает Цыденов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram