Самым любопытным на этой и прошлой неделе было обострённое внимание властей к авиационной тематике. На форуме в Екатеринбурге «Иннопром-2023» председатель правительства Михаил Мишустин заявил, что в авиастроении «всё идёт по плану», и перечислил давно ожидаемые успехи, а мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал создание в столице завода по производству комплектующих для авиалайнеров МС-21. Плюс заключены соглашения о сотрудничестве в сфере развития беспилотных авиационных систем между Москвой и шестью регионами России: Республикой Татарстан, Пермским краем, Свердловской, Томской и Ульяновской областями, а также Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой. Неужели от многословья про импортозамещение правительство и региональные власти перешли к полнокровному финансированию проектов и их полноценной реализации? Ждём результатов.
Дроностроение на марше
Напомним, ранее в рамках Петербургского международного экономического форума Сергей Собянин заключил соглашения о сотрудничестве в сфере развития беспилотных авиационных систем с главами пяти регионов России. В их числе Радий Хабиров (Башкортостан), Павел Малков (Рязанская область), Дмитрий Азаров (Самарская область), Максим Егоров (Тамбовская область) и Алексей Дюмин (Тульская область). Соглашения предусматривают реализацию совместных проектов по развитию российской беспилотной авиации, включая лётные испытания на базе региональных аэродромов и индустриального парка «Руднёво» при участии федерального центра беспилотных авиационных систем.
Региональные органы власти при участии АНО «Федеральный центр БАС» будут оказывать содействие в развитии производственной базы по изготовлению беспилотных авиационных систем и совершенствовании лётно-испытательной инфраструктуры, а также в подготовке операторов БАС.
Как сообщает сайт мэра Москвы, в настоящее время на территории индустриального парка «Руднёво» создаётся инфраструктура федерального центра беспилотных авиационных систем, включающего в себя центр коллективного пользования, лабораторно-исследовательский центр и лётно-испытательный комплекс. В настоящее время на его территории создаётся федеральный центр беспилотных авиационных систем с особой зоной свободных полётов площадью более 100 гектаров и высотой до 500 метров.
Резиденты центра будут разрабатывать и производить новые модели беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различного назначения, совершенствовать авионику и внедрять технологии искусственного интеллекта. Ведущие российские разработчики и производители БПЛА и цифровых геоинформационных платформ объединятся на базе центра. Это позволит сократить отставание от мировых лидеров отрасли и снизить зависимость от импорта критических технологий.
Сегодня в гражданском обороте России насчитывается свыше 40 тыс. беспилотных летательных аппаратов различного назначения. За пять лет их производство увеличилось в 2, 5 раза, превысив 20 тыс. аппаратов в год. В Москве их производство выросло более чем в четыре раза. Правительство Москвы активно использует беспилотные авиационные системы (БАС) уже более шести лет. Их используют как в бизнес-целях, так и для нужд городского хозяйства. Дроны берут пробы воздуха, определяют скорость ветра, проводят съёмку объектов и выполняют многие другие задачи. С их помощью выявляют объекты незаконного строительства и факты нецелевого использования земельных участков, а также контролируют строительство различных объектов, благодаря чему значительно уменьшается число нарушений. За полгода в столице провели инвентаризацию более 500 тыс. объектов капитального строительства с использованием беспилотников – на такую оценку с применением традиционных методов ушло бы более 20 лет.
Правда, раз у нас так всё здорово с развитием беспилотной авиации, по-прежнему вызывает недоумение сбор денег, который организуют волонтёры, уважаемые военные корреспонденты и политики для закупки и отправки беспилотников в зону специальной военной операции. Покупают и наши, отечественные, сделанные «левшами» на коленке, в малопригодных для крупносерийного производства мастерских, и, естественно, китайские. Понятно, что вопросы надо задавать Министерству обороны. Хорошо известно, что над средними и тяжёлыми ударными и разведывательными аппаратами работа идёт давно, результаты есть. Но «мелкоту», для разведки и целеуказания, так необходимую на взводно-ротном уровне, проглядели. Теперь собираем с миру по нитке... Так что если федеральный центр беспилотных авиационных систем в Руднёво наберёт обороты, то на выходе что-то и военным достанется.
Авиапром под присмотром
Глава правительства Михаил Мишустин на «Иннопроме-2023» рассказал о деятельности по развитию ключевых отраслей, реализуемой благодаря поддержке президента. Просто перечислим основные тезисы. К первому полёту готовится широкофюзеляжный лайнер-гигант Ил-96-400М. На флагмане – МС-21 – завершаются работы по замене целого ряда зарубежных систем и агрегатов отечественными разработками. В обновлённом варианте он поднимется в небо уже в текущем году. Осенью начнутся комплексные испытания «Суперджета» c установленными двигателями ПД-8. До конца следующего года будет доработан Ту-214, один из самых надёжных типов воздушных судов. И в его конструкции не останется иностранных материалов и изделий. Целевой объём его производства через несколько лет должен составить 20 машин в год. Такой договорённости достигли в прошлом месяце во время посещения казанского авиазавода. В декабре должен получить сертификат самолёт «Байкал», который приходит на смену устаревшим Ан-2. После чего можно будет приступить к его опытной эксплуатации. В дальнейшем на нём станет устанавливаться российский двигатель, такая работа также ведётся.
Вроде бы, по словам премьера, всё оптимистично. Но присмотримся к ЛМС-901 «Байкал». Самолёт сам по себе симпатичный, в авиакомпаниях, особенно на Дальнем Востоке и за Уралом, на северах, такие ждут. В планах производителя – делать по 25 бортов ежегодно. Но изначально заявленная цена «Байкала» в 120 млн рублей сегодня приблизилась к планке 150 миллионов. Для самолёта с девятью пассажирами на борту (для однодвигательных машин это максимальная пассажировместимость) стоимость огромная. Мелкие эксплуатанты не потянут. Для сравнения: полностью «откапиталенный» в заводских условиях Ан-2 стоит всего 12–15 миллионов. Таких самолётов летает по стране ещё 400 единиц. То есть даже при наличии дешёвого лизинга и субсидий на полную замену парка Ан-2 уйдёт не менее 16 лет. А надо не просто сохранять, а развивать авиасообщение, связывать маршрутами страну, особенно глубинку. Тем более приходят неприятные вести про технические проблемы «аннушек» – самолёт производился в основном в Польше, двигатель советской разработки АШ-62ИР – тоже. И поляки давно перестали поставлять запчасти для их ремонта – гадят по инерции. Так что проблема наваливается, от её решения зависят огромные пространства и люди.
Малая авиация прирастает S7 Group
Российская частная авиационно-космическая группа S7 Group разрабатывает новый учебно-тренировочный самолёт для первоначального обучения навыкам пилотирования, сообщает газета «Известия» со ссылкой на заявление акционера S7 Group Владислава Филёва. «В Торбеево продолжаем инженерные работы по проекту лёгкого самолёта. Сейчас мы решили создавать учебно-тренировочный борт для первоначальной подготовки авиационных кадров в стране», – сообщил В. Филёв. Новый самолёт сделают четырёхместным, с двумя пассажирскими креслами и местами для командира и второго пилота. Планер будет создан полностью из композитных материалов собственной лаборатории компании. Поршневой шестицилиндровый двигатель для самолёта также разработает конструкторское бюро S7 в Рыбинске, правда, винт, для начала, будет импортный. Самолёт, само собой, не будет исключительно учебно-тренировочным, его можно будет использовать как нормальную транспортную единицу. Надо отметить, в России достаточно много разработок этого класса, есть и самолёты-амфибии. Но крупносерийного производства всё же нет. Возможно, Владиславу Филёву удастся сделать массовую машину.