Почему Янукович оказался самым плохим вариантом для нас? Как на Украине предатели предают предателей? Куда бежать Зеленскому? За сколько сребреников Абрамович продал чукотское золото австралийцам? Полезет ли Польша на Белоруссию или ограничится Западной Украиной? Обо всём этом главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ рассказывает первый губернатор Чукотки, управлявший полуостровом с 1991 по 2000 год, Александр НАЗАРОВ.
Самый худший выбор
– Вы провели детство, отрочество и юность на Украине, с детства были знакомы с Януковичем, с бывшим прокурором Украины Неделько. Потом уехали на Чукотку и стали знаменитым губернатором этого края. Вы руководили ею в самые сложные времена, в перестройку, когда Чукотку хотели у нас оттяпать американцы и канадцы. Как бывший житель Украинской ССР, как вы оцениваете то, что там произошло и происходит?
– Я думаю, что самое страшное, что могло случиться, – это то, что наша элита решила привести к власти на Украине Януковича. Это не тот человек, который был нам нужен. Мы поставили не на того, Азаров, бывший премьер-министр Украины, был гораздо умнее. Я бывал там не раз, в том числе говорил с прокурором Пшонкой. И спрашивал: «Что вы чудите?» Но Янукович уже праздновал, пил шампанское. У него было очень поверхностное представление о том, как управлять государством. Вот вам и результат. Он не понимал, что нельзя отбирать всё у людей, нельзя злить население. Управление государством – это большая ответственность. Мы как-то сидели с Березовским, и тот кипешился: «Я вот Вове письмо написал!» Руцкой спрашивает: «Какому Вове?» Березовский отвечает: «Путину». Я пальцем по лбу постучал: «Боря! Какой он тебе Вова? Он царь! У тебя с головой что-то не в порядке». Так что есть люди, которые приход к власти видят, как Березовский, вроде как сделку удачную совершил. А есть люди, которые приходят к власти и понимают, что им теперь доверено государство. Как пришёл к власти Путин. Это две разные фигуры. Две разные платформы воспитания, разные ценности и разные подходы.
– То есть поддерживать Януковича с нашей стороны было ошибкой?
– Безусловно.
– Но других вариантов для нас не было.
– Мы могли там очень серьёзно влиять на все процессы. И тогда, когда Кучма хитрил. Всё выкраивал, сколько процентов газа у нас забрать. У нас каждый Новый год Кучма был вместо Деда Мороза, выходил на сцену и торговался за газ.
– Вся эта волна – Янукович, Неделько – она схлынула. И нахлынула волна, которую олицетворял банкир Коломойский. Откуда взялась эта волна? Ведь сегодняшнюю команду Зеленского называют его выкормышами.
– Беня Коломойский – днепропетровский прощелыга.
– Как же прощелыга смог вылезти на самый верх государственной политики и привести к власти своих марионеток?
– Это люди выдержанные, терпеливые, хитрые. Тот же «Приват-банк» вошёл в Россию, Беня изображал лояльность. А потом просто взял и предал. Предал всех ради собственной наживы. Точно так же его выкормыши поступили и с ним самим. Кошелёк у этих ребят один. Это Англия, Израиль и Америка. Им глубоко плевать, как себя чувствуют и как живут люди на Украине. Они сейчас делают то, что у нас пыталась делать «семибанкирщина». Но тогда в России были очень серьёзные губернаторы, многие ещё советской закалки. Да, мы где-то купились на посулы «семибанкирщины». Но всё равно мы не дали им так глубоко влезть в дела государства, как это получилось на Украине, где олигархи поставили на пост президента своего клоуна. Сейчас этот клоун окончательно сошёл с ума, понимая, что попал в безвыходную ситуацию. То ли вместе со своим кукловодом Беней Коломойским взойти на плаху, то ли попытаться сбежать и спрятаться в Канаде, поменяв внешность и фамилию, как окружение Гитлера.
– А лучше пол. Там это приветствуется.
Канадские паны
– Во время «Великого переселения» XIX века в Северную Америку было множество переселенцев с территории Российской империи. Поток усилился после Второй мировой войны, когда украинские коллаборационисты, участвовавшие в военных действиях на стороне гитлеровских войск, массово хлынули в Канаду, спасаясь от возмездия. Их потомки являются важным фактором того, что сейчас происходит на Украине. Как вы оцениваете их роль? Ведь на возглавляемой вами Чукотке канадцев украинского происхождения всегда было предостаточно. Так что вы их хорошо знаете.
