Шторм, тропический ливень, смерч, селевый сход, аномальная жара, извержение вулкана, лесной пожар, многокилометровая пробка, переполненный поезд – природа на планете Земля на прошедшей неделе задала человечеству жару.
Самые страшные последствия – от наводнения в Краснодарском крае. В ночь на 12 июля в районе Туапсе за три часа выпало полторы месячные нормы осадков. Девять посёлков оказались затоплены, из них эвакуировали население. Пять человек погибли, один пропал без вести. Двое из погибших находились в частном доме, который потоком с гор снесло в море. Через сутки тела нашли на берегу.
В Туапсинском районе Краснодарского края запретили купаться в море до 19 июля. Вода в море кофейного цвета, пляжи завалены мусором. Впрочем, срок запрета может ещё подвинуться – в эту субботу в районе опять было объявлено экстренное штормовое предупреждение. Как ливни, град, грозы, шквалистый ветер и смерчи пережили отдыхающие в Туапсе, расскажем в следующем номере.
В Сочи и других городах Черноморского побережья штормовое предупреждение действовало всю прошедшую неделю. Пляжи были закрыты до субботы, администрации городов планировали их открыть, но в субботу опять пошли штормовые предупреждения, и на пляжах вновь вывесили красные флаги (пляж закрыт, купаться запрещено). Только в Сочи власти были не так категоричны и всего лишь рекомендовали воздержаться от отдыха у воды и предпринять все необходимые меры предосторожности.
Впрочем, если пляж не перекрыт колючей проволокой, то некоторые индивидуумы всё равно купаются, не говоря уже о диких пляжах, где даже формально следить некому.
Штормовое предупреждение было объявлено и в Приморье из-за циклона, который накрыл Владивосток и северную половину края 11 и 12 июля.
11 июля в Екатеринбурге впервые за 187 лет наблюдений зафиксирована температура воздуха +40 °С.
Но вернёмся на Кавказ. В Абхазии размыло более 200 шпал железнодорожных путей в районе станции Бзыбь (участок Гагра – Цандрипш). В связи с этим маршрут поездов Сухум – Москва и Сухум – Санкт-Петербург пока начинается и заканчивается на станции Цандрипш, куда (и откуда) пассажиров доставляют автобусами. Сбой расписания привёл к тому, что 11 июля на поезд 480СА Сухум – Санкт-Петербург пассажирам продали по три билета на одно место, а некоторым – в несуществующие вагоны. Состав по маршруту идёт более двух суток, и некоторым пассажирам пришлось ехать всё это время чуть ли не стоя (как они утверждают в соцсетях и телеграм-каналах). Потом компания «РЖД» извинилась за доставленные неудобства и пообещала всем пассажирам этого поезда, что будут начислены по 7000 баллов программы лояльности «РЖД Бонус». Почему всем, а не якобы ехавшим стоя? Как утверждает РЖД, «на станцию Цандрипш под поезд №480 сообщением Сухум – Санкт-Петербург с территории РФ был отправлен специальный резервный состав, количество свободных мест в котором превышало количество проданных билетов. Таким образом, все пассажиры гарантированно были обеспечены местами.
Учитывая, что под посадку, для пассажиров плацкартных вагонов в том числе, были поданы вагоны СВ и купе, была вынужденно изменена схема рассадки пассажиров. Они размещались в свободном порядке независимо от указанных в билетах мест. Затруднения с размещением на местах оперативно решались поездной бригадой после посадки в поезд».
Эль-Ниньо
Всемирная метеорологическая организация ООН (World Meteorological Organization, WMO) сообщает, что первая неделя июля стала самой жаркой в истории наблюдений. Температурные рекорды обусловлены изменением климата и началом погодного явления Эль-Ниньо – повышения температуры экваториальных вод Тихого океана. Отмечается, что последствия Эль-Ниньо будут ощущаться ещё острее к концу этого года.
Тем временем 300 туристов из разных стран, в том числе 15 человек из России, ждут помощи в горах на севере Индии, в штате Химачал-Прадеш («Регион страны снежных гор»). Они оказались заблокированными из-за проливных дождей, которые стали причиной селей и наводнений. Стихия уже привела к гибели 80 человек в этом районе.
А в Йоханнесбурге (ЮАР) впервые за 10 лет выпал снег. Последний раз такое погодное явление наблюдалось там в августе 2012 г., поэтому некоторые жители города увидели снег впервые.
ВСША затопило штат Вермонт. Там после сильнейших дождей началось наводнение, которое местные власти называют самым масштабным с 2011 года.
В Афинах (Греция) в пятницу было зафиксирована 44-градусная жара, власти распорядились отменить дневные посещения Акрополя и все работы на открытом воздухе, где применяется ручной труд.
Недоброе небо
В дни непогоды не все самолёты смогли долететь до Сочи; например, 10 июля на запасные аэродромы ушло 17 лайнеров. Но это рейсы регулярные, а каково было пассажирам первого самолёта по маршруту Москва – Кутаиси, вылет которого отложили на сутки. В международном аэропорту Кутаиси из-за сильного ливня обрушилась часть крыши, здание немного подтопило.
Уж коли заговорили про Грузию, попробуем в хронику аномальной погоды вклинить позитивную новость – на сайте армянской авиакомпании Air Dilijans на прошедшей неделе можно было найти билеты на маршрут Москва – Тбилиси за 5 тыс. рублей (на сайте Georgian Airways эти же билеты стоят минимум 30 тыс. руб.). Это, конечно, не повсеместное, а весьма странное снижение цены, но хоть что-то.
В начале недели в Измире (Турция) случился крупный лесной пожар, из-за сильного задымления аэропорт около суток не принимал и не отправлял самолёты, часть из них перенаправляли в аэропорт Бодрума. Когда пожар в Измире локализовали, загорелось уже в лесах в пригородах Бодрума (аэропорт города расположен в 40 км), поэтому на курорте пару дней наблюдались едкий дым и запах гари.
«Веди Тур» всё
Один из старейших (более 20 лет на рынке) российских туроператоров (ТО) «Веди Тур», специализировавшийся на отправке туристов в Европу и оздоровительном туризме, объявил 13 июля об остановке деятельности: «События последних трёх лет исчерпали все наши ресурсы. К сожалению, из-за целого ряда внешних обстоятельств – пандемии, отсутствия авиасообщения со странами Европейского союза, санкций недружественных стран, колоссальных проблем с валютными платежами и роста курса валют – стало невозможным продолжать дальнейшую борьбу».
Общий объём задолженностей туроператора, в том числе по заездам за июль-август-сентябрь, составляет более 80 млн рублей перед 1, 3 тыс. туристов. Фингарантий и средств из фонда персональной ответственности (ФПО) в «Турпомощи» не хватит на полные выплаты всем клиентам. Если разделить эту сумму на всех туристов, каждый из них сможет рассчитывать лишь на 10 тыс. рублей.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964