Во всяком случае в это очень хочется верить. Будем считать текущий, 2023 год переломным в гражданском авиастроении. Статистика сегодняшнего дня, надо отметить, способна обескуражить любого, кто не в курсе реального положения дел в авиационной промышленности, – данные Росстата показывают, что за полгода в России выпустили всего два больших гражданских самолёта. Если оперировать Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, то это «Самолёты и прочие летательные аппараты с массой пустого снаряжённого аппарата свыше 15 000 кг». Одно воздушное судно было произведено в феврале, другое – в июне. Совершенно ясно, что это суперджеты, другие самолёты пока не видны. Но что ждать от следующего года?
Минфин не отмалчивается
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на проект отечественного лайнера МС-21 будет выделено около 280 млрд рублей. Он также подтвердил, что на проект Ту-214 будет выделено 41, 8 млрд рублей. Об этом говорил и председатель правительства Михаил Мишустин на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова.
Объединённая авиационная корпорация (ОАК) в ближайшие два года должна произвести 18 самолётов МС-21 и более 40 Sukhoi Superjet нового поколения, сообщил РИА «Новости» заместитель гендиректора ОАК по гражданской авиации, гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский. По его словам, работы идут в графике: «Понятно, что в силу особенности ситуации мы ведём параллельно опытно-конструкторские работы (ОКР) на импортозамещение и серийное производство. ОКР не останавливаются, идут параллельно».
Можно ожидать, что к концу года первые импортозамещённые суперджеты будут переданы лизинговой компании. «У нас есть контракт с лизинговой компанией, в соответствии с которым мы работаем, сроки никто не менял – это конец 2023 года. Возможно, эксплуатация этих машин уже начнётся в следующем году, поскольку на организацию процесса авиакомпании потребуется некоторое время», – пояснил Андрей Богинский агентству РБК. То есть конечные данные по производству крупных воздушных судов в конце года не будут выглядеть так печально, как сегодня.
Известно, что в Комсомольске-на-Амуре строится задел самолётов «Суперджет», пока без установки отечественных двигателей ПД-8. Будет поставка на авиазавод испытанных и сертифицированных силовых установок, пригодных для передачи в авиакомпании, их быстро установят на практически готовые самолёты. Напомним – в досанкционные годы, когда все комплектующие и двигатели (увы, по большей части импортные) попадали в цех финишной сборки, авиазавод делал по три лайнера в месяц. Так что резервов знаний и умений, чтобы ускориться, в Комсомольске-на-Амуре предостаточно, было бы чем «нафаршировать» готовые планеры воздушных судов.
И снова «Яковлев»!
В ОАК очередная трансформация. На сей раз логичная и даже приятная для слуха. Корпорация «Иркут» сообщила о своём переименовании, представив свой новый бренд – «Яковлев». Решение принято с учётом роста географии и компетенций компании в области гражданской авиации за последние годы. Все корпоративные процедуры по переименованию завершатся в августе текущего года, сообщает ОАК.
«Наследие Александра Сергеевича Яковлева – это не только свыше 200 разработанных летательных аппаратов, но и создание мощной авиастроительной промышленности из разрозненных предприятий, их объединение для выполнения задач государственной важности, как это было в годы Великой Отечественной войны. Этот опыт находит отклик в сегодняшнем дне, когда наше гражданское авиастроение объединяется перед лицом новых вызовов и амбициозных задач. Мы должны не только сохранять, но и развивать это наследие на основе современных стандартов и требований времени», – заявил гендиректор корпорации «Иркут» Андрей Богинский.
И ещё один существенный момент – ОКБ Яковлева с 2004 г. является частью корпорации «Иркут». Флагманский проект корпорации МС-21 корнями уходит к разработке яковлевским ОКБ среднемагистрального лайнера нового поколения Як-242. Логично, что сейчас вся компания будет носить имя А.С. Яковлева, увековечив его в структуре российского гражданского авиастроения.
Перед компанией сегодня стоят задачи по формированию основы гражданского воздушного флота Российской Федерации на период до 2030 года. В соответствии с комплексной программой развития авиационной отрасли к этому сроку предстоит произвести и поставить заказчикам свыше 400 самолётов МС-21 и Superjet.
Тут есть шанс для всех производителей уйти от странных безликих аббревиатур типа «МС», «ПД», «ЛМС» и вернуться к всемирно известным брендам. К самолётам марок «Ил», «Ту», «Як», двигателям ПС (Павел Соловьёв) и ВК (Виктор Климов). Зачем ломать язык с тем же многострадальным двигателем для Ил‑114 – ТВ7-117СТ-01?
И ещё одно переименование – SSJ‑100 уходит в прошлое. Импортозамещённый «Сухой Суперджет» – Superjet New, официально потерял одну букву S в названии! Теперь это лайнер SJ-100. Теперь это то ли «Сухойджет», то ли просто «Суперджет», без памяти конструктору Павлу Осиповичу Сухому в названии.
Ил-96-400М на МАКС точно успеет
Глава Минпромторга Денис Мантуров посетил Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО), где ознакомился с опытным образцом лайнера Ил-96-400М. Управляющий директор ПАО «Ил» Даниил Бренерман и директор ВАСО Станислав Гретченко доложили вице-премьеру о ходе подготовки к первому полёту. Самолёт должны были продемонстрировать широкой публике на авиасалоне МАКС‑2023, но мероприятие перенесено на 2024 год. Судя по тому, что его только готовят к первому полёту, на авиасалон он, скорее всего, не успел бы. Эта махина должна была перелететь из Воронежа в Жуковский. А теперь точно успеет, работа над лайнером идёт! Зато без авралов и риска для экипажа лётчиков-испытателей.
Ил-96-400М отличается удлинённым на 9, 35 м фюзеляжем, более мощными двигателями и новым комплексом пилотажно-навигационного оборудования. Какова дальнейшая судьба этого самолёта (после первого полёта и полного цикла испытаний) – пока непонятно: Ил‑96‑400М нет в комплексной программе развития российской авиатранспортной отрасли. Но некоторые источники в отрасли говорят, что до 2030 г. надо построить 50 (пятьдесят!) этих широкофюзеляжных дальнемагистральников. Возможно, через несколько лет подоспеет двигатель большой мощности ПД-35, и у авиационной промышленности, властей и заказчиков возникнет желание перепроектировать лайнер на два двигателя вместо 4.
Судя по фотографиям, которые выложила в открытый доступ пресс-служба ОАК, самолёт, который готовят к первому «подъёму», снаружи полностью готов красоваться на публике, но внутри это полуфабрикат – нет интерьера, пассажирских кресел и всего остального, что вы привыкли видеть на борту авиалайнеров. Следует напомнить, создание интерьера салона порой обходится создателям самолёта почти в половину стоимости борта со всеми агрегатами и двигателями – это электропроводка, системы безопасности и жизнеобеспечения, пожаростойкие материалы, кресла, которые должны выдерживать сумасшедшие перегрузки в случае аварийных ситуаций и быть при этом достаточно лёгкими. Например, 10 лишних килограммов на каждом кресле приведут при 400-местной компоновке самолёта к перевесу в 4 тонны. А так самолёт красавец!
Недавно стала понятна ещё одна вещь – сколько надо импортозамещать в «полностью отечественном» Ту-214. Во время июньского визита премьера Михаила Мишустина в Казань стало известно, насколько самолёт российский. Управляющий директор ПАО «Туполев» Вадим Королёв заявил, что 87% комплектующих – отечественные. И до конца 2024 г. Казанскому авиазаводу поставлена задача заменить все импортные детали в самолётах Ту-214 на российские – а это 13%. Заодно туполевцам предложено поработать над пилотской кабиной с целью вывести из состава экипажа бортинженера и оставить только двух пилотов. Не очень понятно, почему конструкторы не воспользуются готовыми решениями, пилотская кабина для двучленного экипажа была «отработана» и сертифицирована в составе самолёта Ту-204СМ, который готовились делать в Ульяновске. Готовились‑готовились да и закрыли программу. Как бы сейчас эти лайнеры пригодились! Санкции с отъёмом «иномарок» тогда наш управляющий контур в авиастроении представить себе не мог.