Аргументы Недели → Общество 13+

Для государства гораздо хуже, если все законопослушны до тошноты, не хотят рисковать, созидать, выходить из зоны комфорта

, 17:01

Для государства гораздо хуже, если все законопослушны до тошноты, не хотят рисковать, созидать, выходить из зоны комфорта

Молодёжь всё чаще уверена, что высокий статус даёт не место в иерархии, а свобода от неё. Ведь изначально в античных городах так и было: люди делились на свободных и подневольных, чьим временем распоряжается кто-то другой. На госслужбе и в корпорациях слишком много начальников и кураторов, чтобы осталось достаточно времени для себя. Поэтому в глазах многих статус странника, проехавшего с рюкзаком 80 стран, выше, чем у «ценного работника», демонстрирующего всем купленный в кредит внедорожник.

Сотни специалистов бросились искать ответы, как новое понимание собственной значительности отразится на устойчивости государств. И за что будут конкурировать в обществе будущего.

Одно из самых любопытных исследований статуса провела американский нейробиолог Сара Гимбел. Она предоставила 40 участникам эксперимента доказательства того, что их крепкие политические взгляды на самом деле ничего не стоят: в них полно противоречий, и они не учитывают многие очевидные факты. Реакция вышла, словно человек, гуляя по лесу, наткнулся на медведя. Участники бежали не к книгам, ноутбуку или тишине уединения, чтобы проверить и обдумать услышанное. Они неслись к единомышленникам, чтобы спешно латать пробоины, нанесённые своим галлюцинациям.

Как сформулировал профессор Роберт Хоган, людьми движет базовое желание сходиться с другими и обходить их. Психически здоровый мозг отлично умеет дать своему владельцу почувствовать себя героем. Он судит нас в режиме соревнования, подговаривая прийти к выводу, что мы лучше большинства. Например, 86% австралийцев считают себя профессионалами «выше среднего», а 96% американцев – «особенные».

Статус всё чаще начинают вымаливать кокетством, соглашательством и смирением, а не добывать в суровой борьбе. Когда люди конкурируют за деньги и власть, национальное богатство растёт, даже если они нарушают закон. Для государства гораздо хуже, если все законопослушны до тошноты, но при этом не хотят рисковать, созидать, выходить из зоны комфорта, потому что можно, работая в полноги, обеспечивать себе пропитание, а статус поддерживать благодаря лайкам за селфи в позе лотоса.

Автор бестселлера «Статус. Почему мы объединяемся, конкурируем и уничтожаем друг друга» Уилл Сторр делит все статусные игры на три категории: игры доминирования, успеха и добродетели.

Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram