То что президент государства Казахстан господин Токаев не поедет в Питер на очередной экономический форум в узких кругах говорили ещё в конце мая. Надеялись, что заменит себя премьером, но и того не вышло. Государство Казахстан будут высочайше представлять две «функции»: зампремьера и замминистра промышленности. И хватит.
Этот демарш наглядно свидетельствует, что в Астане делают ставку не на спелого орловского рысака, а на ковбойскую американскую клячу. «Да мало ли, занят человек! Вон пожары были, люди погибли. Да и потом: его право ехать или не ехать!» — скажет политически подкованный читатель, опирающийся на официальные речи с обеих сторон. А речи, надо сказать, елей. Тут и стратегическое партнерство, и братский народ, и единый путь развития. И так далее, и ещё приторнее.
Правда вот дела как-то в другом направлении идут. Токаев делает всё, что бы его самого, ближайшее окружение и близкий бизнес не коснулась санкционная тень. Для работавшего в ООН Токаева это страшный сон. Отсюда регулярные теплые встречи с представителями вашингтонского обкома и брюссельского горкома, отсюда заверения, что ни одна подсанкционная мышь через Казахстан в Россию не проползёт (хотя, если нормально платят, то не то что мышь, слона протащат! Но это тонкости восточного менталитета).
Мало того, Астана прилагает массу усилий, чтобы занять место Москвы в снабжении нефтью Европу. Уже с начала года Астана отправила 90 тысяч тонн нефти на нефтеперерабатывающий завод Шведт в ФРГ, который принадлежал «Роснефти». До конца года поставки казахстанской нефти в Германию могут составить чуть больше 200 тысяч тонн за год. Но Токаев обещает увеличить их раз в шесть. Пока это будет несравнимо с российскими поставками, скажем, в 2021 году в 11,6 млн. тонн, но лиха беда начало.
Но что нефть: Казахстан покушается на святое: стать центром «развития евразийской промышленной кооперации». Президент государства Казахского так прямо и сказал: «В текущей геополитической ситуации (!) Казахстан, учитывая свою географию и возможности, готов выступить в качестве центра развития евразийской промышленной кооперации. Это могут быть совместные предприятия по производству электромобилей, магистральных локомотивов, вагонов, сельскохозяйственной и легковой техники, строительных материалов и химической продукции. Мы также готовы к реализации совместных проектов по освоению месторождений чёрных и цветных металлов с дальнейшей переработкой и производством готовой продукции».
Ранее никто не осмеливался ставить под сомнение роль такого центра у России. И вот «табаки» оживились. Вероятно, все-таки надо было в январе прошлого года не вмешиваться со своими миротворцами во внутренний казахский конфликт. Тогда Токаева буквально спасли от незавидной участи Каддафи. Восток доброту воспринимает как слабость. Так было, так есть, так будет.