– Трудолюбивый народ. Сектантские движения, появившиеся у нас в начале перестройки, шли в основном как раз из Канады. И финансировались они оттуда. Я дважды встречался с патриархом Алексием. Говорю ему: «Ваше Святейшество! Россия начинается с Чукотки. Там солнце восходит. Нельзя допустить туда сектантов!» Мы там уже построили восемь церквей, хотя денег не было. Патриарх подписал документ о создании Чукотской епархии. Мы выдавили оттуда всех сайентологов. Что меня удивляет, это как бывший олигарх и бывший губернатор Чукотки Роман Абрамович взял и продал канадцам золотое месторождение «Купол», которое открыли и начали разрабатывать при мне.
– Ему кто-то в Москве позволил это сделать?
– Это тогда закон разрешал. Перепродали акции – и все дела. В любом случае золото это пошло в Канаду. А оттуда – на финансирование зарождения фашистского режима на Украине и поддержку спящих нацистских ячеек на Западенщине. Получается, за наше золото были вскормлены эти убийцы. Я не знаю, был ли этот шаг безответственностью и близорукостью или злонамеренным действием. Тем более что вся эта шобла сейчас сбежала в Израиль.
– А как вы боролись за Чукотку?
– Я тогда принял решение о создании пограничной зоны. Все остальные территории России отказались от неё, а я буквально заставил премьер-министра Силаева и депутатов областной думы подписать документы о её сохранении. Так мы сохранили свои границы. Я бы сейчас просто запретил всем, кто сбежал из России за границу с деньгами, въезд на территорию страны. Навсегда. Это был бы поучительный шаг.
– Абрамович же не только золото продал.
– Да, австралийцам продал наш уголь.
– Насколько я знаю, во многом на деньги, полученные в том числе за продажу наших золотых месторождений и вывезенные за рубеж, Абрамович купил лондонский футбольный клуб «Челси». И сейчас эти деньги у него «отжали» и намереваются передать в фонд помощи Украине.
– Получается, Абрамович – спонсор ВСУ.
Белорусской армии не хватает опыта
– Бог с ней, с Канадой. Есть страна поближе к зоне боевых действий. Я говорю о Польше. Варшава пока ещё негласно отправляет на Украину своих военнослужащих. Говорят о 10 и даже 25 тысячах военных, которые задействованы в боевых действиях против нас. Скажите, зачем им это? Они действительно хотят под шумок оттяпать себе Западную Украину? Это же очень большой риск встрять в реальную войну с нами или Белоруссией!
– Во-первых, полякам надо обкатать свою армию. Армия у них большая, но опыта у неё нет никакого, один гонор. Историей тоже похвастаться не могут. Во Второй мировой войне они воевали плохо, немцам сопротивлялись недолго. Все их подвиги уместились в фильм «Четыре танкиста и собака», причём один из танкистов был грузин. Партизанского движения в Польше как такового не было. И после войны в отличие от нас нигде не воевали. А сейчас у них есть возможность получить боевой опыт и заодно занять своих солдат делом. Ведь там же безработица! Когда Польша влилась в Евросоюз, поляки же были главной рабсилой в Европе. Сейчас их место заняла Украина.
– То есть Польша на Украине тренирует свою армию?
– Конечно. Вы гляньте, как себя ведёт президент Польши Дуда! Вызывающе. Но посмотрите на его лицо, когда он обнимается с Зеленским. Он же себя с трудом сдерживает, чтобы не придушить этого клоуна.
– Зачем полякам обкатывать свою армию? Воевать собрались?
– Они хотят те территории, о которых вы говорили. Плюс они спят и видят в своём составе Белоруссию. Поляки – сложный народ. Даже польские ксёндзы не такие, как на Западной Украине. Но и в Западной Белоруссии много католиков. И там они тоже другие, спокойные, выдержанные люди.
– Много – это сколько?
– До 35% населения. И поляки, не скрываясь, зарятся на эти земли. А ведь Белоруссия – это наш форпост. Это пропитанная кровью земля. Через Белоруссию и её народ прошло множество войн.
