> Российским автосервисам не хватает рабочих рук - Аргументы Недели

//Общество 13+

Российским автосервисам не хватает рабочих рук

22 июня 2023, 18:45 [«Аргументы Недели», Александр Крохмаль ]

Автосервисы столкнулись с глобальной нехваткой рабочей силы. Говоря о нехватке, игроки рынка прежде всего называют диагностов, автомехаников, специалистов по ходовой части, мастеров по ремонту и покраске кузовов. В дефиците оказались и мастера-приёмщики, администраторы и консультанты по подбору запчастей. В данный список также вошли и продавцы подержанных автомобилей. Некомплект персонала оценивается по-разному. По информации "Шинного сервиса", в некоторых регионах нехватка рабочих рук достигает 30-40% от нужного количества кадров. Гендиректор "ААА Траксервис" заявляет о дефиците специалистов "не менее 20% от текущей потребности".

Кадровый потенциал автобизнеса, по данным экспертов, находится в серьёзном упадке. Аналитики приводят неутешительные данные. Индекс HeadHunter в автобизнесе - 1.8, то есть на одну открытую вакансию претендует менее 2-х человек. При этом, число открытых вакансий выросло в 2-2.5 раз в сравнении с 2022 годом. В некоторых организациях одновременно открыто более 100 вакансий на подбор линейного персонала. Эксперты полагают, что дефицит кадров может быть связан с изменениями на российском авторынке, удлинением сроков службы машин за счёт ремонта и ТО, а также с развитием автопромышленности в стране. Автомобилисты стали чаще обращаться в сервисы для техобслуживания (особенно это актуально для европейских авто). Повышение посещаемости автосервисов стимулирует рост продаж б\у автомобилей. И ещё одна причина: автолюбители стали чаще делать выбор в пользу частных сервисов. Плюс ко всему, многие компании перешли на бренды из КНР.

Но почему же всё-таки люди не "клюют"? В качестве основной причины игроки рынка и аналитики называют непопулярность профессий автосервиса у молодого поколения. Проще говоря, молодёжь считает, что в таких сферах платят не слишком хорошо. В офисе, к примеру, можно получать более высокие зарплаты, нежели в сервисах. Ситуация осложняется и демографической ямой. Трудоспособного населения в возрасте 30-40 лет значительно больше, чем населения 15-25 лет. Потому помимо дефицита кадров есть ещё и дефицит человеческих ресурсов. Эксперты также ​ обращают внимание на то, что часть россиян уехала за рубеж, часть была призвана по мобилизации или пошла служить по контракту. А другая часть граждан стала менее мобильна. Люди перестали менять работу без весомых причин, куда проще уж удержаться на привычном месте. Если уж и менять что-то, то только при существенном росте качества условий труда и оплаты.

По последнему исследованию "Зарплата.ру", 42% респондентов заявили, что согласятся поменять свою профессию на рабочую только в том случае, если им предложат оплату в районе 150-200 тысяч в месяц. Но подобная зарплатная вилка доступна только специалистам высшей категории. Большинство зарплат в автосфере всё же находятся в диапазоне до 100 тысяч рублей.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте