Чем может удивить действующий врач, по специализации в институте – педиатр? Не поверите – технологией получения высоких урожаев и возможностями выращивать на мизерной площади практически любые растения в промышленных масштабах. В том числе, при желании, лекарственные травы. И главное – никакой химозы! Алексей Родионов предлагает поднять в разы надои у коров, привесы у свиней и сохранить землю, её плодородный слой, без безумной эксплуатации и превращения конечного продукта в подозрительную по химическому составу массу.
Трудовые резервы России
У редакции «Аргументов недели» есть друзья, которые давно используют экологически чистые технологии. Это Анатолий Шугуров из Пензенской области, который на полях хозяйства уже четыре десятилетия исключил применение минеральных удобрений, пестицидов и инсектицидов, отказался от пропашки плугами с переворотом пласта и получает стабильно высокие и качественные урожаи зерновых. Поля ТнВ «Пугачёвское» не боятся засух или затяжных дождей и служат ярким примером бережного отношения к земле, а мы, потребители, имеем возможность испечь из «шугуровской» муки вкуснейший хлеб или блинчики. Безопасные для здоровья детей и аллергиков. За счёт высокой рентабельности (не надо тратить деньги на химию и минеральные удобрения) хозяйство стабильно в прибыли. Есть Николай Рябчевский, он упорно продвигает свой «Биоклад», который реально повышает отдачу с каждого гектара почвы и делает растения крепкими и устойчивыми к болезням.
Но Алексей Родионов, практикующий врач, продвинулся, вероятно, ещё дальше. Видимо, скучно ему стало заниматься исключительно лечебным делом, решил использовать знания о живых организмах в иной сфере. Он создал биогумус, который можно назвать органическим удобрением, а можно просто назвать питательной и защитной средой для разнообразных растений. То есть получил и твёрдую гранулированную фракцию, и концентрированную жидкую.
Он показывает фотографии с выращенными образцами:
– Смотрите, это фуражное зерно, ячмень. 5-й класс, которым кормят животных. Он не будет расти на земле. А вот на седьмой день – 20 сантиметров.
В прозрачных ёмкостях-лотках с водой и жидкой фракцией биогумуса хорошо видны и вершки, и корешки.
– Химики смотрели, изучали и, показав на густой клубок корней, вынесли вердикт: «Корневая часть самая интересная – это белок».
Конкретно эти образцы (см. фото) по просьбе зарубежных «интересантов» он выращивал в ноябре на балконе своей московской трёшки для анализов. Основное производство биогумуса и, соответственно, основные площадки для экспериментов находятся в другом городе, за тысячу километров от столицы. А тут, на балконе, и темновато, никакого специального освещения, и температурный режим, мягко говоря, неоптимальный. Но все двадцать образцов ячменя, люцерны, пшеницы, кукурузы, подсолнухов и других растений показали бурный рост.
Червячок-волшебник
Питательный раствор Родионов получает следующим образом. Если кратко, без подробностей технологических процессов, то берётся любая органика, от продуктов жизнедеятельности кроликов и птицы, навоза крупного рогатого скота (но навоз должен около месяца вылежаться), слегка подопревшая трава или пищевые отходы кафе и ресторанов и отправляется на корм специально выращенным гибридам калифорнийских червей. Черви всё это с удовольствием поедают, перерабатывают, заодно обеззараживают, оставляют частицы хитина и свои личинки (это важно, об этом ниже). Потом эти милые червячки переходят на новую порцию пищи, продукт их жизнедеятельности смешивается со специально подготовленной водой, выдерживается определённое время, сепарируется, и из этой смеси делается вытяжка, тот самый концентрат биогумуса. Концентрированный раствор не имеет запаха.
Теперь о важном. В биогумусе содержится фермент «хитиназа», способствующий разрушению естественного покрова насекомых (хитина). Препятствует размножению, обитанию вредных насекомых. Вредоносные насекомые или гибнут, как тля или проволочник, или, почуяв неладное, уходят куда подальше, как, например, колорадский жук. Обработку посевов или деревьев ядохимикатами можно спокойно исключить.
В грамме биогумуса содержится до 2 млрд колоний полезных бактерий. Для сравнения: в перепревшем навозе КРС высокого качества всего 200–300 млн колоний. Биогумус отлично подходит для обработки посевных площадей, протравливания семян, перед высеиванием в почву, обработки сельскохозяйственных культур в период развития и роста, цветения и плодоношения. Биогумус отлично использовать в гидропонике для выращивания овощных культур, а также применять для лечения фруктовых деревьев, виноградников, кустарников, пальм.
Применение биокомплекса увеличивает всхожесть семян, отлично влияет на иммунитет растений, позволяет не использовать в почве химикаты и минеральные удобрения.
Увеличивает урожайность от 30 до 50% и сокращает вегетационный период от 3–4 недель, улучшает и восстанавливает гумусный слой земли, сокращает вегетационный период от 2 до 3 недель. Полезные бактерии, вносимые в почву копролитами, подавляют фитопатогенные бактерии и грибы в почве. Всё это позволит производителю сэкономить до 30% затрат, связанных с посевными работами и последующей обработкой полей. Биогумус вносится в почву один раз в 2–3 года. Биогумус – природное комплексное высокоэффективное органическое удобрение длительного действия. Причём применять его можно без всяких опасений. В отличие от минеральных и комплексных удобрений у биогумуса невозможна передозировка. Внёс больше, чем надо, – будет работать 5–6 лет.
Бери и делай!
Фермеры, которые занимаются выращиванием кормов на гидропонном оборудовании (в питательных растворах), обычно получают на килограмм зерна пять-шесть килограммов зелёной массы. У Алексея Родионова нормой считается 12–13 кг на один килограмм. Те самые фермеры на такой результат нашли единственное слово: «Круто!» Тут принципиально интересно то, что для получения полноценного рациона питания для животных достаточно использовать очень небольшие площади.
В жидком растворе биогумуса Родионова есть ферменты, которые на сегодняшний день ещё даже толком не изучили. Отсюда и необычные свойства. В сельхозакадемии один учёный писал диссертацию, ему в 2014 г. Алексей привозил свои растворы. Простояла баклажка четыре года в углу лаборатории, про неё вспомнили, решили проверить. Анализы показали, что состав за это время совершенно не изменился. Обычная вода за столько времени портится! А дальше – вообще чудеса. В ту же лабораторию привозили другие растворы, и в них со временем появлялась плесень. Пытливые учёные взяли раствор биогумуса и набрызгали на «испорченные» образцы – плесень ушла, исчезла без следа.
– Я нашим бестолковым и не очень фермерам говорю: «У вас что, лишние деньги завелись?» Возьмите мой раствор. Нет денег? Сами сделайте что-то отдалённо похожее, в конце концов. Сапропельника наковыряйте, с водой смешайте, и уже толк будет. Пять градусов тепла есть, и зерно будет расти. Кормите животных зелёной массой! А то они жалуются – на одну корову удой 15–20 литров молока. А чем кормят? Денег нет, сена нет... Нет и не будет. А я врач, я знаю, что и сколько должен получать живой организм. Кормят фуражным зерном, условно по 6 рублей за килограмм, а чтобы накормить одну дойную корову, нужно больше ста рублей в сутки. Так возьмите зерно, вырастите на самодельном растворе зелёную массу, потратите на это 30–40 рублей, и молока получите больше, и коровы болеть не будут. Зелёной массы получится в два раза меньше, чем на моём биогумусе, килограммов 5–6, но уже выгода налицо. Всё есть, всё лежит под ногами. Бери и делай! И коровы будут давать по 45–50 литров молока.
Животные поедают корневую, богатую белком часть выращенных на биогумусе растений с особенным энтузиазмом. Лошадь пыталась проглотить всё и сразу! Свиньи набрасывались на эту еду, как голодные собаки на мясо, – это Родионов показал на видеозаписи. Технология производства зелёной массы на растворе биогумуса для животных в больших объёмах им давно отработана.
Раньше, когда поля были под навозом, не было солончаков, в которые превращается почва, когда на неё вываливают тонны минеральных удобрений. Сколько было грачей и галок! Сейчас на полях под минеральными удобрениями птиц редко встретишь, им там делать нечего – жучки-червячки отсутствуют. Государство опять же стимулирует, субсидирует покупку хозяйствами минудобрений, а почва гибнет. Про Анатолия Шугурова и его методы земледелия по российскому учёному Овсинскому Алексей Родионов сказал коротко: «У него золотые поля!» И Шугуров, и Рябчевский, и Родионов делают одно дело – показывают, как уйти от «пластмассовой» и насыщенной всякой дрянью еды.