В Забайкалье избили и оскорбили инвалидов – участников СВО. Это не было бытовой ссорой, свидетели указывают – нападение казалось целенаправленным, с идеологической подоплекой. Случившееся является ничем иным, как обнажившимся гнойником общества. Вызовом, которые всегда возникали в сложные времена для любой страны, ведущей боевые действия. О том, как возник прогремевший на всю страну конфликт, в какой стадии находится сейчас и какие выводы из него будут сделаны – в материале АН.
«За что воевали, за такое отношение?»
В ночь с 5 на 6 августа в далеком забайкальском селе Нерчинское произошел резонансный конфликт, быстро ставший известным на всю страну. Участники СВО, инвалиды Михаил и Сергей отдыхали в кафе, остановились в нем по дороге из Читы, где один из военнослужащих купил новую машину. В кафе к мужчинам пристала агрессивная компания, в основном молодые люди призывного возраста. Между компаниями возник конфликт, местные использовали такие выражения как «наемники», «уроды», «убийцы украинских детей». Родственники ветеранов рассказывают, что инвалиды решили прекратить конфликт, уехав на машине. Однако агрессивная толпа на этом не успокоилась, догнала их на своих автомобилях, перегородила дорогу, после чего избила участников СВО и разбила их машину.
Сестра одного из пострадавших сообщила местным СМИ красноречивые подробности: «Моего брата трое человек пинали, а Серегу двое держали. Он рассказал, что он пытался подползти, а они его сразу обратно оттаскивали. С Миши сорвали медали, у него их было четыре — за Бахмутовскую мясорубку, взятие Соледара, медаль «За отвагу». Они кричали: «Это кто вам, эти ЧВК дали?»…
«Утром они приехали ко мне, я когда увидела, была в шоке. Всё лицо в крови, кровь из носа бежит ручьем. Второй был получше, они же его не трогали, просто таскали. Мы поехали в больницу. Сережа сидит, говорит: «Мы за что там воевали, за что там ноги потеряли, за такое отношение?» И всю дороги они эти фразы говорили. У Миши закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение, сломан нос, ушибы, гематома на половину лица»…
«После больницы мы поехали на место происшествия. Я когда увидела машину, это был шок. На ней вообще живого места нет, вырвали двигатель руками. Все двери оторваны, всё измято, вырвали магнитолы»…
Под контролем власти и силовиков
К происшествию практически сразу же подключился губернатор Забайкальского края Александр Осипов, заявивший, что ситуация с избиением двух участников СВО в Нерчинско-Заводском районе, оставшихся инвалидами после боевых действий, находится на контроле краевых властей и специалистов из Москвы. Правоохранительные органы проводят необходимые следственные действия и допросы. Все виновные привлечены к ответственности.
Одного из избитых участников СВО, Михаила, поначалу отвезли в районную больницу в Краснокаменск, а 7 августа – в краевую, в Читу. Александр Осипов навестил его в палате. «Он находится в отделении нейрохирургии. Состояние пострадавшего удовлетворительное. Ему проводят дополнительные обследования. Сделали компьютерную томографию, по результатам которой травматических изменений со стороны головного мозга и костей черепа не выявлено», - прокомментировал глава региона.
Тем временем сотрудники полиции возбудили в связи с произошедшим три уголовных дела по части 2 статьи 167 УК РФ «Умышленное уничтожение имущества, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом» и статьи 115 УК РФ «Причинение легкого вреда здоровью». Также в действиях нескольких участников конфликта усматриваются признаки статьи 280.3 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию армии». Назначена судебно-медицинская экспертиза для определения тяжести вреда здоровью потерпевшего, которую будет проводить специализированная медицинская организация. В зависимости от ее результатов статью могут заменить на более тяжкую. Уже установлены и опрошены участники и свидетели произошедшего. Материалы направлены в следственные органы. Один из нападавших задержан, ему предъявлены обвинения.
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял расследование уголовного дела об избиении участника СВО в Забайкальском крае под свой контроль. Кроме того, заместитель генерального прокурора России по Дальневосточному федеральному округу Дмитрий Демешин взял под личный контроль ситуацию с избиением участников СВО в селе Нерчинский Завод Забайкальского края. Дело передали в Следственный комитет и объединили с делом о публичной дискредитации СВО.
Реакция общества и самих пострадавших
Слова поддержки участникам СВО уже высказали как земляки, так и жители других регионов. Один из пострадавших даже выпустил видеообращение к людям, призвав их не совершать самосуд над нападавшими.
«Хочу вам сказать спасибо, что вы все вместе, что вы не бросили меня, за всю теплоту и заботу, что мне пишут на телефон, что моим близким помогают. Это приятно и тепло — ваша забота. Хочу сказать, что у меня всё хорошо, я в больнице. Всё, что нужно было от медиков, первую помощь они мне оказали. По поводу здоровья у меня нет никаких причин жаловаться или переживать, всё мне оказывается», — говорит в кадре ветеран СВО.
«Я хотел всем сказать, что вот это дело (избиение участников СВО. — Прим. ред.) — это фиаско, когда у нас идет СВО и такие люди у нас есть. Но с ними надо работать. В данный момент с ними работает отдел милиции, правоохранительные структуры, они доведут это дело до конца. Я хотел сказать, чтобы не было самосуда. Есть закон, и все, кто там был, понесут уголовную ответственность, и очень строго», - добавил он.
Гораздо жестче высказались официальные лица. Депутат Госдумы РФ Андрей Гурулев сказал: «В моем родном Забайкальском крае пьяная толпа избила двух участников СВО, причем оба избитых потеряли в ходе боевых действий с нацистами ноги. К теме привлечено огромное внимание, и это понятно — конфликты могут быть между кем угодно. Но когда участников СВО бьют именно за то, что они участники СВО — это совершенно за гранью. Уверен, что компетентные органы оперативно и максимально жестко отреагируют на этот случай».
Сенатор от Забайкалья Баир Жамсуев также не скрывал резких выражений: «Это, конечно, возмутительный случай. Я рад, что реакция нашего общества была очень адекватной, единодушной, резко осуждающей. Значит, общество у нас моральное, оно понимает о том, что такие случаи не должны быть, и они должны очень сильно порицаться и осуждаться. Но, к сожалению, я воспользуюсь, может быть, непарламентским выражением, в обществе есть такие негодяи. Иногда их называют более художественным словом — уроды, которые попирают любые нравственные ценности, любые нравственные принципы, человеческую мораль. И они должны, и понесут, я уверен, заслуженное наказание. И больше таких фактов — мы о них не услышим».
«Социальные язвы должны вскрываться»
Специалисты, профессионально изучающие социальные явления, также уже успели «препарировать» ситуацию. Вот, к примеру, как отреагировал политолог, кандидат философских наук, профессор, директор Института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского государственного университета Илдус Ярулин: «Наша страна уже сталкивалась с подобным отношением к ветеранам. Это было после Великой Отечественной войны. Вы же помните, как презрительно относился криминальный мир к тем, кто воевал за Родину. Да и в военные годы такое было. Война всегда вскрывает все гнойники общества. Сейчас, несмотря на то что со дня окончания Великой Отечественной войны прошло 78 лет, происходит то же самое. С одной стороны - мы видим поколение героев. А с другой стороны, мы имеем «забайкальский инцидент», где представители молодежи издевались над инвалидами и героями спецоперации».
«Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Добавим сюда громадное количество вражеских источников информации. Добавим и плохое образование, патриотическое воспитание для «галочки». Пожалуйста: получите».
Профессор так говорит о причинах произошедшего: «Мы имеем целый пласт так называемого «потерянного поколения». Это молодые люди, которые на исходе второго года спецоперации продолжают жить так, словно ничего не случилось. Их жизненный принцип – «оставьте нас в покое». Добавим сюда страх перед возможной мобилизацией, они очень боятся, что необходимость принимать участие в боевых действиях коснется и их. Болтающаяся без дела молодежь, подогретая алкоголем, увидела войну не по телевизору или в интернете, а рядом, в образе инвалидов без ног, вернувшихся с фронта. Не зря же говорят: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Добавим сюда громадное количество вражеских источников информации, то же ЦИПСО и прочие. Добавим и плохое образование, патриотическое воспитание для «галочки». Пожалуйста: получите».
Вопрос - «что дальше» - остается открытым. Понятно, что нападавших забайкальцев привлекут к ответственности «по всей строгости». Это в данной ситуации уже дело принципа.