Закон – это наряду с моралью главный регулятор человеческого поведения. Слово «право» имеет однозначно положительный посыл. У человека есть право на жизнь, право на образование, право на труд, и если слово «право» применяется к аборту, то получается, что аборт вписывают в положительный ряд. Согласно действующей норме, это выбор женщины, её индивидуальное решение, её поступок – но никак не право.
Чтобы законодательство не подталкивало женщину к аморальному поступку – разработчики закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отклонили предложение о так называемых беби-боксах, «ящиках», где мать может анонимно оставить ребёнка. Прописать такую практику в законе – значит призвать женщину к этому шагу. Откажись от ребёнка! Выброси его!
Исходя из концепции «меньшего зла» беби-боксы лучше абортов, но от наличия большего зла меньшее зло не становится добром. С такой же мотивировкой – «во избежание большего зла» – было отклонено предложение о том, чтобы замужней женщине для проведения аборта требовалось официальное согласие мужа. Аргумент против этого: если женщина изменила мужу, забеременела и не хочет рожать, то пусть втайне сделает аборт, иначе семья может распасться, а это, мол, хуже аборта. Причём в ходе парламентского обсуждения высказывались в таком ключе прежде всего мужчины, что поразило. Предложение было направлено в пользу мужчин, в пользу их равноправия с женщинами – и мужчины же выступили против. Один депутат привёл довод, что беременность – проблема женщины, её тело – её дело, пусть сама принимает эти решения и не взваливает на меня тяжесть их принятия.
Одна из клятв Гиппократа, который жил в пятом веке до нашей эры, звучит так: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Гиппократ как врач отказывался уничтожать человеческую жизнь, потому что врачебный долг, наоборот, – спасать её. В 2011 году законодатели добились революционной меры: врач получил право на отказ от проведения аборта. Жаль, многие российские медики до сих пор не знают об этом своём праве.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».