Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Инвестиционный проект Особой экономической зоны в сфере медицинского импортозамещения Петербурга оказался в центре скандала

, 19:47

Инвестиционный проект Особой экономической зоны в сфере медицинского импортозамещения Петербурга оказался в центре скандала

Число инсулинозависимых, то есть людей, болеющих сахарным диабетом, по данным Минздрава, неуклонно растет. По прошлогодним оценкам, инсулин требовался порядка 10,5 млн человек. Одна из самых многочисленных групп больных — в Петербурге. По состоянию на июнь 2023 года в городе зарегистрировано 116 тыс. человек с таким диагнозом. И если проблему нехватки самого инсулина фармацевтические компании уже решили, то сопутствующие медицинские изделия все еще в дефиците. В то же время Смольный, кажется, не особо спешит решать эту проблему.

Так, в группах больных сахарным диабетом наша редакция обнаружила массовые жалобы на нехватку игл и помп для введения инсулина. Пользователи указывают, что участковые эндокринологи откровенно заявляют: если выписывать те же иглы по норме Минздрава, к концу года их может вовсе не остаться. Так, вместо 100 игл в месяц инсулинозависимые столько не получают. Причем такой подход врачи якобы используют не только по отношению ко взрослым, но и к детям.

«Отцу выписали новый инсулин в ручках, к которым нужны иглы. На коробке указано, что иглы в комплекте не идут. Объехали все аптеки, там не продают отдельно иглы к ручкам инсулина», — указывает Татьяна в группе «Диасоюз».

Кроме того, родители детей диабетчиков и вовсе столкнулись с тем, что и сами инсулиновые ручки обладают большим шагом набора, потенциально передозировка вещества может привести к коме.

«Для ребенка нужен шаг набора ручки-шприца 0,5 ЕД (количество инсулина, которое впрыскивается за раз), а у отечественного инсулина — минимум 1 ЕД: такая высокая доза может привести к коме», — рассказывают родители на профильных форумах.

При этом, если импортозамещение самого инсулина еще в прошлом году стояло достаточно остро и фарм-индустрия устраивала настоящие гонки, кто быстрее добьется 100% локализации вещества, то на проблему нехватки сопутствующих изделий, без которых инъекции невозможны, внимание обращают немногие. Хотя в Петербурге еще несколько лет назад представили проект строительства производства медицинских изделий, которое могло решить эту проблему не только на региональном, но и частично на федеральном уровне. Но в настоящий момент амбициозное предприятие погрязло в судах с конкурентами, которые, кажется, скопировали идею и успели параллельно продавить ее промышленному блоку Смольного.

Так, компания АО «СмитХелскеа» еще в 2018 году анонсировала проект по строительству передового предприятия на территории ОЭЗ «Новоорловская». Совладелец АО «СмитХелскеа» Николай Кузнецов довольно активно рассказывал в прессе, что новый завод сможет производить 1 млн диализаторов для гемодиализа в год. На той же площадке планировалось производить и сопутствующие медицинские изделия для диабетиков.

Кроме того, предприятие предполагалось полностью защитить от возможных санкций в отношении медицинской сферы. В частности, Кузнецов в беседе с «Коммерсантом» подчеркивал, что локализация производства составит 100% — то есть вся продукция, выпускаемая предприятием, будет целиком и полностью отечественной. В целом в прессе проект называли грандиозным, инвестиции в него изначально оценивались почти в 1 млрд рублей. А основным потребителем продукции, как планировалось, должны были стать государственные структуры. «СмитХелскеа» даже сама готова была разработать проект офсетного контракта, а также помогать и федеральному фонду ОМС.

Однако рынок государственных закупок медизделий в Петербурге привлек внимание компаний, которые, похоже, использовали идеи «СмитХелскеа». Создается впечатление, что это позволило банально сесть на миллиардные финансовые потоки бюджетных средств.

Так, согласно данным картотеки арбитражных дел, имеющихся в распоряжении редакции, «СмитХелскеа» привлекала для продвижения проекта ООО «Ковчег». В настоящий момент компания переименована в ООО «Эста-Инвест». Эта фирма, согласно данным ЕГРЮЛ, имеет довольно нетипичную структуру собственности: 50% долей в ней принадлежит самому обществу, вторая половина — у ООО «Эста». Учредителем этого юрлица, в свою очередь, выступает Юрий Потоцкий. Сразу отметим, что человек с такими же именем и фамилией в 2011 году мелькал на страницах «Коммерсанта» как участник громкого дела о мошенничестве сотрудника УФСБ России по Москве и Московской области, который, как писало издание, предложил предпринимателю за взятку решить проблемы в бизнесе. https://www.kommersant.ru/doc/1807157 У самого тезки учредителя «Эсты» тогда, возможно, действительно все шло не так гладко. Согласно сообщению пресс-службы Следственного комитета, некоему Потоцкому были предъявлены обвинения по ст. 188 УК РФ (контрабанда). Однако установить, является ли Потоцкий из 2011 и Потоцкий из «Эсты» одним и тем же человеком оперативно не удалось. Однако установить, является ли Потоцкий из 2011 и Потоцкий из «Эсты» одним и тем же человеком, оперативно не удалось, а на запросы редакции Юрий Потоцкий не ответил.

Впрочем, это не меняет того факта, что у «Эсты-Инвест», исходя из материалов дела, была задача наладить связь с государственными органами Петербурга, чтобы проект перестал буксовать.

По информации из арбитражного дела «СмитХелскеа» против «Эсты», компании в общем-то предстояла не пыльная работа: в частности, запросить в Смольном перечень закупаемого медицинского оборудования, подготовить офсетное соглашение со Смольным, а также разработать дорожную карту по реализации взаимодействия с комитетом по инвестициям, которым тогда руководил Роман Голованов. А чтобы «Эста» могла вести конструктивный диалог, производитель медоборудования поделился и бизнес-планом проекта. Но и к 2023 году проект не сдвинулся с мертвой точки.

Однако в конце 2022 года пресс-служба ОЭЗ объявила о запуске удивительно похожего проекта по разработке и производству медицинских изделий для гемодиализа, но не от «СмитХелскеа», а некоего ООО «Артак». Эта компания на сайте ОЭЗ уже отмечена как резидент, но никаких ее контактов не представлено. Кроме того, ОЭЗ помечает, что общество только находится в стадии заключения договора аренды.

Инвестиционный проект Особой экономической зоны в сфере медицинского импортозамещения Петербурга оказался в центре скандала

https://www.spbsez.ru/residents/

Согласно данным ЕГРЮЛ, «Артак» был создан только в 2022 году, его единственным учредителем выступает Андрей Карюк. Он же генеральный директор общества. Примечательно, что ОКВЭД компании не включает производство медицинских изделий, зато есть, например, в длинном списке «исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения».

Появление чуть ли не двойника проекта компании «СмитХелскеа» как минимум обращает на себя внимание. Более того, как следует из арбитражного дела «СмитХелскеа» и «Эста-Инвест», ООО «Артак» был представлен бизнес-план инвестиционного проекта схожий бизнес-планом «СмитХелскеа». При этом в суде подрядчики его разработки указывали — документы третьим лицам не передавались. Сама «СмитХелскеа» делилась документом только с «Эстой». Сам Николай Кузнецов в беседе с журналистом рассказал, что видел части бизнес-плана «Артака». По его словам, в описательной части они полностью совпадают с концепцией «СмитХелскеа».

Причем по странному стечению обстоятельств, пока в отборе заявок потенциальных резидентов ОЭЗ Петербурга участвовали представители Минэкономразвития, которое возглавляет Максим Решетников, проблем у «СмитХелскеа» не было. Наоборот, с учетом того, что по соседству в ОЭЗ производится инсулин, проект был бы органичным дополнением существующих резидентов ОЭЗ.

Тогда как петербургские чиновники во главе с вице-губернатором Кириллом Поляковым, оставшись один на один с инвесторами, на экспертном совете ОЭЗ отдали участок и проект фирме, пока не впечатлявшей рынок медизделей громкими проектами. Возникает логичный вопрос — может ли малоизвестная компания позволить себе строительство завода стоимостью минимум в 1 млрд рублей? Причем решение сотрудничать именно с «Артаком», а не со «СмитХелскеа» было принято спустя несколько месяцев после того, как Поляков заступил на должность вице-губернатора, курирующего промышленность.

Правительству Беглова пора задуматься о весне следующего года, когда будут выборы президента 2024 года, когда диабетики города и их семьи начнут задавать неудобные вопросы по поводу качества медицинских услуг в Петербурге, создавая негативный фон для выборного штаба Президента.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram