Никакие интернет-технологии не заменят живого контакта между ребёнком и учителем, а чувство юмора значительно повышает привлекательность педагога. Кто-то считает, что шутки со стороны учителя расхолаживают учеников, но в действительности к этому приводит лишь чрезмерный юмор. Умеренный и своевременный учительский юмор, напротив, способствует дисциплине. Даёт аудитории разрядку, психологическую передышку, в результате чего ученикам не приходится искать себе разрядку самостоятельно – например, рисовать на парте. Кроме того, юмор способствует запоминанию материала. Люди всегда усваивают информацию ассоциативными блоками, и чем ярче ассоциация, тем лучше усваивается информация.
Юмор со стороны учеников тоже должен приветствоваться, если, конечно, он соответствует контексту и не выходит за рамки. За исключением высмеивания. От высмеивания сложнее защищаться, чем от банальных оскорблений, потому что на шутки не принято обижаться. Не будем забывать классическое правило: хороша та шутка, от которой смешно всем. Юмор должен быть искренним, естественным. Также недопустимо, чтобы остроумие педагога рассматривалось как его главное профессиональное качество.
На юмор не принято обижаться – а потому он может использоваться как эффективное средство манипуляции. Определённые силы применяют его как информационное оружие против чьих-нибудь идей, ценностей – религиозных, национальных.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».