В конце минувшей недели, то есть во второй декаде августа нынешнего, 2023 года, министр обороны Сергей Шойгу неожиданно прибыл на Новую Землю. Там облетел ядерный полигон, прекрасно сохранившийся ещё со времён СССР. В нашей прессе и на ТВ это событие как-то утонуло в потоке другой информации. А вот мне представляется, что этот прилёт министра обороны на Новую Землю как раз и является главным событием этого лета. А возможно, и осени. Дело в том, что рядом с ним всё время находился руководитель одной из самых засекреченных не только в России, но и в мире корпораций – «Росатом». Это Алексей Лихачёв.
То, что он готовился к чему-то важному, стало ясно сразу после его поездки на архипелаг Новая Земля. Через день-два он прибыл на доклад к президенту России. Открытая часть этой встречи интересна сама по себе. Она опубликована и доступна всем желающим. Но что-то подсказывает, что одним из главных вопросов той встречи был как раз вопрос подготовки полигона на Новой Земле к предстоящей работе. Иначе чего было ехать день в день? По крайней мере такое предположение имеет право на существование.
А то, что А. Лихачёв был на Новой Земле вместе с министром обороны, даёт право предположить, что объявленная Министерством обороны инспекция военных объектов и воинских соединений Заполярья имела главной целью как раз состояние ядерного полигона на Новой Земле.
На видеокадрах, где министр Сергей Шойгу облетали с Алексеем Лихачёвым этот полигон, не видно ничего, кроме пустынных заполярных сопок. Но ядерный полигон – это не здания и сооружения, а глубокие шахты, где производится ядерный взрыв для испытания аппаратуры и подтверждения мощности зарядов. Или испытывается новое оружие, что косвенно подтвердил и пресс-релиз Министерства обороны России. В нём прямо сказано: «Основными задачами Центрального полигона РФ на современном этапе являются подготовка и проведение испытаний перспективных образцов вооружения и военной техники». А если полигон на архипелаге Новая Земля ядерный, то и новое оружие должно быть соответствующее.
Почему министр обороны прибыл с инспекцией на ядерный полигон и проверил его готовность именно сейчас? Можно гадать на кофейной гуще, но есть и конкретика. В Германии и США только что объявили, что передают Украине авиационные ракеты, способные поражать цели в Крыму, причём массированным залпом до нескольких десятков единиц. То есть ставки Запада повышаются, и наше Министерство обороны решило повысить свои ставки в ответ. Причём без самодеятельности, а выполняя поручение президента страны, которое он сделал в феврале этого года. Напомню, что в ежегодном Послании Федеральному собранию он заявил, что ему доподлинно известно о намерении США возобновить ядерные испытания. И что в США полным ходом идёт создание новых видов ядерных боеприпасов. Скорее всего, речь идёт о совсем малых зарядах поля боя либо об аналоге нашего ядерного подводного беспилотника «Посейдон».
Сегодня время работает на нас – в США с испытанием ядерного оружия могут быть проблемы – подрывать заряды, как они делали раньше, в пустыне штата Невада, – будет довольно сложно. А вот нам – на Новой Земле – много легче. Из представленных Минобороны кадров видно, что к испытаниям нового оружия – скорее всего, ядерного и, судя по последним тенденциям, миниатюрного – там всё готово.
Я уже довольно подробно говорил о ядерных испытаниях прошлого века. Но сегодня повторить самое главное – будет в самый раз. Напомню, что с 1996 г. все ядерные натурные испытания были запрещены решением ООН. Ядерное оружие с тех пор испытывалось на суперкомпьютерных симуляторах. Но так было, ясное дело, не всегда. Всего в мире было проведено 2060 ядерных взрывов. Начались они в июле 1945 г. в американской пустыне Невада и закончились в июле 1996 г. в Китае. То есть ровно 51 год – больше полувека. Сейчас несколько важных деталей. Из 2060 взрывов больше 500 было проведено в атмосфере. При этом на Советский Союз и США пришлось по 200 с копейками взрывов на каждого. Около 20 – на Великобританию, около 50 – на Францию и более 20 – на Китай.
Сразу задумаешься – а как мы до сих пор живы, если в атмосфере Земли было подорвано больше 500 атомных бомб?! То есть по 10 штук на каждый год за целых полвека! Впору чесать репу в глубокой задумчивости.
В 1960-е годы по ядерным испытаниям лидировали США, проводя по 70 ядерных взрывов каждый год. В 1970-е лидировал уже Советский Союз. Спад в испытаниях наступил после угасания СССР, когда нам стало не до этого. США, Англия и Франция, утратив явного врага, тоже по-тихому свернули испытания. Но, как говорится, – давно это было. Так что пора и вспомнить о нашем главном ядерном полигоне на Новой Земле.
По площади – это половина всего острова. Размер сравним с Нидерландами. Там уже было взорвано 132 ядерных устройства: 84 воздушных, один наземный, два надводных, три подводных и 42 подземных. В том числе термоядерная «царь-бомба». Её мощность в 59 мегатонн была в 10 тыс. раз больше, чем бомба, сброшенная на Хиросиму
Самые важные взрывы всё же подземные. Для их проведения на Новой Земле внутрь горы проделывались штольни. Вход – в её подошве. Таких штолен были десятки и сотни. Что важно – полигон на Новой Земле никогда не закрывался. Там базируется военная часть Министерства обороны. И если президент Путин дал команду готовиться к ответным испытаниям, значит, на Новой Земле всё в порядке.
Какие можно сделать выводы. У России оказывается самый мощный природный потенциал с точки зрения проведения ядерных испытаний. Смотрите сами – чем крупнее страна, тем легче ей отыскать место для испытаний. Мелкой Британии пришлось тащиться в Австралию, куда сегодня её уже не пустят; Франции пришлось взрывать бомбу в своей африканской колонии Алжир, который никогда этого Франции не простит. Только Россия и США в силу огромности своих территорий могут испытывать новые ядерные боеприпасы, если такие имеются. И ещё раз повторю то, что мне совсем непонятно. Несмотря на многие сотни гигантских, средних и малых ядерных взрывов на открытом воздухе, радиационного заражения сколько-нибудь больших площадей на Земле практически не наблюдается. Хотя по понятиям должно быть загажено вообще всё!
Мало кто помнит, но ядерные взрывы проводились в Советском Союзе, США и ещё бог знает где – в том числе в интересах народного хозяйства. Только в Советском Союзе это больше сотни взрывов – мощность которых в тротиловом эквиваленте относят сегодня к тактическому ядерному оружию, то есть до 15 килотонн. Они были проведены до начала горбачёвской перестройки в Архангельской, Астраханской, Иркутской, Кемеровской, Мурманской, Ивановской, Оренбургской, Пермской и Тюменской областях, Якутии, Башкирии, Калмыкии, автономной Республике Коми, Красноярском крае.
Одним словом – те, кто планирует возобновление ядерных испытаний, вполне могут руководствоваться ещё теми знаниями. Мол, если за 50 лет в воздухе взорвали больше 500 атомных бомб, от одного-двух, да ещё и подземных, ни прибавится ни убавится.
Понятно, что большинство граждан России не верят в перспективу ядерной войны. Мы вообще не верим, что война придёт на нашу территорию. Как не верят в это американцы. И даже немцы, если находят в себе наглость посылать на Украину свои авиационные ракеты дальнего действия, которые полетят на Севастополь и Керчь. Невдомёк им, что это не коллективное решение НАТО, а лишь правительства ФРГ, за которое придётся отвечать. Ответ, скорее всего, уже прорабатывается – за немцев, как и за поляков, никто не вступится.
Надо сказать, что вся эта публика, в том числе и немцы, не устают говорить о неких переговорах. В России это, кстати, вызывает только возмущение – ни о каких переговорах у нас, кроме ряда политиков, не говорят. Но им это положено по статусу. Не хотят переговоров и на Украине. Их позиция – для начала мы должны уйти с «оккупированных территорий». Так они называют территории, которые добровольно вернулись в состав России.
Но всем украинским политикам сегодня очень тяжело. В их головы приходят разные невесёлые мысли. Приведём слова одного из профессиональных украинских русофобов, который известен ещё со времени Съездов народных депутатов СССР. Это некто Портников. Вот о чём он начал вещать в публичном украинском пространстве. Приведу его слова тезисно. Все они касаются возможных переговоров.
Итак. Конфликт всё больше напоминает войну на истощение противника. При этом украинское население стремительно уменьшается. Сегодня это 30 млн человек, хотя ещё десять лет назад было 43 миллиона. Через три-четыре года, говорит Портников, останется 25. Ещё через два года – 20. Происходит трансформация Украины из условной восточноевропейской страны типа Польши (40 млн чел.) в другую, маленькую, также условную восточноевропейскую Словакию (5 млн чел.). На основании чего украинский русофоб делает вывод – даже без победы в войне Россия решает проблему Украины как главной политической угрозы для себя. Украина почти стала небольшой центральноевропейской страной с населением меньшим, чем население Узбекистана (35 млн чел.).
Дальше у Портникова вообще крамола в понимании киевского режима – если ставится цель возврата территорий, то кто на них будет жить? И тогда переговоры о чём? Далее звучат такие выводы, как: «Украина – это буферная зона между странами НАТО и собственно Россией. Последний вопрос на сегодня – где пройдут границы этой буферной зоны?»
В заключение вернусь к тому, с чего начал, – предстоящему возобновлению ядерных подземных испытаний на архипелаге Новая Земля. У американцев есть смешная присказка: «Кольт и доброе слово гораздо лучше просто доброго слова». Вот и расчехляют сегодня оружие все подряд. Мощные ядерные державы могут себе это позволить. Кому-то, как немцам с их ракетами «Таурус», – лучше бы вести себя тихо. После «Леопардов» с гитлеровскими крестами на башнях они нас сильно разозлили и заставили вспомнить суть немецкого фашизма, запрограммированного 83 года назад на уничтожение славян.
Во всяком случае мысль об ответном прилёте такой же ракеты в Берлин и ещё пару немецких городов в Западной зоне оккупации уже не кажется совсем невероятной. Разумеется – после первого применения «Таурусов» против городов Крыма или Донецка. Согласитесь – можно испытывать новое оружие не только на Новой Земле.