Психолог Кочетков: Связи между увлечённостью школьника видеоиграми, мотивацией к учёбе и его статусом среди одноклассников нет
26 июня 2023, 18:30 [ «Аргументы Недели» ]
В интервью RT канд. психол. наук, психолог Никита Кочетков рассказал о нездоровой привязанность к видеоиграм, как это влияет на успеваемость и как бороться с зависимостью от видеоигр.
По его словам, дискуссия о вреде или безвредности компьютерных игр идёт постоянно. Появилась новая область науки киберпсихология, или психология Интернета, занимающаяся данным вопросом. Зависимостью от видеоигр подвержены и дети, и взрослые и в последние годы ситуация только ухудшилась, медики внесли заболевание в обновлённую редакцию международной классификации болезней.
Нужно отметить, что в школе учащиеся могут добиться повышения своего статуса за счёт хорошей учёбы, но бывает так, что хорошая успеваемость не приводит к росту авторитета школьника в коллективе и тогда школьник пытается найти другой путь для самореализации и повышения своего статуса, используя чаще всего компьютерные игры.
Согласно результатам исследования, дети с высоким статусом, кого чаще выбирают в друзья одноклассники, меньше времени проводят за видеоиграми.
И наоборот, школьники, не имеющие друзей, имеющие трудности в межличностном взаимодействии, у которых нет своего круга общения, сильней увлекаются видеоиграми, компьютерные игры выполняют для них роль компенсаторного механизма.
При этом такие школьники не забрасывают учёбу, игра для них важна как средство обретения значимой группы общения и достойного места в ней.
В качестве компенсаторного механизма выступают именно онлайн-игры, а не спорт, потому что играя в видеоигры можно получить необходимое моральное удовлетворение, за несколько часов, не вставая с кресла, в отличие от спорта, хобби или творческой деятельности, которые приносят моральное удовлетворение, но требуют намного больших усилий.
Кроме того, компьютерные игры сделаны очень качественно с точки зрения визуального ряда и сценария.
Увлечённость видеоиграми в подростковом возрасте в большинстве случаев проходит самостоятельно, в противном случае может помочь беседа со школьником, установка распорядка дня, определяя в нем время и для учебы, домашних занятий, место и для игр, по принципу «делу — время, потехе — час», иногда нужна помощь психотерапевта.
По словам Никиты Кочеткова, современные компьютерные игры могут приносить и пользу, помогать развитию ребёнка, есть специальные развивающие компьютерные игры для детей дошкольного возраста, в определённом смысле полезны почти все видеоигры. Главное правило в этом случае — игра может быть помощником в воспитании ребенка, но единственной формой воспитания и образования.
Если говорить об увлечённости играми взрослого человека, то одним из путей выхода может быть постановка достижимых целей в реальной жизни, установка жёсткого распорядка дня, соблюдение которого не позволит человеку сутками просиживать за игрой.
Если речь идёт о серьёзной зависимости, то необходимо вмешательство специалиста.