– Мало ли на что зарятся поляки. У белорусов сильная армия.
– Очень сильная. Отлично экипированная, отлично вооружённая и обученная. Но у них та же проблема. Белорусская армия никогда не участвовала ни в каких сражениях. Простая аналогия. Тот, кто дрался на улице, не боится драк. А тот, кто качался в спортзале, но никогда не дрался, скорее всего, проиграет в драке с опытным драчуном, даже если тот слабее физически.
– При этом Александр Григорьевич Лукашенко свою армию к участиям в боевых действиях категорически не допускает. Он бережёт свою армию, но в результате она у него пороха не нюхала.
– Совершенно верно. Наш ядерный щит в Белоруссии даёт Минску отличные козыри. Но случись что, войну выигрывают солдаты. А они у него необстрелянные. И в этом плане наши «музыканты», которые ушли в белорусские лагеря, – это матёрые волкодавы, которые могут прийти на помощь, если что.
Первый губернатор Чукотки возвращается
– Вернёмся на вашу практически родную Чукотку. Я знаю, что во время Карибского кризиса, когда вот-вот могла вспыхнуть ядерная война, американцев предупредили, что может начаться операция «Анадырь». И это очень сильно охладило их пыл. Что это было?
– Это была угроза ударить по США на неожиданном и неприкрытом направлении. На Чукотке располагался наш ядерный форпост. Там были штольни с баллистическими ракетами, зону Берингова пролива постоянно патрулировал авиационный полк. Как только Горбачёв пошёл на разоружение, пришли корабли, на них погрузили эти ракеты и вывезли. Всё остальное бросили на месте, включая секретные карты. Мне самому пришлось задействовать милицию, чтобы всё это собрать. Зато на Аляске после этого сразу появились аэродромы, и Берингов пролив стали патрулировать американцы. Но сейчас время другое. Пришло время вернуть на Чукотку ядерные боеголовки, «Ярсы», «Сарматы» и всё остальное. Если американцы подбираются к нашим границам с запада, мы должны сделать им шаг навстречу на востоке. Посмотрим, как после этого будут чувствовать себя офицеры в Центре управления в Колорадо. Уже вернулся пункт управления и контроля на острове Врангеля, который мы уже почти потеряли, если бы я не упёрся и мы не сделали бы на нём пограничный щит. А теперь пора возвращаться и ракетчикам. Пусть призадумаются хозяева нынешних украинских шавок. Ведь кто такие Зеленский и Коломойский? Да прыщи на ровном месте. Их можно выдавить и размазать, прижечь зелёнкой и забыть про них навсегда. Если не будет подкормки из США, то и Польша заткнётся, и вся остальная Европа. Германия уже на последнем издыхании, рынок рухнул, заводы стоят.
– Это же должно нас радовать?
– Меня радует не то, что Германии плохо. А то, что у нас всё меняется. Мы начали понимать, что и без них можем отлично жить и работать.
– Я вижу, что вы продолжаете любить свою родную Чукотку. Вы человек в силе и разуме, опытный политик и хозяйственник. На Чукотке скоро выборы. Почему бы вам не попытать свои силы на них? Наверняка вас там все прекрасно помнят.
– Там избираются достойные люди. Но я подумаю над вашим советом. Наверное, я всё же пойду на выборы. В каком качестве – это другой вопрос. Я над этим ещё поразмышляю.
– Осталось мало времени. Вы заявку уже подали? Это же тяжёлая задача!
– Да, тяжёлая. Но я к ней готов. И я покажу, что мы там работали добросовестно и честно. Я хочу сказать, что люди понимают, что ими нельзя манипулировать. С ними надо говорить открыто и честно, как это делает, например, наш президент. Я поговорю с людьми, и, надеюсь, они меня услышат. А те люди, которые приходили поработать на Чукотку, подзаработали на ней и уехали с деньгами, они больше там быть не должны. Чукотка – очень сложная территория. Северо-восток – вообще отдельный регион, совсем не похожий на Дальний Восток. Чукотка, Корякия, Якутия, Магадан – это другая жизнь, другая экономика, другие условия и традиции. Там должны работать люди, которые знают этот край, понимают его и чувствуют его особенности.