Первый Международный авиационно-космический салон впервые состоялся тридцать лет назад, в 1993 году. Так появилась известная всему миру аббревиатура – МАКС. С благословления и по распоряжению президента Б.Н. Ельцина, по инициативе Героя России, заслуженного лётчика-испытателя России Магомеда Толбоева. Местом проведения международных авиационно-космических салонов президентом страны была определена территория ЛИИ имени М.М. Громова, а сами выставки стали регулярно проводиться раз в два года по нечётным годам.
«МАКС в Жуковском – это визитная карточка российской авиации и космонавтики», – говорил и говорит Магомед Толбоев. И тем, что пятнадцатый, юбилейный аэрокосмический салон сохранил «прописку» в Жуковском, специалисты и просто любители авиации во многом обязаны бескомпромиссности, решительности и авторитету почётного президента МАКС Магомеда Толбоева.
Один из крупнейших в мире
Впервые в России Международная авиационная выставка состоялась в 1911 г. в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Маленькие тряпично-фанерные самолётики тогда вызывали восторг и были экзотикой. А с 1933 г., когда авиация прочно вошла в жизнь страны и стала предметом гордости, стали ежегодно проводить воздушные парады и показ техники на, как сейчас называют, статичной экспозиции. Традиционно это было 18 августа, когда отмечался День воздушного флота, местом проведения авиапарадов чаще всего был аэродром в Тушино. Город рос, и летать над городскими кварталами стало не слишком удобно. А самый первый авиасалон в городе Жуковском прошёл в 1990 г. перед инженерным корпусом Центрального аэрогидродинамического института – но это было скорее мероприятие для специалистов. После распада СССР авиационная выставка переехала в Жуковский на постоянной основе. В 1992 г. она состоялась под названием «Мосаэрошоу-92» на базе Лётно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова.
МАКС-2023 должен пройти в городском округе Жуковский Московской области с 25 по 30 июля 2023 г. на территории транспортно-выставочного комплекса «Россия», г. Жуковский Московской области. На это есть распоряжение Правительства Российской Федерации №1846-р от 07.07.2021.
Организаторами мероприятия назначены Министерство промышленности и торговли РФ и Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех». Устроитель МАКС-2023 – АО «Авиасалон».
Президент страны впервые посетил МАКС в 1997 году. Авиасалон набрал обороты и стал стабильно собирать по полмиллиона зрителей, в 2001 г. был установлен рекорд посещаемости – 660 тыс. человек. Начали заключаться многомиллиардные контракты на поставки техники, выросла и остальная деловая активность.
Состоялся авиасалон и в пандемийном 2021 году. Сенсацией стал макет перспективного однодвигательного истребителя ЛТС (Checkmate/Шах-и-мат/Су‑75), лайнер МС-21-310 (впервые показана модификация с отечественными двигателями ПД-14), летающая лаборатория Як-40ЛЛ со сверхпроводящим электродвигателем, тяжёлый ударный беспилотник «Охотник» (макет), авиационная управляемая ракета «Гром-Э2». Открывал МАКС по уже установившейся традиции президент Владимир Путин. Первый день авиасалонов между собой так и называют – «президентский». В. Путин, как известно, давно уделяет большое внимание авиации и авиастроению, он один из немногих мировых лидеров, кто летал на истребителях, стратегических ракетоносцах и самолёте-амфибии Бе-200ЧС. Последняя, кстати, тоже была впервые представлена широкой публике на предтече МАКС – «Мосаэрошоу-92» в Жуковском.
Кто участвует, тот и друг
Что стоит отметить – экспозиция в год проведения специальной военной операции и беспрецедентных санкций обещает быть интереснее, чем обычно. По образцам техники будет видно, на что способна промышленность. В редакции «АН» есть список участников, подтверждённый на 2 мая 2023 года. Российских – 238 компаний, заводов, концернов, банков, конструкторских бюро и институтов. С зарубежными участниками ситуация иная – Индия, Иран, Китай, Республика Беларусь, Сербия. Но посмотреть, что привезут и чем будут хвалиться иранцы и китайцы, было бы крайне интересно. Да и оценить возможности белорусов в аэрокосмических технологиях – тоже однозначный плюс для визита в Жуковский. Лётная программа, обычно совершенно бесподобная в исполнении асов пилотажных групп, тоже должна быть достойной. Новую гражданскую авиационную технику посмотреть, импортозамещённые «Суперджет» и МС-21-310. Что конкретно собрались показывать китайские товарищи, неизвестно, но у них уже летают два пассажирских лайнера собственного производства, есть истребитель 5-го поколения. И естественно, беспилотная тематика однозначно должна завоевать 16-й МАКС.
Согласно сообщению пресс-службы МАКС-2023, на предстоящем XVI Международном авиационно-космическом салоне состоится мировая премьера беспилотного транспортного самолёта внеаэродромного базирования, разработанного одним из ведущих российских авиастроителей, передаёт ТАСС. Специализированная экспозиция займёт отдельный павильон, в котором разместятся стенды ведущих российских компаний-производителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем, в том числе компаний «Аэромакс», «БАС», «Первое ОКБ», «Котлин Новатор» и других. В павильоне правительства Москвы пройдут презентации новых центров компетенций по беспилотным авиационным системам, в том числе на площадке индустриального парка «Руднёво» и на базе федерального центра БАС, расположенного в ОЭЗ «Технополис Москва», сообщает пресс-служба АО «Авиасалон». Кроме того, участники авиасалона представят сервисы для многих отраслей народного хозяйства, реализованные на базе БАС, в том числе решения по аэрофотосъёмке, мониторингу, обработке сельхозугодий, авиационной доставке грузов. Холдинг «Вертолёты России» представит первый беспилотный летательный аппарат вертолётного типа БАС-200, сертифицированный Авиационным регистром России для коммерческой эксплуатации. Также состоится премьера беспилотного транспортного самолёта внеаэродромного базирования, разработанного одним из ведущих российских авиастроительных предприятий.
ПД-35 откроет путь двухдвигательным гигантам
Объединённая двигателестроительная корпорация покажет на МАКС-2023 газогенератор перспективного двигателя большой тяги ПД-35. Об этом сообщил заместитель генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы», управляющий директор – генеральный конструктор акционерного общества «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев в связи с присвоением ему звания Героя Труда.
«Я благодарен президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за высокую оценку моего труда и труда всего коллектива пермских двигателестроителей. Хочу заверить, что мы не останавливаемся на достигнутых успехах и готовы показать на Международном аэрокосмическом салоне МАКС-2023 газогенератор первого в истории отрасли двигателя большой тяги ПД‑35», – приводит слова Александра Иноземцева пресс-служба ОДК.
Следовательно, программа турбовентиляторного двигателя большой тяги ПД-35, а это целая линейка от 24 тонн до, как иногда звучит, 50 тонн, не остановлена. Сверхмощный ПД‑35 – это золотой ключик для создания сверхтяжёлых военно-транспортных самолётов, высокорентабельных двухдвигательных дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров, способных брать на борт 350–500 пассажиров. Для создания двигателей большой тяги надо решить 1200 крупных научно-технических задач. Машина сложная, начиная от размеров, – почти 10 метров в длину и 4 в диаметре.
Почётный президент МАКС Магомед Толбоев со всей своей горячностью твердит – МАКС‑2023 обязательно должен состояться. Это будет демонстрация силы и возможностей нашего государства. Если в 1941 г. парадным строем полки и техника прошли по брусчатке Красной площади, то мы, сегодняшние, чем хуже? Фашисты тогда, говорят, в бинокли Московский Кремль рассматривали. А победили мы.