Эксперты обсуждают причины, по которым россияне стали меньше тратить время на сексуальную связь. В одном из исследований говорилось, что их нежелание вступать в половой акт связано со стрессом и сокращением доходов. Клинический психолог Анастасия Ливанова считает, что в этом есть доля правды. По словам госпожи Ливановой, стресс и сокращение доходов оказывают очень сильное влияние на либидо человека, так как сексуальность сейчас очень окультурена. Соответственно, стрессовые события вводят организм в тревожное состояние. Расслабиться в этом случае - очень тяжело.
Уровень доходов естественно влияет и на физическое и на психологическое состояние россиян. Из-за ухудшения финансового положения у человека появляется страх за будущее. Он чувствует себя неудачником, нереализованным специалистом. Можно сказать, что он просто живёт сегодняшним днём, не думая (или думая со страхом) о том, что грядёт. Таким образом, возникает потеря уверенности в себе. Наблюдается потеря социальных контактов, повышается количество конфликтов в семье. Трудно заниматься сексом и получать от него удовольствие, когда человек ощущает себя никчёмным, постоянно ссорится из-за денег и не чувствует опоры. Именно на это обращает внимание психолог. Успокоительные препараты, которые человек принимает из-за стресса, также могут снижать сексуальное желание.
Но есть и "обратная сторона медали". Стресс способен стать триггером к возникновению большей сексуальной активности. По словам Ливановой, в сексе присутствует много потребностей: у кого-то удовлетворяется потребность в доверии, кто-то ищет единения, кто-то - потребность в контакте. Это может быть шанс почувствовать близость, ощутить, что "я не один". Причиной повышения сексуальной активности может стать не только желание почувствовать тепло и безопасность, но и стремление контролировать ситуацию. Когда человек находится в состоянии тревоги, в его психике активизируется контролирующая часть. Эта часть может находить выражение в разных амплуа, в том числе и в сексуальных.
Ещё одной причиной снижения желания заниматься сексом, по словам психолога, является домашнее и сексуализированное насилие. Особо важную роль играют физический и эмоциональный абьюз. "Нередко родители прививают чувство стыда ребёнку за его сексуальные проявления, - отмечает Ливанова, - например, восьмилетняя девочка надела короткую юбку. Для неё это не означает то, что значит для более взрослых детей. А родители могут ей сказать, "Ты оделась как шлюха". Это может очень сильно повлиять на развитие сексуальности и совсем не в лучшую сторону. Даже если домашнее насилие не связано с сексуальной сферой, это влияет на ощущение себя. Человеку становится трудно доверять другому, и соответственно, показывать своё тело".
Ливановой задали вопросы и по поводу влияния СВО на сексуальную тематику, а именно по поводу того, что некоторым людям просто стыдно заниматься сексом из-за чувства вины, что другие находятся в очень тяжёлой ситуации. Эксперт ответила, что "такой момент есть". "Бывает нормативная вина и вина, как следствие стыда, - отмечает психолог, - нормативная вина возникает тогда, когда человек действительно нанёс какой-то ущерб своим непосредственным действием, и когда есть явный пострадавший. Но вина от того, что кому-то сейчас хуже, чем мне, не подразумевает моё личное прямое участие в причинении ущерба, а значит, данное состояние вызвано замаскированным чувством стыда". В итоге получается, что человек может воспринимать секс во время той или иной кризисной ситуации в мире как что-то неправильное, порицаемое.
Также Ливанова отметила, что после начала СВО, у людей в принципе был высокий уровень тревоги, и тема секса просто отпадала. Затем, когда прошло немного времени, люди стали отходить от шока и возвращаться в более-менее привычный ритм жизни. Тогда-то и пошла тема с сексом. На фоне политических событий люди столкнулись с непониманием в семьях. Возникали ситуации, когда в рамках одной семьи у людей были совершенно разные взгляды, и это приводило к конфликтным ситуациям. Снижение сексуальной активности было связано и с тем, что во время частичной мобилизации многие мужчины предпочли покинуть РФ. "Но если говорить в целом, - заявляет психолог, - то пик запросов пришёлся на май-июнь прошлого года и на период после мобилизации".