Наша очередная поездка с Атаманом – Вячеславом Деевым – на линию «Сватово-Кременная» оказалась как всегда насыщенной как событиями, так и эмоциями. В этот раз было облачно, поэтому стреляли, к счастью, мало. Но и без происшествий, увы, не обошлось.
Заехали в посёлок Краснореченское. Здесь у нас важное задание – по просьбе бойцов нужно передать посылку с вещами для семилетней девочки. Приехали. Маленький домик утопает в зелени и цветах. Латки на крыше – осколки. Навстречу нам выходит пожилая женщина и девочка с русыми косами в пижаме, ещё толком не проснувшаяся. Обеих зовут Людмилами. Внучку назвали в честь бабушки. Мама девочки погибла, когда её везли в роддом – в машину скорой попал снаряд. Ребёнка каким-то чудом спасли. Папа, не выдержав ужасов войны, начал спиваться. В общем, девочку воспитывает бабушка, которая приехала из Москвы – там была на заработках. Но для Людочки она самая что ни на есть мама. Так и называет.
Собрали для ребёнка одежду, книги, игрушки. Тут же переобули малышку в привезённые нами сандалии, вручили куклу – она с видимым удовольствием прижала её к себе. А бабушка в это время благодарила и нас, и бойцов, которые попросили наших казаков о помощи.
Но какой бы ни была тёплой встреча, а нас ждали другие дела. Поехали дальше. Бесконечные встречи, передача посылок, вопросы: «А как там сейчас, в большой России?». Благодарность от бойцов, обнимашки… Наши поездки, как правило, настолько насыщены событиями и эмоциями, что начни писать обо всём, никакой газеты не хватит. Штурмовики, комендатура, танкисты, сапёры…
Здесь не ступала женская нога
Нет, вот с сапёрами отдельная история. Служит там сейчас замполитом офицер с позывным «Джентльмен». Познакомилась с ним ещё в ту пору, когда возила гуманитарку в воинскую часть в Богучаре. На передовой был с первого дня. Потом ранение – до сих пор в колене то ли шурупы, то ли болты, то ли как там это правильно в медицине называется. Зимой снова на СВО. Ну и вот опять там. Переписывались. Составляли списки необходимого. Джентельмен ждал нас во вторник – у него день рождения был. Но приехали чуть позже. Поздравила. Вручила шевроны и туалетную воду. Когда покупала её, поняла, что каждый боец, с которым общаешься, западает в душу. И каждого нужно беречь. А иногда и немного баловать.
В общем, довелось мне попасть в лагерь к сапёрам, где до меня, как выяснилось, не ступала ни одна женская нога. Это сказал командир батальона с позывным «Велес».
- Да, мы никого сюда не пускаем, - сказал мне «легенда». – Но вас мы уже знаем. А уж Атамана… Он тут вообще частый гость.
Спасибо за доверие, мужики! Постараюсь не подкачать!
Чуть позже расскажу о Велесе, а пока немного о самом лагере, по которому Джентельмен мне устроил персональную экскурсию. Показывал, рассказывал, где что находится. Говорил, что тут почти что как в пионерском лагере. Всё есть, и природа замечательная. Столовая, баня, блиндажи, склады с боеприпасами – я ходила, раскрыв рот от удивления – всё здесь устроено как-то по уму, очень логично и правильно.
А ещё тут полно всякой живности – кошки, собаки, утки, гуси… Наверное, каждые полчаса кукарекал петух – возможно, пытался призвать свой гарем. Бойцы привозят эту живность с передовой – она бродит брошенная по разрушенным сёлам. Самое интересное, что здесь птиц этих не едят, они вместе со своими четверолапыми братьями просто ходят по лагерю в качестве домашних животных. А вот рыбкой побаловаться бойцы любят – заядлые рыбаки ходят в свободное от боевых задач время на соседние пруды за добычей, дабы разнообразить свой рацион. Показывали фото. Уловы зачётные!
Кстати, увидела я тут и свою «коллегу» по цеху приёмных матерей. Маленькая рыжая собачка Монка ни на шаг не отходит от чужого щенка по кличке Болт, который через пару месяцев станет куда больше неё. Вылизывает, учит, охраняет… А бойцы с искренним уважением взирают на всё это «мамство» - она у них тут героиня.
«Лена, они все – герои!»
Но хватит и о лагере, и о живности. Потому что самые удивительные здесь – люди. Когда спросила у Велеса, кто тут у вас прямо вот особенный герой, командир пожал плечами:
- Лена, они все герои! Даже те, кто не ходит непосредственно на передовую. Ну вот смотри, заготовщики, - показывает на одного из бойцов. – Он с другими ребятами заготавливает лес, отправляет его в том числе и другим подразделениям. Порой это приходится делать ночью, порой под непрерывными бомбёжками. Разве не герой? Или наши водители… Помню, мы как-то забирали раненых с поля боя. Может, с точки зрения военной науки я и не прав был, когда мы за ними полезли под снаряды, но как оставишь своих? Забрали, сели в КАМАЗ, поехали. Кругом разрывы, стреляют прицельно, а водитель едет, маневрирует. Как выбрались, ума не приложу. И что, разве водитель не герой?
Тем временем Джентльмен привёл в нашу честную компанию бойца с позывным «Малыш». Крепкий такой Малыш, метра под два ростом. Тоже наш, воронежский. Чистый, открытый взгляд. Заметно стесняется, но очень скоро мы уже увлечённо болтаем.
Спрашиваю, что важнее на реальном задании – знания или интуиция. Наш герой задумывается. Говорит, что наверное 50 на 50. Потому что каждое задание особенное. Разведывать, выходить, минировать, обеспечивать прикрытие – даже в одном «походе» задач много. А ещё и приходится обучаться на ходу, потому что у врага всё новые снаряды, всё новое оборудование. Малыш уже не первый месяц ходит на эти задания, он командир отряда. И главным своим достижением считает то, что все его бойцы живы, в какие бы передряги ни попадали.
