Совсем недавно британские СМИ опубликовали новость — во время коммерческого полета из Майами в Чили пилоту внезапно стало плохо и он скончался в туалете самолета. Меня охватил ужас — да, в жизни, конечно, случаются неожиданные вещи, но...
Нет большого секрета, что пилоты любой авиакомпании проходят тщательную медкомиссию — допуск к полетам! Помните фильм «Экипаж»? Командира, которого сыграл Георгий Степанович Жженов, после стрессовой ситуации предстал перед медицинской комиссией и не смог пройти ее, несмотря на заслуги, богатейший опыт... Его списали.
Более того, моя родная тетушка-врач, еще во времена СССР входила в медицинскую комиссию — допуск к полетам... Она часто рассказывала, как происходит проверка пилотов и всегда добавляла - «За спиной пилота минимум пятьдесят жизней, а по факту — 150! Мы, врачи, не имеем права на ошибку!» Старая школа, старые правила, старый подход. И это, скажу я вам, замечательно!
Несколько лет назад, в Латвии просочилась информация, что пилоту авиакомпании AirBaltic стало плохо с сердцем в полете, он потерял сознание, а второй пилот вынужден был запросить «возврат» в аэропорт Рига... Да, действительно, как я узнала, пилоту стало плохо с сердцем и он провел некоторое время в больнице.
Ситуация очень похожа на случай с американским пилотом... Нынче, хилые, простите, летчики пошли? Как же тогда они сдают медкомиссию? Как их вообще принимают в учебные заведения, если есть проблемы со здоровьем?
Я обратилась к европейскому эксперту в области авиации Викторсу Зариньшу, чтобы он ответил на вышеперечисленные вопросы:
«Да, для меня это «больной» вопрос, потому что я начинал свою летную деятельность в Советском Союзе и мне есть с чем сравнивать. Вышеприведенные примеры, к огромному сожалению, не единственные, если мы говорим о европейских авиакомпаниях. Я хорошо помню, как в латвийской национальной авиакомпании AirBaltic один командир потерял сознание во время набора эшелона, в последствии выяснилось, что у него сахарный диабет, серьезное заболевание для пилота. Другой пилот в этой же компании летает с искусственным зрачком в глазу. Я пилот старой школы, российской летной школы и прекрасно понимаю, что такое здоровье пилота, медицинская комиссия... То, как проходят сегодня медицинскую комиссию пилоты, например, AirBaltic — просто безобразие! Об этом надо кричать, а не говорить! Медицинскую комиссию в латвийской национальной компании пилоты проходят в среднем за 20-30 минут, если нет очереди к специалисту. Я не утрирую — знаю! И это ужасная тенденция многих авиакомпаний Европы. Если говорить о США, то чтобы получить FAA -medical-sertifikat (1 класс) нужно потратить приблизительно 15 минут. Я говорю о медицинской комиссии, которую проходят ежегодно пилоты. Осмотр врача перед полетами во многих европейских авиакомпаниях, увы, нет. К сожалению, в Европе, чтобы получить диплом пилота нужны деньги — это главное.
В России система иная — проводится тщательная медицинская комиссия и дополнительный отбор по физической форме. Любые отклонения в сердечно-сосудистой системе, дыхательной, в опорно-двигательной, не позволят стать пилотом. Часто уже на комиссии у абитуриентов выявляются проблемы со зрением и искривлением носовой перегородки. А это патология для пилота — невозможно человеку свободно дышать носом на большой высоте. Когда я работал в «Аэрофлоте» (СССР), то медкомиссия занимала два дня. Сейчас, насколько я знаю, отводится неделя, вплоть до стационара.
Здоровье пилота должно стоять на первом месте. При тщательной медицинской проверке можно избежать многих неприятных моментов».
Да уж, права была моя тетушка-врач, когда говорила - «За спиной у пилота жизни людей!»