Министр просвещения предложил обучение учителей для 5-9 классов в колледжах. Чтобы учить детей, достаточно среднего профессионального образования (СПО), заявил Сергей Кравцов. Эта мера предлагается из-за нехватки учителей в региональных школах, сообщает "Коммерсантъ".
"В настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы", - объявил Сергей Кравцов в рамках Петербургского международного экономического форума.
В Минпросвещения пообещали, что новый «государственный стандарт среднего профобразования по подготовке учителей» будет активно обсуждаться с профессиональным сообществом, директорами школ и представителями региональной власти. Также документ направят на рассмотрение в Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО). Напомним, на данный момент только воспитатели детских садов и учителя начальных школ могут работать без высшего образования, а учителям-предметникам необходимо окончить вуз.
"Программы среднего профессионального образования упоминаются в «Перечне профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». Актуальная версия документа была принята в 2013 году, и в Минпросвещения не раз заявляли о необходимости переработать список.
Новый перечень готов, но пока не вступил в силу. В докладе правительства РФ о реализации госполитики в сфере образования указано, что туда вносятся профессии, «соответствующие современным требованиям экономики и запросам рынка труда с учетом заявок от работодателей».
Сергей Кравцов утверждает, что выпускники педагогических специальностей системы СПО очень востребованы среди работодателей — руководства школ и детских садов.
В течение последних лет Минпросвещения неоднократно жаловалось на дефицит школьных учителей в регионах. Согласно подсчету центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021–2022 годах в РФ не хватало 3,1% специалистов.
В свою очередь, Институт образования ВШЭ обращал внимание на рост числа учителей пенсионного и предпенсионного возраста.
Привлечение учителей без высшего образования в среднюю школу можно рассматривать только как временную меру, чтобы «заполнить кадровые дыры на местах», считает председатель комиссии Московской городской думы по образованию, заслуженный учитель России Евгений Бунимович. По его словам, для учителя нужна очень высокая квалификация, чтобы правильно донести знания. «Если такую способны дать в колледже — значит, пора его делать университетом», — отметил Бунимович.
«Даже если такие программы (подготовки преподавателей в колледжах.— ТМТ) появятся, качественного и количественного роста учительского сообщества не будет», — говорит председатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Он также отметил, что молодые люди не идут работать в школу, а те, кто там уже работают, уходят из-за условий труда. По его словам, можно открыть еще кучу колледжей или вузов для подготовки учителей, однако люди все равно не пойдут работать в школу. «Так что мера неэффективная», — считает эксперт.
В данный момент инициативу уже поддержали в некоторых регионах России даже сами учителя:
«В школах, особенно в определенных дисциплинах, есть крайне острая нехватка учителей. Но скажу просто — если место пустует, то любой окажется лучше. Если бы зарплаты были выше, а бумажной волокиты меньше, то студенты бы приходили после институтов. Безусловно, в колледжи и техникумы идут те, кто не уверен, что потянет 10-11 классы. Но там есть и ответственные ребята. Главное в человеке - стержень. В итоге получится не только закрыть «дыры», но директора смогут отбирать педагогов. Есть истории, когда берут человека только чтобы был. Хотя к его деятельности возникают вопросы, но и убрать нельзя, поскольку опять будет проблема с нехваткой кадров», - поделилась Евгения, хабаровский учитель. Правда, у многих экспертов проект пока вызывает сомнения.