Потому что «надо»
Заговорили о патриотизме. Как мне кажется, понятие это настолько испаскудили, что оно стало чуть ли не ругательным. И только с момента начало СВО стало возвращать свой истинный смысл. Поделилась своими мыслями с ребятами.
- Для меня патриотизм – это любовь к Родине, - говорит Малыш. – Поэтому, когда пришла повестка, я сразу пошёл в военкомат. Когда моей стране трудно, я должен помочь.
Я рассказала ребятам о том, что брала интервью у многих участников Великой Отечественной войны, много писала об этом.
- Вы знаете, ребят, у всех у них разные истории. Но у всех в разговоре присутствовало одно общее слово: «надо». Зачем вы пошли в 16 лет на войну, прибавив себе два года? Надо было. Ради чего вы ползали по полю боя и вытаскивали мужиков, которые тяжелее вас раза в два? Надо. Зачем вызвали огонь на себя, понимая, что смерть практически неминуема (к счастью, миновала – прим. авт)? «Лена, понимаешь, надо было». Вот и у вас, ребята, периодически проскальзывает вот это «надо». Может, в этом и состоит патриотизм? Не в шествиях, не в лозунгах, не в красивых призывах, а в том, что когда «надо», люди просто делают это и всё…
- Лена, - спрашивает меня Джентльмен. – А вы почему к нам ездите? Что-то собираете, не спите ночами, рискуете, сидите под бомбёжками… Зачем?
- Надо, - после секундной паузы ответила я, и все засмеялись. В общем, мы друг друга поняли.
Но я вам обещала рассказать о командире этого сапёрного батальона. Велес. Огромный такой мужик под два метра ростом. Я недаром его ещё в самом начале назвала легендой. Думаю, что ни для кого не секрет, что многое зависит от командира. Кто-то выбрасывает необстрелянных пацанов на передовую, дав задание копать окопы. Где и как копать? Мобилизованные этого не понимают, а потому просто гибнут, не зная, как и где укрыться. Да, и такое бывает. Сплошь я рядом. А есть и другие командиры. Которые за своих пацанов глотку перегрызут кому угодно – и врагу, и даже собственному начальству. Вот такой и есть Велес. Он не просто командир батальона. Он – больше! Всегда на самых сложных участках со своими бойцами.
Довелось мне даже побывать в святая святых – командном блиндаже. Велес показал мне свою коллекцию оружия. Поговорили. Искренне благодарна Велесу за наш разговор. За откровенность, за объяснение многих вещей, доселе мне не совсем понятных. Но пусть это останется «за кадром».
Ребята, родные, спасибо вам за всё!
В лагере – жёсткая дисциплина. И ни капли спиртного. Потому что пьяный, во-первых, теряет реакцию, во-вторых «говорливый не в меру», а на разведывательных позициях нужно уметь молчать, порой и по несколько суток. В-третьих, потому что Велес искренне болеет за своих бойцов, зная, что из-за пьянки гибнет ребят ничуть не меньше, чем от прилётов. Кстати, многие командиры стали даже перенимать опыт Велеса в подобном «воспитании». И Слава Богу!
Наверное, мне нужно немного пояснить, почему я, рассказывая о сапёрных войсках, всё-таки периодически говорю о разведывательных данных. Это не просто ради красного словца. Дело в том, что сапёры первыми заходят на незнакомую территорию. Но для того, чтобы разминировать проход или, напротив, заминировать охранные рубежи для нашей разведки, а потом и штурмовиков, и прочих подразделений, нужно знать местность, как никто другой. Где сидит враг? Сколько у него орудий? Что может ожидать наших на подходе? Всё это необходимо знать нашим сапёрам. В том числе, кстати, и инженерную разведку – а это вообще-то целая наука. А для этого нужно сунуться на эту территорию – иначе никак.
Знаете, что удивительно? Прощаясь с Велесом, обняла его, сказала «спасибо», услышала в ответ: «Да нам-то за что? Вам спасибо!». Ушам не поверила. Ну, понимаете, вроде как герои не они вообще, а мы, потому что прорываемся с гуманитаркой, привозим… А они так, погулять в лес вышли… Ребята, родные, спасибо вам за всё! И даже за эту невероятную скромность. Только, пожалуйста, берегите друг друга. А мы ещё обязательно приедем и привезём нужные вам вещи.
Ведь благодаря вам, дорогие читатели, нам удаётся закупать всё необходимое по спискам, которые приходят от бойцов. Спасибо вам за это огромное!
Едем домой!
Когда ехали обратно, вдруг вспомнили, что одну посылку передать забыли. Так что одна машина отправилась обратно, а мы с Атаманом остались ждать у обочины. Мимо нас проехал такой же, как у нас, броневик. На обратном пути мы увидели его подорванным. Не знаю, выжили ли те, кто в нём был. Очень надеюсь, что всё-таки живы! И такое бывает в нашей волонтёрской деятельности.
P.S. Уважаемые читатели, мы по-прежнему помогаем и бойцам, и жителям прифронтовых территорий. Если у вас есть желание помочь, вы можете это сделать. Мой телефон 8-916-105-40-28. Почта: rifma@argumenti.ru. Номер карты (специально открыта для этих целей) 2202 2036 9060 8148 (Сбербанк). Номер телефона не для перечисления средств. Он для связи – если будут какие-то вопросы. Звоните, пишите. Всем заранее спасибо!
Добро пожаловать в чат телеграм-канала «Седьмой лепесток»