> Смерти вопреки - Аргументы Недели. Кубань

//Общество 13+

Смерти вопреки

2 августа 2023, 12:16 [«Аргументы Недели. Кубань», Сергей ИВАНОВ ]

Восьмидесятивосьмилетний Степан Новожилов из Краснодара пытается добиться возбуждения уголовного дела по факту возможного убийства его сына Михаила и присвоения его недвижимости третьими лицами. От пенсионера скрыли гибель сына, а когда он спустя год об этом узнал, оказалось, что мать Михаила тоже погибла спустя одиннадцать дней после принятия ею наследства, а квартиру досталась племяннику, незадолго до этого назначенному опекуном. Степан Новожилов считает, что сотрудники отдела полиции (п. Калинино) УМВД России по г. Краснодару «не хотят» проводить тщательную доследственную проверку и возбуждать уголовное дело по его заявлению, несмотря на требования Прокуратуры Прикубанского округа.

Предчувствие беды

Обычно черные риелторы находят своих жертв среди одиноких немощных стариков. Они заставляют их подписать бумаги и в кратчайшие сроки становятся собственниками чужого имущества. Судьба тех, кого обманули, очевидна: они быстро спиваются и умирают. История, которая затронула 88-летнего Степана Новожилова, немного иная, но события, из которых эта история складывается, обладают признаками возможного незаконного отъема имущества. Отметим: наши журналисты не утверждают что-то наверняка. Мы лишь предполагаем и строим гипотезы, а вот тщательным и объективным расследованием этого дела стоило бы заняться правоохранительным органам, которые выполнения своих законных обязанностей почему-то избегают.

Степан Михайлович Новожилов всю жизнь трудился на благо Родины, обеспечивал ее безопасность. Он накопил огромный жизненный опыт и может здраво оценивать те или иные ситуации. От брака с Аллой Петровной у Степана Михайловича родился сын Михаил. Несмотря на то что супруги разошлись, отец поддерживал крепкую связь с сыном, тем более жили в одном городе. Пенсионер помогал Михаилу приобретать жилье, оказывал поддержку в закрытии кредитов.

Весной 2021 года Степан Михайлович встретился с сыном и передал ему двести тысяч рублей для погашения задолженности. По словам пенсионера, сын чувствовал себя здоровым и за помощью к нему не обращался, хотя старший Новожилов мог ему в данном случае помочь, так как «съел собаку» на различных оздоровительных практиках, особенно когда терпел тяготы и лишения службы в Ливии.

Степан Новожилов говорит, что Михаил после этого еще раз приходил к нему и просил денег, но на этот раз у пенсионера возможности не было.

— Такое было впечатление, что я его в последний раз вижу. Так оно и оказалось,— говорит Степан Михайлович.

В 2021 году, когда в семье Михаила происходили необъяснимые события, Степан Михайлович заболел ковидом, тяжело переносил болезнь, был буквально на грани жизни и смерти. С учетом состояния и возраста он физически не мог проведать сына, который перестал отвечать на звонки. Как только встал на ноги, несколько раз наведался по адресу, но ему никто не открыл.

Таинственная смерть

Двадцать восьмого октября 2022 года Степан Новожилов подал заявление в полицию Карасунского округа о том, что его сын Михаил с марта 2021 года не выходит на связь. В ответ заявителю 22 ноября 2022 года пришло постановление из УМВД п. Калинино об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению Степана Новожилова в связи с тем, что Михаил Новожилов скоропостижно скончался 10 октября 2021 года. Странно, что вместо фамилии заявителя в пункте об ответственности за ложный донос фигурирует некая Дарья Юрьевна Н. (в отношении нее отказано в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 306 УК РФ). Эта гражданка, предположительно, является родной сестрой супруги племянника Аллы Петровны — Ирины. На это указывает то, что у женщин одна фамилия и одно отчество. Предположительно, Ирина К. является работником одной из окружных администраций. Каким образом данные ее сестры оказались в постановлении, остается загадкой. По мнению Новожилова, данная ошибка может указывать на то, что в истории не всё так чисто, как кажется. Видимо, полицейским обстоятельства гибели Михаила известны лучше заявителя и, отказывая в возбуждении уголовного дела, они ошибочно указали не данные заявителя Новожилова, а фамилию некоей Дарьи Юрьевны, которая каким-то образом может иметь отношение к ситуации.

Естественно, Степан Михайлович стал делать всё, на что был способен в силу возраста: продолжил требовать от правоохранительных органов детальной проверки странной смерти сына, оформил доверенность на адвоката, которая стала представлять его интересы в суде. Пенсионер являлся прямым наследником своего сына, однако не только был по независящим от него причинам лишен своей доли в наследстве, но и не был оповещен никем из родственников о трагической гибели Михаила, хотя у них были его контакты. С помощью своего законного представителя Новожилов узнал, что после смерти сына было открыто наследственное дело, согласно которому имущество умершего унаследовала его мать — Алла Петровна, женщина, страдающая старческой деменцией. Решением Октябрьского районного суда Краснодара от 28 февраля 2022 года по заявлению племянника — Александра К. — женщина была признана недееспособной, шестого апреля Минтруда назначила мужчину ее опекуном, седьмого апреля нотариус выдал справку о том, что Алла Петровна фактически приняла наследство умершего. Через одиннадцать дней его бывшая жена якобы умерла, а опекун подал заявление на наследство и к концу 2022 года стал полноправным хозяином квартиры. При этом до сих пор никаких доказательств — ни справки о смерти, ни номера записи о смерти женщины — Степан Новожилов не получил. Мужчина сопоставил факты и пришел к выводу, что смерть сына и бывшей жены могут иметь криминальный характер. Гибель Михаила, получается, скрытая от отца-наследника, вызывает массу серьезных вопросов, а между датой кончины Аллы Петровны и получением нотариальной справки о наследстве прошло подозрительно мало времени — всего полторы недели.

Поза лягушки и батарея бутылок

После неоднократного обращения Новожилова в правоохранительные органы ему удалось получить материалы проверки по факту смерти сына. В объяснениях фигурируют слова только двух граждан: сиделки, которая занималась уходом за пожилой женщиной, и племянника пенсионерки — Александра К. Данные объяснения указывают на то, что труп Михаила якобы обнаружила сиделка, после чего она оповестила племянника. Странно, что оба используют в своей речи одни и те же выражения относительно положения обнаруженного трупа: «в позе „лягушки” лицом вниз». Какая, однако, точность в определении позы умершего! Свидетели говорят о том, что Михаил «страдал сильной алкогольной зависимостью» и квартира «завалена бутылками из-под спиртных напитков». Сам участковый в своем акте тоже упомянул о «позе лягушки», но про батарею бутылок почему-то промолчал. На снимках с места происшествия действительно предъявлена гора порожних емкостей из-под алкоголя, выставленных будто напоказ. Сам погибший зафиксирован в нелицеприятной позе со спущенным нижним бельем.

Если умерший был алкоголиком, то каким образом получилось так, что экспертиза не показала наличия этилового спирта в крови погибшего, а сам он был обнаружен рядом с кроватью матери абсолютно голым в «позе лягушки»? Причиной его смерти эксперты назвали острую сердечную недостаточность. Откуда у мужчины могла взяться тогда такая неадекватность, чтобы он обнажился перед матерью, после чего умер? В судебно-медицинском диагнозе также говорится об отеке головного мозга, отеке легких, кровоизлиянии под плевру легких, так называемых пятнах Тардье, венозном полнокровии, паренхиматозной дистрофии органов, жидком состоянии крови. Указанные признаки могут свидетельствовать о том, что смерть могла наступить не только от сердечной недостаточности, но и от асфиксии — удушения. Кроме того, при исследовании трупа были обнаружены повреждения в виде одной ссадины лица и двух кровоподтеков правой руки, которые образовались до смерти от действия тупых твердых предметов. Данные травмы не связаны со смертью человека, однако причина их происхождения могла бы восстановить события, которые происходили накануне гибели. И если саму смерть можно списать на сердечный приступ, то полученные при жизни побои должны были стать предметом отдельной проверки и, возможно, уголовного дела.

«Материалы по факту причинения телесных повреждений Новожилову М. С. при его жизни не выделены, проверка по данному факту не проведена. Мне не предоставили возможности ознакомиться с материалами проверки, а в присланных мне по моей просьбе копии материалов и копии акта судебно-медицинского заключения отсутствуют два листа — 2-й и 4-й листы»,— пишет Степан Новожилов в своем обращении на имя Генерального прокурора России Игоря Краснова.

Почему бездействует полиция?

Итогом многочисленных обращений Степана Новожилова в прокуратуру стало постановление о частичном удовлетворении жалобы, вынесенное заместителем прокурора Прикубанского округа г. Краснодара Д. А. Борохом от 27.02.2023, в котором советник юстиции отметил, что сотрудники отдела полиции (п. Калинино) УМВД России по г. Краснодару, отказав в возбуждении уголовного дела по факту гибели Михаила Новожилова, не выделили в отдельное производство и не провели проверку по факту получения погибшим телесных повреждений в виде ссадины лица и двух кровоподтеков на руках, но при этом списали материалы в специальное номенклатурное дело. Прокуратура отменила отказ в возбуждении уголовного дела и внесла отделу полиции (п. Калинино) УМВД России по г. Краснодару требование о проведении дополнительной доследственной проверки. Несмотря на это, сотрудники полиции раз за разом стали воспроизводить отказы в возбуждении уголовного дела, якобы не находя в произошедшем события преступления. Новые обращения Степана Новожилова в прокуратуру края инициировали тщательную проверку доводов заявителя, однако до сих пор тщательные доследственные мероприятия сотрудниками полиции не проводятся. Столь небрежное отношение к серьезному заявлению гражданина и бездействие сотрудников УМВД даже под надзором прокуратуры могут косвенно подтверждать гипотезы заявителя о том, что гибель его сына и бывшей жены, а также лишение его права на наследство могут носить криминальный характер и, возможно, организованы группой лиц.

Напомним, что в данном деле до сих пор нет ответов на важные вопросы. Зачем нужно было выставлять Михаила алкоголиком, если в его крови эксперты спирта не обнаружили? Что происходило с Михаилом, если он, будучи трезвым, умер рядом с кроватью матери абсолютно голым? Почему в деле нет пояснений матери, соседей и других родственников по факту гибели Михаила? Почему никто не уведомил родного отца о смерти сына? Он ведь не только родной человек, но и прямой наследник... Не для того ли, чтобы он пропустил срок принятия наследства? Почему адвокат Тригубенко отказалась продолжать представлять в суде интересы Степана Новожилова по делу о наследстве, хотя само по себе дело было и является перспективным? Ведь талон-уведомление о принятии заявления в полицию об исчезновении Михаила является основанием для восстановления сроков обжалования распределения наследственной массы... Неужели речь идет о запугивании представителя? Или дело в чем-то ином? Откуда на теле у Михаила появились ссадины и кровоподтеки? Почему до сих пор нет никаких подтверждений смерти Аллы Петровны Новожиловой? Правда ли, что сын и мать похоронены в одной могиле на Славянском кладбище Краснодара? Кто такая Дарья Юрьевна и почему ее данные фигурируют в постановлении УМВД п. Калинино об отказе уголовного дела по факту гибели Михаила, если заявителем являлся Степан Новожилов?

Наша редакция будет следить за ситуацией.

Данный материал является официальным запросом в правоохранительные органы для проведения тщательной проверки изложенной информации и принятия законного и обоснованного процессуального решения.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте