Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

История одной гавани: как уничтожают Мурманский морской рыбный порт

, 11:18

История одной гавани: как уничтожают Мурманский морской рыбный порт
YouTube

История, как известно, развивается «по спирали», проще говоря, повторяется, но на новом уровне. На новом, кстати, не всегда означает лучшем, просто на новом и все, в диалектическим смысле. Моделью исторического развития в миниатюре вполне может служить история Мурманского морского рыбного порта (ММРП): государство – разгосударствление – государство. Или по-другому: упадок – развитие – упадок. Или так: денег нет – деньги появились – денег снова нет.

Краткий курс ММРП

С развалом СССР в начале 1990-х порт, бывшая советская госсобственность, стал деградировать. Вот, что, например, вспоминает работающий на предприятии уже 36-ой год председатель профкома ММРП Евгений Горин. «После 1991 года из-за общей ситуации в отрасли, когда рыбные потоки пошли за рубеж, рыбный порт фактически остался без работы. Месяцами не выплачивалась заработная плата, зарплаты были маленькие, - рассказал он в интервью «Комсомольской правде» в январе этого года. - Порт приходил в упадок. Производственные мощности простаивали, денег на ремонты, обновление и модернизацию порта не выделяли… В 2000-х годах государство признало, что состояние дел в порту - запущенное до предела, и решило его продать. Порт удалось продать только в конце 2015-го, до этого его никто не хотел брать. И порт ожил, теперь на его развитие денег не жалеют. Всего за семь лет в его развитие вложены миллиарды рублей - в несколько раз больше, чем потрачено на его покупку».

Итак, первый этап истории ММРП, заключающийся в нахождении в госсобственности в «состоянии, запущенном до предела», завершился в 2015 году.

Кстати, выражение «состояние, запущенное до предела» в контексте ММРП исторически принадлежит бывшему первому вице-премьеру РФ Виктору Зубкову. Эти слова он произнес после посещения порта в 2008 году. Тогда правительство лихорадочно искало покупателя для этого никому не нужного как раз из-за его запустения «актива». Так что выражение, похоже стало крылатым, раз перенеслось во времени на 15 лет: из 2008 года из уст первого зампреда федерального правительства в 2023 год в уста профсоюзного лидера ММРП.

Вывод по итогам данного этапа истории ММРП: государство – собственник неэффективный. И оно само, как видим, тогда это открыто признавало.

Новой исторической вехой для ММРП стало 14 декабря 2015 года. В этот знаменательный день Российский аукционный дом (РАД) по поручению Росимущества в рамках приватизации (то есть поиска покупателей и инвесторов, то есть денег), наконец, продал на торгах за 1 млрд руб. ($14 млн по тогдашнему курсу), при изначальной цене в 0,7 млрд руб. никому доселе ненужный актив. «Мы удовлетворены итогами торгов – лот ушёл с большим превышением стартовой цены, и мы смогли привлечь на предприятие профильного инвестора, специализация которого гарантирует развитие «рыбного» направления порта, которое в последние годы было под угрозой», – не скрывала радости замдиректора РАД Ольга Соколова. Так что сделка для государства была крайне удачной. «Чиновники после аукциона нас целовали в щеки и говорили: «Как здорово! Мы, наконец, это продали!». Теперь говорят: «Идите лесом», – вспоминает тогдашний покупатель, а теперь уже бывший совладелец и инвестор ММРП Анастасия Креславская.

После перехода порта в частную собственность, начался процесс его выхода из упомянутого «состояния, запущенного до предела». Новые собственники за последующие семь лет вложили в модернизацию предприятия 2 млрд руб. Порт ожил, его «рыбное» направление, которое, по признанию самих госчиновников, было под угрозой, стало развиваться. Работники стали получать достойную, конкурентную в отрасли зарплату.

Это этап исторического развития ММРП длился семь лет. Вывод: частный собственник – эффективный.

Сравнение между жизнью порта в госсобственности и частной, то есть до и после приватизации, было явно не в пользу государства. И государству это не понравилось. Поэтому оно решило вернуть его «под свой купол» (об авторе нового «литературного шедевра» – чуть ниже). То есть отобрать у законных владельцев. Для этого нужен был повод, и он был придуман. Государство заявило, что порт имеет для него стратегическое значение (раньше, получается, не имел?!), и нахождение в частных руках угрожает его безопасности, а значит его надо «национализировать». И используя один из «сравнительно честных способов отъема денег у населения», через суды по инспирированному им же иску, государство порт забрало. Безо всяких компенсаций владельцам, напомним, в свое время купившим его за миллиард и вложившим еще два.

Так завершился исторический виток спирали: порт вернулся в «состояние, запущенное до предела», в котором и был – без денег (у государства их на, как вдруг выяснилось, «стратегически важный» объект - нет). В общем, «наша песня хороша – начинай сначала»…

О дне под куполом государства

После того, как государство, наконец, «просудилось» с инвесторами, вытащившими порт из руин, в соответствии со спиралью истории, оно пошло искать деньги.

