Аргументы Недели Иркутск → Общество № 21 (867) 31 мая - 6 июня 2023 г. 13+

Мэр Иркутска представил отчет о работе городской администрации за 2022 год

, 09:00

Мэр Иркутска представил отчет о работе городской администрации за 2022 год
В ходе отчета мэр Иркутска Руслан Болотов не стал избегать острых тем.

Новые экономические вызовы, обусловленные санкциями, не стали препятствием для развития Иркутска. Напротив, в городе восстановился доковидный объем строительства жилья, заметно выросли доходы бюджета, начата реализация крупных инфраструктурных проектов. Слушавшие отчет представители депутатского корпуса городской думы и регионального заксобрания, почетные граждане города, предприниматели и общественники высоко оценили работу мэра и его команды. Отдельно было отмечено, что иркутские власти не замалчивают актуальные городские проблемы, а подробно рассказывают об их решении. Свой взгляд на отчет составил и наш корреспондент.

Больше денег — больше сделанного

Очень часто критика иркутской городской власти сопровождается сравнениями в пользу других сибирских городов, мол, «посмотрите — как дела обстоят в Красноярске или в Тюмени». Вот, правда, насколько уместным можно назвать такое сравнение, если бюджет красноярских соседей, города-миллионника, более чем на 20 млрд руб. «тяжелее» иркутского. А ведь каждый миллиард — это дополнительный ремонт дорог, ввод в строй новых детсадов и школ, больше возможностей для благоустройства. Гораздо корректнее сравнивать Иркутск с городами, имеющими сопоставимые финансовые параметры местной казны, например, с Новокузнецком или Кемерово. Согласитесь, с этой позиции призыв «давайте посмотрим — что там у соседей» выглядит уже более адекватным.

Да и объективности ради — эффективность властей того или иного города измеряется не в том, насколько они смогли «утереть нос» соседям, а в том, как смогли распорядиться имеющимися у них финансами, какие решить задачи.

Аналогичную мысль мэр Иркутска Руслан Болотов озвучил в самом начале своего отчета: «Работу в мэрии строим именно так: последовательно решаем задачи, важные для наших граждан, выполняем социальные обязательства, делаем все, чтобы Иркутск двигался вперед. Для этого ведем планомерную работу инженерного, дорожно-транспортного, социального каркасов. Это даст мощный импульс для того, чтобы Иркутск стал более комфортным, безопасным и благополучным для жизни. В каждом районе важно создавать необходимую инфраструктуру, чтобы у жителей в шаговой доступности были школы и детские сады, места, где можно позаниматься спортом, отдохнуть, с пользой провести время. Совместно с правительством региона, при поддержке федерального центра делаем все, чтобы Иркутск соответствовал статусу столицы региона».

Если говорить о цифрах, то Иркутск впервые в 2022 году «перешагнул» 30-миллиардный бюджет, доходная часть городской казны составила 31,05 млрд руб. За три предыдущих года доходы выросли на 10 млрд рублей. В пользу этого сыграло наращивание активности по участию Иркутска в федеральных и областных программах, нацпроектах. «Полученные средства направляются на строительство соцобъектов, ремонт дорог, проведение благоустройства, улучшение экологии, решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства», — перечислил мэр.

Продуктивное взаимодействие с федеральными и областными властями позволило Приангарью получить инфраструктурный кредит для реализации в Иркутске проекта по строительству теплового луча в предместье Рабочее (по улицам Баррикад, Радищева, Ядринцева, Космическому проезду и по улице Зимней). «Мы сможем наконец закрыть в этой части города угольные и мазутные котельные, получить стимул для развития городской инфраструктуры на ближайшие 15–20 лет, расселить аварийные дома, возвести современные социальные объекты», — озвучивает планы Руслан Болотов.

Еще одним объектом, который будет реконструироваться на средства инфраструктурного бюджетного кредита станут канализационно-очистные сооружения левого берега города Иркутска. В настоящее время ведется разработка проекта реконструкции, прорабатывается вопрос  финансирования производства работ. Реконструкция КОС повысит качество очистки воды Байкальской природной территории. Параллельно с этим проходит модернизация КОС правого берега, в прошлом году был завершен очередной этап, в следующем работы полностью завершатся. «Считаю это инженерным прорывом для Иркутска. После окончания всего комплекса мероприятий мощность очистных сооружений возрастет со 130 тыс. до 220 тысяч кубометров в сутки», — уточняет мэр Иркутска.

Дополнительное финансирование в прошлом году позволило Иркутску решить еще одну задачу, связанную с обновлением городского транспорта. Впервые за всю историю существования МУП «Иркутскавтотранс» было закуплено 40 новых автобусов НЕФАЗ. В точности такие же автобусы курсируют в Москве. В Иркутске направили их в те районы, где вопрос с перевозками стоит особо остро. Кроме того, в конце прошлого года в Иркутск доставили троллейбус нового поколения «Адмирал». Наш город стал первым в России, где стали использовать модель в такой комплектации. Руслан Болотов отмечает: «Когда вместо убитых маршруток по улицам начинает ездить современный транспорт, это качественно меняет облик города. Новые автобусы и троллейбус уже по достоинству оценили и водители, и пассажиры. Обновлять парк мы продолжим и дальше».

Гордость и доблесть Иркутска

Большое внимание в прошлом году уделялось и облику города, благоустройству. «Мне приходится часто ходить по городу пешком — с проверками, в ходе рабочих мероприятий. И я как никто другой знаю, где в Иркутске есть комфортные современные пространства, куда стоит прийти семьей», — анонсировал мэр в ходе послания и тут же озвучил перечень таких территорий. В их числе Нижняя набережная Иркутска, отрезок улицы Карла Маркса от бульвара Гагарина до улицы Ленина, сквер возле театра кукол «Аистенок», парк «Комсомольский» и другие. В прошлом году городские власти благоустраивали парки и скверы во всех округах, в том числе за счет проекта «Формирование комфортной городской среды» и средств местного бюджета. Всего было обустроено 18 общественных территорий.

Новой точкой притяжение стала Стела трудовой доблести, появившаяся на кольцевой развязке улицы Байкальской. В 2020-м году Иркутску было присвоено почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести». 1 октября 2022 года состоялось торжественное открытие стелы в честь этого события. «Считаю, что это важнейший проект. Ведь практически для всех нас — это близкая личная история: Великую Победу на фронте и в тылу ковали наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Важно, что иркутяне выбрали именно Байкальское кольцо для размещения монумента. Стела не могла появиться там, где ее никто не увидит. Теперь ежедневно горожане и гости Иркутска проезжают рядом с ней, кто-то приходит на прогулку или экскурсию», — отмечает градоначальник.

Откровенно о сложном

В ходе отчета Руслан Болотов не стал избегать темы, которая, по его же признанию, вызывает «наибольшее недовольство у горожан». Речь идет о состоянии дорог. «Зимой жители жалуются, что их плохо чистят, весной просят привести в порядок сразу все улицы. Начинаем ремонтировать — тут же получаем негодование по поводу пробок», — приводит Руслан Болотов примеры выражения негативных эмоций и продолжает: «Безусловно, эти жалобы обоснованы. Сам езжу по городу и вижу, что происходит. Призываю быть реалистами. На содержании в Иркутске находится почти тысяча километров дорог. При этом финансирование, которое выделяется из бюджетов всех уровней, позволяет нам ремонтировать не более 22–23 км в год. Согласитесь, это капля в море. Простая математика: берем количество километров и раскладываем на число ремонтов.

В итоге получаем межремонтные периоды порой больше 20 лет, которые не соответствуют ни логике, ни стандартам. Тем более, когда речь идет об областном центре».

Но градоначальник тут же добавил ноту оптимизма в проблемную тему: согласно договоренности с губернатором Приангарья Игорем Кобзевым, Иркутск в дальнейшем сможет рассчитывать на отдельную программу финансирования дорожных ремонтов. Пока же городские власти уделяют внимание повышению качества проектных и подготовительных работ, новым технологиям асфальтирования, с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона, такого же, как на федеральных трассах и в городах-миллионниках, ужесточению предъявляемых подрядчикам требований. В прошлом году капитальный ремонт велся на 21-м объекте, полностью завершили его на 18 участках протяженностью 20,5 км. Кроме того, был значительно увеличен объем ремонта большими асфальтовыми картами: приведено в порядок 78 участков улиц общей площадью почти 150 тыс. кв. метров.

В завершение отчета Руслан Болотов признался: «Я за то, чтобы озвучивать проблемы прямо и открыто. И делать все, чтобы решить их. Еще раз подчеркну: задача моей команды — развитие областного центра. Мы обязаны сделать так, чтобы Иркутск оставался тем городом, в котором хочется учиться, работать, заводить семью, и из которого не хочется уезжать. Чтобы наши иркутяне — сегодня и через десятилетия — с гордостью говорили: «Мы живем в столице Восточной Сибири».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram