Измена — конец отношений? А бутафория не в счет?
2 августа 2023, 10:36 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]
— Мало кто знает, что у млекопитающих, как братьев наших меньших, моногамия встречается значительно реже, чем полигамия. Зоологи утверждают, что моногамны лишь три-пять процентов видов. Сравнительно устойчивые пары формируют волки, лисы, барсуки — но обычно всего на один сезон.
Явное неблагополучие в отношениях наблюдается и у людей. Как следует из открытых источников, всего за январь — октябрь 2022 года в России было зарегистрировали 868,7 тысячи браков и при этом 567,3 тысячи разводов…
К тому же, говорят, 33% мужчин растят не своих по генетике детей. И эта статистика учитывает только тех, кто обращался в соответствующие организации. О реальном же проценте мы можем только догадываться…
Проблему фатальной неизбежности измен, как главного фактора разрушения отношений между мужчиной и женщиной, решили обсудить психолог-сексолог Яраслава Слива и журналист, а в прошлом судебный психиатр-эксперт Владимир Филичкин.
— Яраслава, я считаю, что человеческие отношения в парах сегодня в России сводятся к моногамии в сочетании с тайными изменами. И, соответственно, получается, что отношений без измен не бывает. Что это в человеке заложено природой. Так было всегда.
Но уже первая монотеистическая религия взяла и строго продекларировала существующий моногамный стандарт: «Не прелюбодействуй», «не возжелай жены ближнего твоего». И обрати внимание, что совершенно нормально желать незамужнюю женщину… Однако преступлением становится связь с женщиной другого мужчины… По сути, это приравнивается к краже имущества другого мужчины, причинению ему вреда и ущемлению его прав. Не правда ли, это очень мило, если задуматься серьезнее?
— Владимир, вы очень хорошо говорите про природу. И с физиологической точки зрения, человек — это, несомненно, существо полигамное.
— Да и психологически…
— Психологически плюс-минус. А духовно человек существо моногамное. Когда на духовном уровне он выбирает своего партнера, то этот выбор проявляется соответственно и на физиологическом уровне. Думаю, тут было бы интересно поразмышлять на тему, что такое измена. Это именно физиологический акт или что-то большее…
Люди, не доверяйте своему будущему…
— Вот смотри, строгие церковные запреты существуют ведь не просто так. И, если никто из паствы ничего не нарушает, то в них, наверное, нет особой нужды. Согласись…
Получается, что полигамию нужно было строго-настрого запрещать, под угрозой страшной кары, и этот запрет должен был соблюдаться, иначе моногамия просто не задержалась бы в обществе… Ведь известно же, что в период овуляции женщины более склонны к изменам…
— Не соглашусь с этой теорией. Скорее женщина становится более привлекательной для других партнеров. В целом для мужского сообщества. И соответственно склонна ли она в этот момент к измене — не надо так обобщать. Ведь это зависит от каждой женщины индивидуально, думаю, что она просто становится более сексуально привлекательной…
— Мы не средневековые поэты, воспевающие великую любовь до гробовой доски, и прекрасно понимаем, что парная семья в человечьей стае впервые в истории стала всего лишь социально-экономическим союзом. Мужчина, как добытчик, почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать им собственность по наследству.
— Владимир, я не считаю, что природу нам нужно обуздывать в каком-то физическом плане. Обуздание природы в человеке — это следствие духовного и личностного развития, потому что в отношениях, в паре, возможно что-то глубокое, подлинная близость между мужчиной и женщиной…
Когда зрелая любовь говорит: «Я проживу без тебя и даже смогу быть счастливым, но я люблю тебя и хочу быть рядом с тобой». И, когда вот такие отношения дают трещину, то это становится тем самым основанием для возникновения измен.
Сначала это происходит на каком-то виртуальном, воображаемом, уровне, когда человек начинает что-то искать во вне, ну, а потом, это, возможно, реализуется уже и в реальности.
Понимать, значит предвидеть…
— Слава, мы все воспитаны на детских сказках о вечной любви, о счастливых супругах, которые живут вместе и умирают в один день и час… Поэтому, когда твой партнер попадается на измене, то для нас это неизбежно страшный удар. Это крушение основных привычных стереотипов…
— Я считаю, что измена — это онкология союза мужчины и женщины. Это — рак отношений. Серьезное заболевание. И как от рака можно умереть, так и отношения вполне могут умереть вследствие измены одного из партнеров. Но можно и вылечиться, и перейти на другой уровень отношений.
Сама по себе измена показывает, что в отношениях, в паре, нет удовольствия, полного удовлетворения потребностей… Я объясняю это так: если человек сыт, то ему нужно быть совсем обжорой каким-то, иметь какое-то явно девиантное (отклоняющееся — прим. автора) пищевое поведение, чтобы пойти и где-то на стороне еще налопаться (смеется).
Точно так же и в межличностных отношениях: когда человек удовлетворен общением в паре — трудно себе представить, если он, конечно же, нормальный, со здоровой психикой, что он захочет идти куда-то на сторону с тем, чтобы что-то там ловить…
Тем не менее всегда есть оценка потребностей в отношениях, она присутствует… У нас же очень много потребностей, и когда эти потребности не совпадают, не удовлетворены, — измена, как это ни печально, — такой вполне естественный процесс.
— Слава, а ты сама-то веришь в то, что сейчас говоришь? Не являешься ли ты, как дипломированный психолог и православная женщина, проводником общепринятой сегодня морали?
Мужчина существо полигамное, и ему непременно встретится женщина еще более привлекательная, чем его предшествующая суженная в этой расширяющейся галактике. Точно так же и женщина, которая самой природой нацелена на то, чтобы понравиться как можно большему количеству мужчин, чтобы затем выбрать из них самого лучшего производителя для дальнейшего качественного продолжения рода человеческого… Поэтому все попытки создания морально-этических кодексов, религиозных предписаний — обречены на провал.
— Владимир, во-первых, что такое вера в любовь до гроба? Есть любовь, а есть отношения. И это — не равнозначные понятия, потому что люди могут любить друг друга, но при этом совершенно не уметь строить отношения.
В наше время, очень часто браки, или отношения — как хотите это называйте — являются таким своеобразным социальным контрактом. То есть узаконенное правило: ты — мне, я — тебе… А любовь — это та самая константа, которая совсем не обязана там присутствовать.
Я говорю, что отношения — это формула со многими неизвестными… И чем больше неизвестных, чем более сложные партнеры в этих отношениях, тем сложнее это уравнение решить. Сложнее сохранить любовь, в конце-то концов. Поэтому, если говорить о социальном контракте, который часто люди пытаются реализовать как совместный план действий, то там может быть бытовой, финансовый, статусный, биологический, физиологический разделы, потребности разного плана… А есть ли там любовь — не факт… Поэтому, когда вы говорите, что кто-то верит в любовь до гробовой доски, то это такая иллюзорная…
— Яраслава, я романтик…