Фронтменом этих поисков, в силу опять же исторических закономерностей и случайностей, оказался руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Илья Шестаков. (После «национализации» ММРП передали в ведение Росрыболовства.) 9 июня он совершил тур в Мурманск, где выступил со следующим заявлением: «У нас есть несколько инвесторов, которые хотят участвовать в порту. Это и государственные компании, это и частные компании. Мы сейчас план сделаем, соберем пул инвесторов и предложим им участвовать. Там сейчас в порту есть компании, которые работают, имеют собственность, и работают эффективно. Эти компании, безусловно, в порту останутся, и продолжат свою деятельность. Это будет пул инвесторов, но пока под куполом государства. Такую конструкцию мы на данный момент видим. Потом, вполне возможно, мы полностью отдадим его в управление и в частные руки. Но сейчас, на данном этапе времени, об этом говорить преждевременно. Мы должны будем вложить государственные деньги и в дноуглубление, и в реконструкцию причалов».

Тут в каждом слове все прекрасно! Это выступление можно разбирать на цитаты:

• «у нас есть несколько инвесторов» (у кого «у нас», и кто?)

• «мы сейчас план сделаем, соберем пул инвесторов и предложим им участвовать» (Оба-на! Так есть уже инвесторы или нет? А инвестиционного плана, получается, точно нет и не было)

• «это будет пул инвесторов, но пока под куполом государства» (во-первых, тут ключевое слово «будет», если, конечно, будет; во-вторых, а зачем было прогонять существующих инвесторов, чтоб потом искать других без видимых перспектив, или же они кое-кому все-таки видимые?; в-третьих, а почему опять «под куполом государства»? – проходили же уже!)

• «потом, вполне возможно, мы полностью отдадим его в управление и в частные руки» (то есть не опять, а снова)

• «Мы должны будем вложить государственные деньги и в дноуглубление, и в реконструкцию причалов» (что мешало Шестакову рыть дно раньше – не очень понятно, ведь руководит он Росрыболовством аж 2014 года, а еще в 2018 году райсуд Мурманска обязал ФГУП «Нацрыбресурс» (структура Росрыболовства) провести капремонт портовых причалов.)

Значит, что еще пять лет назад государство причалы ММРП передало «Нацрыбресурсу». И что?

«Все это время ФГУП «Нацрыбресурс» занимался тем, что мешал развитию рыбного терминала. Они забрали причалы, провели серию аукционов, которые мы оспорили во всех судебных инстанциях, потом они начали расставлять на причалы суда несоответствующего класса, например, трубоукладчики, танкеры без главного двигателя на отстой, все чтобы блокировать рыбоперевалку, - говорит Анастасия Креславская. - «Нацрыбресурс», после судебных разбирательств с аукционами и картельными сговорами, не захотел с нами иметь никакого дела, хотя они должны эффективно распоряжаться государственным имуществом и передавать его в аренду. В итоге они решили эксплуатировать причалы самостоятельно. Их экономическая модель эксплуатации госсобственности оказалась несостоятельной, потому как с рыбаков деньги за стоянку взимались, а ремонтов не проводили. Неэффективность подобного управления подтверждена судебными решениями о необходимости проведения капитальных ремонтов причалов. Судебные решения были приняты в 2018 году, было предоставлено время на их исполнение. Однако причалы продолжают ветшать».

Кстати, еще год назад, наша газета писала о том, что донно-углубительные работы в акватории ММРП не проводились уже несколько десятилетий, а специалистам до сих пор приходится пользоваться давно неактуальными еще «советскими» глубинными картами, что влечет за собой соответствующие риски.

В ожидании клева

По данным аналитиков Морцентра, в грузообороте морских портов России общая доля рыбы и рыбопродуктов составляет 2–3%. В специализированных портах этот показатель выше. И один из таких – ММРП (40% перевалки в Арктике, или 13% в стране в целом). Так, общая перевалка портов в 2022 году в северных морях составила 576 тыс. т, из которых на ММРП пришлось 237,5 тыс. т. В том же году грузооборот, основной показатель деятельности ММРП, вырос на 23,4% по сравнению с предыдущим и составил 326,4 тыс. т. (при увеличении доли рыбной продукции с 62% от общей перевалки в 2017 году до нынешних 73%).

По итогам 2023 года с учетом «национализации» ММРП, в отсутствие инвесторов и «под куполом государства», таких показателей очевидно, не ожидается.

Вот тут как раз самое время вспомнить приведенные в начале статьи слова из 2015 года распорядительницы приватизационного аукциона по продаже государством «запущенного до предела» ММРП: «мы смогли привлечь на предприятие профильного инвестора, специализация которого гарантирует развитие «рыбного» направления порта, которое в последние годы было под угрозой».

История повторяется.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram