Таких забывать нельзя
9 августа 2023, 13:11 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]
К нам в редакцию пришел неравнодушный человек, челябинец Андрей Букреев. Он сегодня возглавляет несколько общественных организаций и комиссию по экономическому развитию предпринимательства в общественной палате Челябинска. А главное, принимает самое активное участие в подготовке целого ряда интереснейших мероприятий, посвященных памяти нашего земляка Анатолия Букреева. Уникального героя, которого совершенно незаслуженно начали забывать…
Андрей Букреев рассказывает:
— Знакомство с однофамильцем Анатолием Букреевым у меня началось с моей дочери Ольги. Она некоторое время назад переехала в Сочи и увлеклась горным туризмом. Постепенно горы стали действительно важной частью ее жизни. И она как-то раз рассказала мне, что для нее подлинным кумиром является Анатолий Николаевич Букреев — один из самых известных и выдающихся альпинистов Советского Союза и нашей планеты, который 25 декабря 1997 года погиб на склонах Аннапурны — горы-убийцы в Гималаях. Тогда во время экстремального восхождения сошла лавина. Она то и похоронила Анатолия Букреева, и это был его 12-й восьмитысячник.
Андрей Букреев
Почему челябинцы его не помнят?
— Тогда дочь спросила меня, не является ли он нам родственником… Дело в том, что уникальная личность Анатолия Букреева еще при жизни обросла многочисленными легендами, спорами и домыслами… И я не смог ей тогда ответить, но решил порыться в родственных корнях его и моих. И как минимум хотя бы узнать, есть ли у него в области ближайшие родственники, и можно ли нам с ними пообщаться.
— С этого то все и началось. Я нашел координаты его старшего брата Александра Букреева, договорился о встрече и вместе с дочерью отправился к нему в гости в Коркино. Тогда эта встреча была, конечно же, задумана в основном для нее, потому что я тогда еще не «загорелся» этим великим человеком.
Александр рассказал нам о детстве Анатолия. О том, как он мальчишкой начал ходить в горы.
— Доверительно поведал о том, какие проблемы встречались на его жизненном пути. Начиная с того, что Анатолий был астматик. Еще в юности ему поставили диагноз: хроническая астма. И кто бы мог подумать тогда, что скромный и далеко не самый здоровый коркинский паренек в дальнейшем станет одним из самых авторитетных альпинистов в мировой истории, а все восхождения будет совершать без использования кислородной маски.
— С 12 лет он начал лазить по невысоким холмам Уральского хребта вокруг родного Коркино. Будучи студентом челябинского пединститута, он ездил летом на юг и совершал восхождения на свои первые трех- и четырехтысячники в горах Казахстана и Киргизии.
Путь к вершине
После окончания института Анатолий получил две специальности — учителя физики и тренера по лыжным гонкам. Но вместо практики в местной челябинской школе отправился служить в армию в Алма-Ату.
И если вы не знаете, главное, что делает Алма-Ату Алма-Атой — это горы. Настоящие, с крутыми скалистыми склонами и вечным льдом на вершинах. Средняя высота этих гор — от 3500 до 4500 м, почти как Альпы.
— Диплом тренера помог Анатолию попасть на службу в спортивную роту, где он провел почти полтора года, пока не заболел менингитом. И тогда его отправили в госпиталь, а потом комиссовали вчистую. Однако домой он возвращаться отказался, решив продолжать жизнь в союзной республике. В стране гор.
— И едва восстановившись, Букреев тут же устроился в областную ДЮСШ тренером по лыжам и параллельно стал еще и инструктором по горной подготовке в республиканском спортивном клубе армии. Тогда же он начал свои первые серьезные восхождения в горах Тянь-Шаня. Незаметно попал в сборную команду Казахстана, к главному тренеру — легендарному Ерванду Ильинскому, он, кстати, скоро приедет в Челябинск.
— А в конце того памятного разговора старший брат с горечью обронил, что с 2015 года в медийной среде тема памяти «снежного барса» из Челябинской области стала заметно затихать. Напомню, что именно тогда вышел художественный фильм исландского режиссера Бальтазара Кормакура «Эверест». Эта была альпинистская драма о выживании, основанная на реальных событиях 1996 года. Тогда в снежную бурю на этой высочайшей горной вершине на нашей планете погибло восемь человек из международной экспедиции. В том числе и Скотт Фишер — руководитель группы Анатолия. А Анатолий Букреев тогда буквально из последних сил поднялся и вышел навстречу заблудившимся и обессиленным альпинистам, привел их в лагерь слегка подмороженными, но живыми. Он лично спас трех человек — тех, кто мог двигаться, и до кого он сумел добраться. Принес им кислород и горячую пищу.
Его помнят везде, но не у нас…
Фильм тогда прошел по планете весьма феерично. Люди ведь интересуются горами, трагедиями. И достаточно давно идет жаркая полемика, нужно ли вообще соблюдать этические нормы на высоте восьми тысяч метров. Анатолий Букреев тогда определился, что и там в ледяном аду надо оставаться человеком. К тому же перед Анатолием тогда встал еще и непростой выбор, кого ему спасать, потому что всех спасти он не мог…
После этого было много публикаций. А Джон Кракауэр по итогам этой катастрофы написал бестселлер научной литературы — книгу «В разряженном воздухе». Она есть в открытом доступе…
— После выхода фильма друзья Анатолия сделали в Москве вечер его памяти. Собрались вспомнить основные вехи его удивительной жизни. Его спортивный путь, который, по моему мнению, начался со второй гималайской экспедиции в 1989 году.
А в 1987 году начался отбор в национальную сборную Советского Союза. Отбирали ребят очень жестко, действительно лучших. И высшее звание тогда было «снежный барс». Нужно было зайти на пять вершин, выше семи тысяч метров. К тому времени Анатолий уже выполнил и этот норматив. А за траверсное восхождение вершины Канчанджанги — третьей по высоте горой в мире — он стал заслуженным мастером спорта СССР и мастером спорта международного класса. Именно тогда начались первые забеги на вершины. Анатолий и тут отличился.
— Меня зацепило то, что о подлинно великом человеке земляки-челябинцы действительно забыли. Горько, что у нашего сегодняшнего времени другие герои. И мне захотелось, чтобы о нем вспомнили, чтобы память продолжалась. Потому что опыт восхождения по жизни Анатолия Букреева, а я даже не о восхождении на гору, у него поистине уникальный. Опыт нашего земляка, человека, который начинал свой Путь с терриконов коркинских шахт и постепенно добрался до мировых вершин. «И у каждого в жизни может быть свой Эверест — вот такую надпись он сделал в одном из журналов.
Хорошо, что есть друзья
— А ведь и я при жизни Анатолия, к моему стыду, ничего о нем не знал. Но я очень трепетно отношусь к понятию справедливости, как таковой. И если сталкиваюсь с явной несправедливостью, то делаю все, чтобы это изменить, исправить. И мне показалось, что в отношении Анатолия случилась явная несправедливость. Какая-то чудовищная ошибка. Не его имя золотом выбито на стене в мэрии Челябинска. Его имени нет в названии улиц. Как-то так получилось, что о нашем челябинском герое в основном помнят в соседнем Казахстане, а не у нас — на его Родине. Поэтому я и несколько единомышленников решили напомнить южноуральцам об этом человеке. В помещении исторического музея мы проведем фотовыставку «Анатолий Букреев восхождение», покажем людям уникальные фотографии, сделанные самим Анатолием в горах. От самых первых детских походов и до последней экспедиции. В педуниверситете мы планируем открывать мемориальную доску Анатолию. В публичной библиотеке пройдет литературная гостиная, в которой хочет принять участие и итальянский альпинист Симоне Моро, который последним видел Анатолия перед сходом лавины. Они втроем поднимались, двое погибли под многотонной снежной осыпью, а Симоне буквально чудом удалось выжить. И им написана книга об Анатолии «Комета над Аннапурой». Насколько я знаю, она уже переведена на русский язык и издана опять же в Казахстане. В России я ее не видел. Во всяком случае, я ее не нашел. Хотя искал… Приедет в Челябинск и Галина Муленкова — она написала книгу «Анатолий Букреев — снежный барс». Мы планируем установку памятника Анатолию Букрееву в Челябинске. Очень хороший скульптор известен тем, что делал в свое время памятник Виктору Цою в Санкт-Петербурге.
— Ну и хотели бы провести хороший круглый стол для челябинцев о том, как надо из мальчиков воспитывать мужчин. Создавать личность.