В Сочи создается очередной прецедент «кубанского правосудия»
Наличие всех документов и абсолютная прозрачность сделки вовсе не гарантируют, что через несколько лет вас не обвинят в нечестности и не потребуют вернуть деньги, лишив при этом права на имущество.
Центральный районный суд города Сочи вынес решение о взыскании с В. К. Рахмеева 4882000 рублей в качестве компенсации за то, что он продал свой садовый участок в 2020 году и при этом знал, что через полтора года эта земля будет изъята. Абсурд? Нет, абсолютная реальность, подтвержденная кубанским судом. Но в этом деле еще очень много уникальных правовых находок. Например, в этом же решении сказано, что администрацией города Сочи установлено отсутствие ограждения земельного участка, «он свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не освоен». А как же быть с тем, что на момент осмотра участка В. К. Рахмеев уже много месяцев не являлся его собственником, а следовательно, по закону не мог его обрабатывать и содержать? Более того, когда у власти возникли вопросы к участку, он уже имел совершенно другой статус: новый собственник его разделил надвое и в новом состоянии поставил на кадастровый учет. То есть Рахмеев вообще уже не имел к земле никакого отношения. Такие «мелочи» суд не интересуют? Что же тогда говорить о стопках документов, доказывающих, что двадцать лет назад В. К. Рахмеев получил земельный участок в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации? Как станет понятно из дальнейшего описания ситуации, факты не только упрямая вещь, но и весьма податливая: можно вертеть ими как угодно. А неудобные документы — просто не замечать.
И еще для информации: в октябре 2021 года в Сочи было арестовано 11600 участков. Многие собственники уже лишились своей земли по похожим схемам.
В ближайшее время состоится заседание апелляционной инстанции по жалобе на решение Центрального районного суда города Сочи, которое уже отслеживают СМИ. И журналисты, в отличие от участника дела, надеются на очередной информационный повод, чтобы еще раз обсудить особенности «курортного правосудия» и сравнить его с общероссийским. А Василь Рахмеев возлагает большие надежды на справедливое и законное рассмотрение апелляционным судом его жалобы.
На своей земле
Василь Рахмеев до 2000 года служил начальником отдела уголовного розыска Центрального района Сочи. За 27 лет беспорочной службы в милиции Василь Камилович заработал огромный авторитет и уважение как профессионал и неподкупный борец с преступностью. Понятно, что с такими качествами никаких «заводов, дворцов, пароходов» подполковник милиции не нажил.
Уже незадолго до пенсии в дружеской беседе один из знакомых пошутил: «Вот ты, Василь Камилович, в воскресенье работаешь, а нормальные люди на даче с семьей отдыхают». «Так дел нераскрытых целый ворох, не успеваю за неделю. Да и дачи у меня нет никакой»,— ответил начальник уголовного розыска. Кто помнит девяностые и начало нового века, понимает уровень загруженности правоохранителей того времени.
Товарищ же и посоветовал написать заявление в администрацию района с просьбой выделить участок под сад-огород, чтобы на пенсии было чем заниматься.
В 2001 году, уже будучи пенсионером, Василь Рахмеев стал членом садоводческого товарищества (с/т) «Вишневый», расположенного в Центральном районе города-курорта. Участок, правда, сразу не дали, и три года безземельный садовод Рахмеев платил взносы, о чем до сих пор напоминает членская книжка.
В 2003 году Василю Камиловичу предложили посмотреть участок в товариществе. Вся площадь была завалена строительным мусором, а через владения пролегал овраг. Но подполковника милиции трудности не испугали: хоть что-то есть — и хорошо, поэтому согласился.
Постепенно навел порядок, посадил деревья. Из строений осилил сарайчик для инструмента. Появилось место для отдыха с лопатой и мотыгой.
Как человек старой закалки, Василь Рахмеев не спешил с оформлением. Только в 2006 году было проведено окончательное межевание и определены границы. И лишь в 2009 году оформил право собственности на земельный участок площадью в семь соток. Всё как положено: свидетельство, постановка на кадастровый учет и прочие формальности.
Можно было процесс ускорить? Вероятно, но Василь Камилович умеет действовать только по закону, а посему выдерживал все сроки и проходил согласования в порядке общей очереди. Естественно, он получил и заключение о том, что, «по данным ГЗК, участок не накладывается на земли СНП» (Сочинский национальный парк. — Авт.). Документ от седьмого февраля 2008 года с подписью лесничего Хаустовой и печатью. Это для понимания процесса. Да, в противном случае участок невозможно было бы получить в собственность.
Василь Рахмеев огородил свой участок, как требовали правила, и продолжил выращивать тропические дары, но уже на своей земле.
Вынужденное решение
В 2019 году Василь Рахмеев перенес операцию на сердце. Врачи категорически запретили любые физические нагрузки и поднятие тяжестей. О садоводстве пришлось забыть. Таким образом необходимость в даче отпала. Василь Камилович решил продать землю. Но и тут пошел по своему пути. Ему было неудобно предлагать людям землю, на которой есть овраг, и он решил спланировать участок. Для этого пришлось снять забор.
Покупатель на ровную площадку в семь соток нашелся быстро. По словам Василя Рахмеева, заинтересовались «ребята из Красноярска». Цена в 4 миллиона 850 тысяч их вполне устроила. О своих планах, которые потом быстро реализовались, покупатели охотно рассказывали: хотели разделить участок пополам и построить рядом два дома, чтобы было куда приезжать с семьями. Но оформлялась земля на гражданку Л. Б. Договор о купле-продаже подписали 27 мая 2020 года. Довольные друг другом стороны разошлись.
Неожиданный поворот
В апреле 2022 года к Василю Камиловичу пришел участковый уполномоченный полиции и сообщил, что его вызывают в управление Следственного комитета России. В разговоре со следователем гражданина Рахмеева попросили представить документы на земельный участок. Хорошо, что бывший милиционер привык относиться к документам с особенной скрупулезностью. Все бумаги, включая согласование с нацпарком, погашенное свидетельство о праве собственности, членскую книжку с печатями об уплате и еще целую стопку всевозможных справок, были предоставлены. На вопрос о причинах такого интереса Василь Камилович получил уклончивый ответ.
Некая ясность появилась, когда ему по почте прислали постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. Оказалось, что Василь Камилович подозревался в том, что якобы незаконно получил землю в с/т «Вишневый». Отказ же в возбуждении дела является прямым и законным доказательством того, что процедура была пройдена с соблюдением всех требований российского права.
А происходило следующее. В марте 2021 года новая собственница садоводческого участка разделила его на два и поставила на кадастровый учет. Как выяснилось позже, огорожена земля не была и никакого строительства на ней не велось.
Заброшенный участок привлек внимание властей. Прокуратура инициировала проверку и пришла к выводу, что земля бесхозная и к тому же находится на территории нацпарка, который относится к федеральной собственности. По всей вероятности, процедура проверки принадлежности земли и стала поводом для вызова к следователю Василя Рахмеева.
Прокуратура пошла в суд с иском в отношении гражданки Л. Б. «о признании права собственности отсутствующим». В обосновании своих претензий истец указывал, что образованные участки после раздела изначального незаконно оформлены в пользу Л. Б., «поскольку полностью образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности». В дополнение было представлено заключение специалистов городской администрации, подтвержденное фототаблицами, что участок не огорожен и фактически не осваивается.
Интересный момент: нигде в решении суда нет упоминания о том, что законность получения участка В. К. Рахмеевым подтверждается не только документами, но и результатами проверки следователем. И как вообще могла пройти сделка купли-продажи, будь земля федеральной?
В решении Центрального районного суда города Сочи от 29 августа 2022 года еще очень много интересно. Один абзац надо только цитировать: «Между тем согласно генеральному плану с/т «Вишневый» по состоянию на 1992 год и спискам членов с/т «Вишневый», содержащимся в землеустроительном деле с/т «Вишневый» и представленным в прокуратуру Центральным отделом г. Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сопроводительным письмом от 29.10.2021 №43-13/6224, рассматриваемый земельный участок в границах садоводческого товарищества отсутствует, Рахмеев В. К. в списках членов не значится». Уже здесь должны звучать фанфары!
Есть все документы и необходимые свидетельства, подтверждающие, что Василь Рахмеев стал садоводом только в 2001-м. То есть он по определению не мог входить в списки 1992—1995 годов. А свой участок, за который платил взносы в кассу товарищества, продал в 2020-м, и, конечно, на момент составления сопроводительного письма от 29.10.2021 №43-13/6224 Василь Камилович уже не являлся членом с/т «Вишневый». Ничего не скажешь, глубокое изучение дела по существу.
Удар в спину
А для Василя Камиловича начался абсурдный кошмар: «хорошие ребята» пошли в суд с регрессным иском и потребовали вернуть деньги за купленный участок, а также судебные расходы. В обосновании значится, что гражданин Рахмеев якобы знал, что участок изымут, и всё равно продал его.
Казалось бы, отбиться от такой нелепицы легче легкого, ведь у Василя Камиловича есть все документы и даже невозбужденное уголовное дело в активе имеется. Да и бесхозно-неогороженным участок стал уже при новом владельце. Не тут-то было. Всё тот же Центральный районный суд города Сочи шестого июня этого года выносит решение о взыскании с В. К. Рахмеева всей суммы.
Как следует из апелляционной жалобы, во внимание не принято почти ничего из доказательств невиновности Василя Рахмеева.
Проигнорировано, что земля была получена в связи с распоряжением главы администрации Центрального района города Сочи №210-р от 01.04.2010, которое не отменено и остается в силе. Не рассмотрены документы по оформлению участка в собственность. Никого не заинтересовал тот факт, что все сделки проводились в строгом соответствии с законом, что подтверждено документально. Прошло мимо и то, что на неухоженные участки обратили внимание, когда собственницей была Л. Б. Можно еще долго перечислять доказательства абсолютной честности, порядочности и законопослушности Василя Рахмеева, но проблема в том, что их не слышат и не видят те, кто принимает решения.
Вывод из всей этой истории напрашивается грустный и тревожный. Получается, что жизнь по закону совершенно не означает права на справедливость? Ну как после таких дел учить своих детей, что надо быть честным и отзывчивым? Они и ответят: ты верил в закон — и что? Сказать-то и нечего.
Сейчас готовится к рассмотрению апелляционная жалоба на вердикт районного суда. В ней Василь Рахмеев просит отменить решение первой инстанции и приводит массу аргументов.
Мы будем следить за этим процессом и обязательно расскажем о результатах их изучения. Либо об отсутствии интереса к фактам, которые невозможно не увидеть. Или возможно?